Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:11, реферат
Хазарский каганат раннефеодальное государство на территории Северного Кавказа и в нижнем течении Итиля (Волги) и Бузана (Дона) в 7–10 вв. Название получило от господствовавшего в нем тюркского племени хазар.
Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе.
Хазарский каганат:
•Политический строй.
•Социальный строй.
•Экономика.
•Формы поселения.
•Религия.
•Список известных каганов.
Литература
Существенное возрастание роли земледелия, ремесла и торговли произошло в период, когда центр Каганата переместился в волго-донское междуречье (8–9 вв.). Развивались гончарное, кузнечное и ювелирное ремесла, которые ориентировались на местный рынок. На экспорт шли кожа, рыба и, особенно, высоко ценившийся во многих странах рыбий клей. Торговля носила меновый характер, деньги не использовались. Из предметов импорта наибольшую популярность у хазар имели стеклянные бусы и арабские серебряные монеты, из которых делались украшения. Каганат превратился в торгового посредника между Византией и странами Востока, с одной стороны, и славянскими и финно-угорскими народами, с другой. Хазарская казна получала значительный доход от торговых пошлин. Главными пунктами транзитной торговли были Итиль, Саркел (на Нижнем Дону) и возродившихся во второй половине 8 в. античные порты на черноморском и азовском побережье – Фанагория, Керчь, Гермонасса (хазар. Самкерц). В последний период существования Каганата (конец 9 – первая половина 10 в.) ремесленное производство пришло в упадок; Хазария превратилась в паразитическое государство, существовавшее за счет транзитной торговли.
Первой формой оседлого поселения хазар были неукрепленные стоянки-зимовища. В степной зоне большая часть зимовищ в 6–7 вв. эволюционировала в небольшие крепости: круглые или овальные в плане, они были окружены стенами из саманного кирпича; в каждой такой крепости обитал отдельный аристократический род. В плодородных долинах горных рек, на берегах Каспийского моря и озер, на пересечении караванных путей возникали торгово-ремесленные поселения – как укрепленные, так и неукрепленные. Некоторые из них разрослись в города – Семендер, Азар-кала на р. Ярыксу (приток Акташа) и др.; их население отличалось полиэтничностью (хазары, болгары, аланы). Вдоль р.Сулак образовался целый комплекс городов – Беленджерское «многоградье». Площадь городов достигала нескольких тысяч кв. м. Их защищали глубокие рвы и мощные стены (до 10 м в толщину), которые выкладывались из камня или саманного кирпича с камышевой прослойкой и были оснащены полукруглыми башнями. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов. К городу иногда примыкало неукрепленное поселение; вокруг него располагались земледельческие участки и кладбища. Использовались три формы захоронения – простые ямные, катакомбные бескурганные и катакомбные курганные; погребальные камеры имели вид кибиток с побеленными стенами, вход в них закрывали каменной плитой или замуровывали саманным кирпичем.
Для 8–9 вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Итиль возник вокруг дворца-крепости кагана ал-Байды, расположенной на одном из волжских островов, и соединялся с ней плавучими мостами. Саркел первоначально был четырехугольной крепостью, построенной в 830-х византийским инженером Петроной Каматиром на искусственном острове в русле Дона; но вскоре из-за постоянно увеличивавшегося разноплеменного населения (хазары, болгары, славяне, гузы) часть стен была разобрана, и город выплеснулся за свои пределы. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало ок. 10 тыс. чел. Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.
Религия хазар
до принятия иудаизма носила политеистический
характер. Объектом почитания являлись
явления природы и небесные тела. Во главе
пантеона стоял Тенгри-хан – бог неба
и света, владыка вселенной, и, одновременно,
герой, обладающий огромной силой и гигантскими
размерами. В жертву ему у священных дубов
приносили коней: их кровью поливали корни,
а шкуру вешали на ветви. Культ включал
большой элемент шаманизма: участники
религиозных обрядов приводили себя в
экстатическое состояние, исполняя дикие
пляски и устраивая в обнаженном виде
состязания на мечах.
Список известных каганов.
Ибузир Гляван (конец VII – начало VIII в.)
Булан (720–730-е)
Обадия (внук Булана) (ок. 790 – начало 810-х)
Езекия (сын Обадии) (810-е)
Манассия I (сын Обадии) (810-е)
Ханукка (брат Обадии)
Исаак (сын Ханукки)
Завулон
Манассия II
Нисси
Манахем
Вениамин
Аарон
Иосиф (сер. Х в.)
Иван
Кривушин
Литература
Плетнева С. А.
Хазары. М., 1986
Новосельцев А. П. Хазарское
государство и его роль
в истории Восточной
Европы и Кавказа.
М., 1990
Голден П. Б. Государство
и государственность
у хазар: власть хазарских
каганов. – В кн.: Феномен восточного
деспотизма: структура управления и власти.
М., 1993
Магомедов М. Г. Хазары
на Кавказе. Махачкала, 1994
Гумилев Л. Н. Открытие
Хазарии. М., 1996
Цукерман К.А. Русь,
Византия и Хазария
в середине Х в.: проблемы
хронологии. – В кн.: Славяне и их соседи.
Вып. 6. М., 1996
Коновалова И. Г. Походы
русов на Каспий и русско-хазарские
отношения. – В кн.: Восточная Европе
в исторической ретроспективе: К 80-летию
В. Т. Пашуто. М., 1999
Кестлер А. Тринадцатое
колено: Крушение империи
хазар и ее наследие.
СПб., 2001