Хазарский каганат

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Ранние упоминания хазар в связи с событиями в Закавказье (вторая половина VI в.) весьма противоречивы. На юге Восточной Европы в VI в. утверждается верховная власть сначала единого Тюркского, а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центр последнего располагался в Семиречье, а главная арена деятельности находилась в Средней Азии, где тюрки постоянно конфликтовали с Ираном.

Содержание

Хазарский каганат………………………………………………………3
Государство готов (3-4вв. н.э.)…………………………………………9
Революция 1905-1907 годов……………………………………………14

Работа содержит 1 файл

РГР история.docx

— 42.75 Кб (Скачать)

    Содержание 

  1. Хазарский каганат………………………………………………………3
  2. Государство готов (3-4вв. н.э.)…………………………………………9
  3. Революция 1905-1907 годов……………………………………………14
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Хазарский каганат.

     Ранние  упоминания хазар в связи с  событиями в Закавказье (вторая половина VI в.) весьма противоречивы. На юге Восточной  Европы в VI в. утверждается верховная  власть сначала единого Тюркского, а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центр последнего располагался в Семиречье, а главная арена  деятельности находилась в Средней  Азии, где тюрки постоянно конфликтовали  с Ираном. Но и племена Предкавказья, по крайней мере восточной его  части, зависели от хакана тюрок и  вовлекались в войны с Ираном.

      В то время, говоря о хакане западных тюрок, арабские источники изображают его на Кавказе как некоего  верховного сюзерена многих местных  племен. Среди последних же для 60—80-х  годов упоминаются бурджан (т. е. булгары), баланджар, банджар, аланы, даже абхазы и, наконец, хазары. Хазары упоминаются  чаще других племен, и это дает основания  думать, что именно их политическое объединение постепенно, к 90-м годам VI в. выдвигается на первый план в  Восточном Предкавказье. Правитель  хазар уже в начале 90-х годов VI в. титулуется "малик" ("царь"). В то же время упоминание рядом  с хазарами и других племен свидетельствует  о неустойчивости политической ситуации в этом районе, наличии там и  других политических объединений, среди  которых Хазарское выглядит лишь как самое видное.

      Таким образом, во второй половине VI в. на Северном Кавказе функционировали несколько  политических объединений, одним из которых было Хазарское. Но все они  в той или иной мере признавали верховную власть Тюркского каганата.

      Но  в 20-х годах VII в. после череды событий  в этом регионе, в которых хазары принимали участие ( войны Византии, Ирана),  хазары, официально признавая власть Западнотюркского каганата, практически были самостоятельны. Сам Западнотюркский каганат стоял на пороге гибели. В событиях второй половины VI в. нападение на Иран шло с двух сторон — из Средней Азии и через Дербент. В 20-е годы VII в, хакан тюрок сам в ирано-византийскую войну не вмешивался.

      Исследователи относят к 30-м годам VII в. смуту  в Западнотюркском каганате  и  именно с ней или же с крушением  этого государства под ударами  китайцев в 50-х годах VII в. связывают  возникновение Хазарского государства. На практике же политика хазар в 20-х  годах VII в. была полностью самостоятельной, и это позволяет датировать образование  Хазарского государства приблизительно первой четвертью VII в. Правда, хазарский  правитель еще признавал верховную  власть хакана тюрок, с которым он был в родстве. Но двойной титул  хазарского правителя, джебу-хакан, говорит  о том, что он считал себя не ниже своего официального сюзерена.

      Принимая  за дату основания Хазарского государства  первую четверть VII в.,  надо понимать, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольно значительный период становления Хазарского каганата как уже во всех отношениях самостоятельного государства, ставшего главной политической силой Восточной Европы. И в  этом периоде вырисовываются два  главных момента: принятие хазарским  владыкой высшего в кочевом мире титула "хакан" и победоносная борьба с другим прикавказским политическим объединением — Булгарским союзом.

     Время  становления Хазарского каганата в  пределах Восточной Европы это 30—80-ые годы VII в. В это время хазары столкнулись  с арабами в районе Дербента, а  затем в 60-х годах, пользуясь смутой в Халифате, активно вмешались  в закавказские дела. Но не они составляли главное содержание хазарской истории  этого времени. Основной ее ареной в  ту пору стало Предкавказье, а затем  и более обширные районы Восточной  Европы.

     В Предкавказье наряду с хазарами сложилась  и другая крупная политическая сила — Великая Булгария. Пределы ее в общем — это Западное Предкавказье, район р. Кубань, хотя некоторые историки относят западную границу Великой  Булгарии к Днепру, а подвластные  ей области могли охватывать и  пределы юга современной Украины.

     Но  как все-таки малочисленные хазары сумели победить многочисленных, "как  песок у моря", булгар? Большую  роль сыграла вражда между сыновьями  Куврата. Но также из источников становится ясно, что имел место союз хазар  и аланских племён, находившихся в  то время (середина VII в.) под властью Великой Булгарии.

     "Родина" хазар находилась в Восточном  Предкавказье, где они и сложились  из смешения пришельцев савиров  и тюрок с местным, в основном  иранским, населением степной и  прибрежной (прикаспийской) полосы. Здесь хазары обитали и позже,  после крушения каганата. Они  упоминаются в дербентских хрониках  конца XI — начала XII в. 

     Уже в VII в. хазары расселялись в разных, преимущественно окраинных, опорных  пунктах. Первоначально одним из таких пунктов являлось устье  Волги, куда затем был перенесен  и центр государства. Здесь хазары известны и в середине XII в. Русская  летопись их именует саксинами, т. е. жителями г. Саксин, сменившего разрушенный русами Атиль. Большая хазарская колония возникла в Крыму, где сохранилась и после падения Хазарии. Наконец, хазарская колония была на Дону, прежде всего в районе Саркела. Другие центры расселения хазар нам неизвестны. Но уже это показывает, что хазары в своем государстве не имели компактной территории, а составляли как бы островки в пестром этническом мире юго-востока Европы.

     Арабские  источники делят хазар на две  группы. Одна именуется черные хазары, они смуглые, почти черные, подобные индусам. Представители другой группы белые. По-видимому, хазары в IX—Х вв. были народом довольно смешанным в  расовом отношении и не вполне сходным с ранними хазарами (VII в.). Кроме хазар обитали в Хазарии и другие этносы : аланы, булгары, кашаки, славяне, венгры, печенеги, буртасы.

     Источники для VII в. рисуют хазар как полудиких  кочевников, вполне сопоставимых с  гуннами, с которыми их нередко отождествляли. Описывая хазарское войско, действовавшее  в 20-х годах VII в. в Закавказье, отмечают, что в его составе были и  кочевники, и оседлые жители. Очевидно, под последним подразумевались  вспомогательные контингенты из местного (иранского и кавказского) населения. Что же касаетеся самих  хазар, то их описание сходно с тем, что можно найти у авторов, рассказывавших о гуннах IV в. Они  были необычного для жителя Закавказья вида — широкоскулые, без ресниц, с длинными волосами, прирожденные всадники. Пища их являлась обычной для кочевников — мясо, а также кобылье и верблюжье молоко. И в последний период существования каганата хазары во многом сохранили обычаи своих предков. Арабский путешественник прямо указывает, что хазары зимой обитают в городах, а летом уходят в степь. Описывая хазарскую столицу Атиль, отмечает, что при этом городе (или в его окрестностях) нет селений, но пахотные поля разбросаны на расстоянии 20 километров в окружности, по реке и в степи. Хазары летом собирают урожай и перевозят его в Атиль на повозках. Это указывает на то, что в конце IX — начале Х в. хазары занимались земледелием. В качестве производимого злака указывается рис, который наряду с рыбой называется преимущественной пищей хазар. Население коренной Хазарии разводило виноград (например, в Самандаре было до 4 тыс. виноградных лоз). Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Уже это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. Из стран буртасов, булгар, Руси через Хазарию вывозились мед, воск, бобровые, соболиные, лисьи шкуры и мех. Все это пользовалось огромным спросом в странах Востока, и хазары получали большую прибыль в виде пошлин, которыми они облагали иностранных купцов. В связи с проблемой торговли через Хазарию важно обратить внимание на одно обстоятельство: ничего не известно о хазарских купцах. Очевидно, в этом государстве торговля полностью находилась в руках еврейских купцов, живших во всех городах страны и этот факт, что в стране, для которой международная транзитная торговля имела важнейшее значение, она оказалась в руках трансэтнического еврейского торгового капитала, имел решающее значение в истории Хазарии и, очевидно, стал важнейшей причиной принятия иудаизма в качестве государственной религии хазарским царем и его окружением.

     Население Хазарии делилось на две части: знать (тарханы) и простой народ. Отличие  между ними было в том, что тарханы  не платили податей, но обязаны были нести военную службу, чаще всего  в коннице. Однако  "простой  народ" не попал еще в феодальную зависимость. Показательно, что когда  в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в Х в.), требовалось убить  хакана, то к царю приходили и  знатные люди, и простой народ.

     В многоплеменной Хазарии, где население  исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства. Арабские авторы сообщают, что при  царе в Атиле находились семь судей (кади): два для мусульман, судивших по шариату; два для иудеев (хазар, принявших иудаизм, и евреев), судивших в соответствии с Торой; два для  христиан, которые вели суд по Евангелию, и один для язычников (славян, русов  и других идолопоклонников), который  судил согласно языческим обычаям, т. е. "по велениям разума". В случае особенно серьезных дел все эти  судьи собирались у мусульманских  кади и их решения по шариату перевешивали. Другие арабские источники отмечают, что между этими судьями и  царем имелся посредник, который  передавал решения судей царю, и после утверждения их последним  они приводились в исполнение. Такая практика существовала в Хазарии IX—X вв. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы. Царь же и его окружение, принявшие иудаизм, все больше отдалялись от своих подданных. Усиление в Х в. влияния части последних, исповедовавших ислам, и особенно гвардии ал-ларисийа ставило царей в еще более сложное положение. В итоге центральная власть все больше теряла свою силу и влияние. Разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, по-видимому, окончательно не возобладало. Отсутствие же единой культуры, литературного языка и письменности говорит о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане.

     Появление в Восточной Европе политического  объединения, независимого от хазар, означало конец хазарской гегемонии в этом регионе и резкий спад роли хазар в международных делах.

     В результате сокрушения Хазарии произошло  слияние большей части восточнославянских племен в единое государство, получившее полную политическую и экономическую  независимость. Киевская Русь установила контроль над важнейшими торговыми  путями по Волге и Дону, обезопасила  свои границы и стала одним  из сильнейших европейских государств.

     Окончательный разгром Хазарского царства был  завершен князем Владимиром в конце  Х века. Отголосками тех давних сражений являются русские былины и  сказания о "Бое Ильи Муромца с  жидовином".

     Вывод: далекие потомки простых хазар, до сих пор, как когда-то и их предки, занимаются в горах Северного Кавказа грабежами и разбоем, совершая набеги на русские села и торгуя захваченными пленниками. Военный же опыт наших пращуров, столкнувшихся еще тысячу лет назад с этой проблемой, учит, что данная публика понимает и уважает только жесткость и силу оружия.

 

    Государство готов (3-4вв. н.э.)

     Готы - племена восточных германцев, жили в I в. на южном побережье Балтийского  моря и в области нижнего течения  Вислы, куда пришли из Скандинавии. С  конца II в. стали передвигаться на юг и расселились на территории от Дона до Дуная. С III в. разделились на остготов и вестготов.

     Готы - группа германских племен, пришедших  из Скандинавии в Восточную Европу примерно в конце 2 - начале 3 в. н. э. и  захвативших их территории вплоть до побережья Черного моря на юге, низовьев Дона на востоке и Дуная на западе. Готы разделялись на две основные группы: восточные, или остготы (остроготы, грейтунги) и западные, или вестготы (визиготы, тервинги). Мощный поток гуннского  нашествия уничтожил, частью сдвинул  готов в южнорусских степях. Небольшие  готские группы сохранились до 12 в. на побережье Черного моря, на Таманском полуострове и в  Крыму. Они упоминаются и "Слове  о полку Игореве". Существует предположение, что и в глухой лесной области  славянского племени древлян  в течение столетий сохранялось  гнездо готских князей Амалов.

     В IV—V вв. готы сыграли большую роль в истории гибели Римской империи. Более поздние римские историки считали, что готам принадлежала руководящая роль и в том племенном союзе, который обрушился на Рим в середине III в. Жившие при дворах позднейших готских королей историки Кассиодор и Иордан, желая польстить им, прославляли будто бы издавна существовавшее, могущество готов. Однако в III в. готы были лишь одной из составных частей племенного сотоза, объединявшего кроме них гетские, дакийские, сарматские и славянские племена. Античные историки III в. в подражание греческим писателям классического периода часто давали им общее имя скифов. В середине III в. готы начали свои опустошительные набеги на империю. Вначале главным объектом их наступления была Дакия и НижняяМёзия, но постепенно сфера их действий расширилась. В 251 г. готы взяли фракийский город Филиппо-поль, разграбили его и многих жителей увели в плен. Армию вышедшего им навстречу императора Деция они завлекли в непроходимые болота и нанесли ей страшное поражение: почти все солдаты и сам император погибли в бою. Новый император Галл не мог воспрепятствовать готам уйти со всей добычей и пленными и обязался выплачивать им «субсидию». Однако уже через 3 года они снова вторглись во Фракию и дошли до Фессалоники. С 258 г. начинаются самые опустошительные морские экспедиции готов, продолжавшиеся 10 лет. За это время были опустошены и разрушены многочисленные города Греции и Малой Азии, в том числе Эфес, Никея, Никомедия. По сообщению античных авторов, в самом крупном походе готов (267 г.) участвовало 500 судов и несколько сот тысяч человек. В 269 г. император Клавдий II разгромил армию готов при городе Наиссе; одновременно был уничтожен их флот, действовавший у берегов Греции. С этих пор натиск готов на империю постепенно ослабевает. Они осели в причерноморских степях и разделились на остготов (восточных готов) и вестготов (западных готов), границей между которыми служил

Информация о работе Хазарский каганат