Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 07:27, реферат
История Хазарского государства. Образование Хазарского государства. Становление Хазарского каганата. Территория и население. Государственное устройство. Экономика и социальные отношения. Последние упоминания. XI век.
Однако "простой народ" не попал еще в феодальную зависимость.
Показательно, что когда в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в Х в.), требовалось убить хакана, то к царю приходили и знатные люди, и простой народ.
Сохранение
реликтов родовой организации, свободы
основным населением и в то же время
выделение особого сословия знати
(тарханов) свидетельствует о том,
что Хазария может
В многоплеменной Хазарии, где население исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства
В ранний период существования Хазарского государства его войско состояло из ополчений собственно хазар и подчиненных народов и племен. В IX—Х вв. положение изменилось. Вспомогательные войска от подчиненных народов по- прежнему призывались, но главную роль стало играть наемное войско, состоящее из мусульман, русов и славян. Оно делилось на две части — мусульманскую и славяно-русскую. Это войско было численностью в 12 тыс. человек, и имело корпус мусульманских воинов ал-арсийа численностью около
7
тыс. всадников в кольчугах
и панцирях, вооруженных луками.
Наемникам платилось жалованье,
Изменение
состава хазарской армии, несомненно,
является косвенным свидетельством социальных
изменений в хазарском обществе в IX—Х
вв. Это говорит о том, что хаканы уже не
доверяли ополчениям, а стремились опираться
на оплачиваемые отряды, которые не были
связаны со страной и, казалось бы, полностью
зависели от хакана. На деле они вскоре
полностью попали под влияние этих наемников
и их командиров, и царь в Х в. вынужден
был слушаться своих наемников, и прежде
всего мусульманской гвардии.
Первоначально хазары придерживались традиционных тюркских верований. Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри. Каган считался воплощением покровительства этого бога. Он обладал кут’ом — особой жизненной силой, которая обеспечивала счастье народа. Языческий культ правителя в конечном итоге превратил кагана в бездействующего сверхсакрализованного полубога.
Однако расположение на стыке христианского и исламского миров, а также исключительное влияние иудейских общин привело к сложению в Хазарии уникальной конфессиональной ситуации: проникновению и сосуществованию трёх монотеистических религий. Известны позитивные отклики о Хазарии от представителей всех этих вер. По сообщениям источников, в Итиле мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники.
Хронологически первым в пределы Хазарии пришло христианство. Этому способствовала как близость Византии, так и знакомство хазар с христианскими государствами Закавказья. Уже в VII в. в Дагестане фиксируется появление христианских церквей. В 682 году один из вассалов хазар князь дагестанских гуннов Алп-Илитвер крестился и принял армянского каталикоса Виро, который уничтожил языческую святыню — священный дуб. В традиционно христианском Крыму во время владычества хазар продолжалось строительство храмов. Византия придавала серьёзное значение миссионерской деятельности, что подвигло её на учреждение в кон. VIII века особой митрополии, центр которой находился в крымском городе Дорос, а территория охватывала владения хазар. Большая христианская община существовала в Семендере. Из хазарских вассалов крупнейшей новообращённой территорией стала Кавказская Алания, хотя в среде её верхушки была иудейская партия, и аланский царь под давлением хазар на время перешёл из христианства в иудаизм.
Знакомство с исламом произошло во время арабо-хазарских войн. После поражения, понесённого от арабов, каган будто бы временно принял ислам. Однако есть основания утверждать, что массовое проникновение данной религии началось в последующий период в результате становления торговых отношений. В Итиле возникла мощная мусульманская община, пополнявшаяся выходцами из разных стран Халифата. Исламской являлась царская гвардия, а по сообщениям арабских писателей исламские минареты были выше, чем дворец царя. В нач. Х в. ислам в качестве оппозиционной идеологии приняли зависимые от хазар волжские болгары. Ислам стал религией большой части хазар и чуть позже хазарского царя в последующие годы после разгрома и потери независимости Хазарским государством, но окончательно смог укрепиться в этом регионе только в эпоху Золотой Орды.
Миграции в Хазарию иудеев шли из двух источников: с Ближнего Востока и Византии. В пределах Дагестана иудейские общины оказались в VI в в результате Маздакитского восстания в Иране. Источники сохранили легенду о религиозном диспуте, который был устроен по желанию хазарского царя между проповедниками трёх религий. Иудаизм был выбран по той причине, что его положения признали как ислам, так и христианство. Уникальность ситуации заключается в том, что иудаизм не предполагает обращение неевреев. Современные учёные среди причин хазарского выбора называют желание сохранить независимость как от Византии, так и от Халифата или указывают на связи иудеев с частью хазарской знати.
Согласно сохранившимся данным, процесс иудаизации был длительным и, по-видимому, иудаизм не сразу стал правящей религией. Установление ортодоксального (раввинистического) иудаизма связано с деятельностью царя Обадии, который выстроил синагоги и ввёл Мишну и Талмуд. В Хазарию начали переселяться евреи из других стран. Особенно массовой была миграция в правление Иосифа, когда в Византии начались еврейские гонения. Хазарский царь в ответ начал преследование христиан.
Обращение
хазарской династии в иудейство,
по некоторым признакам, неблагоприятно
повлияло на дальнейшее развитие государства.
Между тем как царь был иудеем, войска
его состояли преимущественно из магометан
и язычников; собственно же еврейское
население, рассеянное в хазарских городах
и занятое своими меркантильными интересами,
представляло, конечно, весьма слабую
опору для поддержания государственного
единства и могущества. Соперничество
разных религий не могло содействовать
образованию одной полной нации, и Хазарское
государство до конца осталось собранием
разных народностей. Постепенному упадку
хазарского могущества способствовало
и само раздвоение власти. В руках верховного
кагана (хазар-хакана, по Ибн-Дасту) с течением
времени осталась власть почти номинальная,
хотя особа его и была окружена чрезвычайным
почитанием; а действительная власть сосредоточилась
в руках его наместника, начальствовавшего
над войском. Последний назывался по Константину
Багрянородному просто пех (то есть бег),
по Ибн-Фадланну хакан-бег, а по Ибн-Дасту,
иша (то есть почти то же, что шах, как объясняет
г. Хвольсон в своей книге об этом писателе,
стр. 56). Подобное раздвоение власти, конечно,
имело свою долю участия во внутренних
смутах и разложении государства.
Дальнейшая
история Хазарии прослеживается
неотчетливо и развивается
После
падения каганата Южно-русские степи
попали в безраздельное господство
кочевников. В Поволжье доминирующая
роль перешла к Волжской Булгарии,
а на Северном Кавказе — к Алании. Вновь
под одной властью эти территории оказалась
объединены в составе Золотой Орды.
Список используемой литературы.