Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:28, доклад
Густав фон Шмоллер (24.06.1838 – 27.06.1917) - немецкий экономист, родился в 1838 в Хайльбронне. Он изучал сочетание экономики, истории и науки управления в Тюбингене. В 1887 г. Шмоллер был избран членом берлинской академии наук и в тот же год назначен историографом Бранденбурга. С 1899 г. он, как представитель берлинского университета состоит членом прусской палаты господ.
Густав фон Шмоллер (24.06.1838 – 27.06.1917) - немецкий экономист, родился в 1838 в Хайльбронне. Он изучал сочетание экономики, истории и науки управления в Тюбингене. В 1887 г. Шмоллер был избран членом берлинской академии наук и в тот же год назначен историографом Бранденбурга. С 1899 г. он, как представитель берлинского университета состоит членом прусской палаты господ.
Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Брюхер. Все они считали, что законы экономики не могут быть открыты посредством логических обоснований. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, сравнительный анализ, факты. Считали, что экономическое положение личности зависти от исторически сложившихся правовых норм, влияющих на экономический механизм. Представители молодой исторической школы обращали внимание на этику, нравственные начала. В своих произведениях Шмоллер отстаивал исторический метод исследования, противопоставлял его методу научной абстракции.
Однако, применяя
исторический метод, в чем он
имел несомненные заслуги, он
отрицал единство логического и исторического
методов, чем существенно снижал научность
своих концепций. Его методу был также
свойственен эмпиризм, описательный подход
к изучению экономических процессов. Исходя
из этого, Шмоллер характеризовал политическую
экономию как науку, которая изучает народнохозяйственные
явления, определяет и описывает их. Лидер
новой исторической школы Г. Шмоллер делал
особый акцент на роли хозяйственного
"этоса" (греч. "ethos" - обычай,
нрав), т.е. на моральных и правовых рамках,
в которых функционирует экономика. Согласно
его мнению, процесс экономического (и
в целом общественного) развития заключается
в постепенном подчинении правовым и моральным
нормам всех естественно сложившихся
общественных отношений между людьми.
Примерами таких норм являются право частной
собственности, запрет рабства и расовой
дискриминации и т.д. Наличие хозяйственного
этоса является необходимым условием
для существования свободного обмена
денежного обращения, разделения труда
и других характеристик рыночной экономики.
Все экономические отношения являются
производными от этических и правовых
аспектов: например, спрос на товар представляет
собой частицу конкретной истории этических
отношений у данного народа в данный момент
времени. Г. Шмоллер критиковал
классическую политическую экономию прежде
всего за игнорирование ее представителями
этического характера хозяйственных явлений
и повышения роли правовых и моральных
норм по мере экономического развития.
Особенно важным элементом подхода Г. Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы "над" интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой). Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину "институциональная среда" а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.
Большую известность
Г. Шмоллер получил и как участник
"спора о методе" [Methodenstreit] с
представителем австрийской школы маржинализма
К. Менгером в 1883-1884 гг. Г. Шмоллер отстаивал
конкретно-исторические методы исследования
и значимость индукции, приоритет социального
целого, культуры, социума над действиями
отдельных людей, в которых неистребимо
ценностное, этическое начало. Он противопоставлял
все эти аспекты приоритету дедукции,
принципу методологического индивидуализма
и идее об универсальности человеческой
природы - эти тезисы отстаивались К. Менгером.
Г. Шмоллер
выделял два пути экономического
познания: синтетический и аналитический,
отмечая сильные и слабые стороны каждого
и настаивая на их сочетании. По критерию
объективности и надежности знания Шмоллер
признавал приоритет аналитического пути:
«Разлагая явления на мелкие и мельчайшие
составные части, он (человеческий разум)
наблюдает последние, описывает, называет,
классифицирует, приходит с помощью индукции
и дедукции к объяснению причин, из которых
проистекает каждое явление».
Более того, Шмоллер признавал, что «телеологический
и синтетический путь познания и истолкования…
разных людей и в разное время приводил
к различным результатам». И тем не менее
аналитическому пути Шмоллер отводил
вспомогательную роль, отмечая, что его
результаты — «не последние истины»,
поскольку «основываются на фикции постоянства
данного культурного состояния». Приоритетным
для Шмоллера был именно синтетический
путь, ведущий к познанию эмпирических
законов, которые характеризуют изменения
хозяйственных форм, и так называемых
«законов развития», которые вскрывают
«причины, обусловливающие... порядок смены
явлений». Общий вывод Шмоллера близок
позиции Книса: «Изучение народного
хозяйства делается наукой в собственном
смысле слова, отделяясь в качестве самостоятельной
части от этики» — и на основе познания
отдельных явлений «стремится давать
предварительные образы целого, выставлять
идеалы и практические учения».
Шмоллер является
одним из выдающихся представителей
немецкой исторической школы в политической
экономии, именно той фракции, которая
известна под названием реалистической
или историко-этической школы. В своих
экономических трудах он первый сделал
широкое приложение исторического метода,
теоретически обоснованного Гильдебрандом,
Книсом и Рошером. Он считал, что созданию
экономической теории должно предшествовать
конкретно-историческое исследование
хозяйственных инвалидов, развития техники,
социальных институтов… Шмоллер был одним
их немногих ученых, занявшихся изучением
экономике в Германии на микроуровне.
Объектом его исследования стали объекты
мелкой индустрии, ремесленные корпорации.
Гораздо меньшее значение он придавал
вопросам торговли. Шмоллер констатировал:
«В торговом праве сыграло первостепенную
роль установления свободы торговли, повлекшее
за собою изменение к лучшему условий
экономической жизни»
Шмоллер был одним из главных организаторов
исследований в социальных науках. Известно,
что под его руководством проходили почти
все важные научные совещания по экономике
в Германии. Он был одним из инициаторов
состоявшегося в 1872 г. в Эйзенахе первого
съезда германских профессоров-экономистов,
на котором было положено основание в
германской экономической науке новой
реалистической школы и нового направления
социальной политики, получившего вскоре
у противников название катедер-социализма.
В своей вступительной речи при открытии
эйзенахского съезда Шмоллер наметил
главные черты новой социальной программы,
разработку и пропаганду которой взяло
на себя учрежденное на втором эйзенахском
съезде в 1873 г. "Общество социальной
политики". Указав на существующую страшную
пропасть между имущими и неимущими классами
и на угрожающую отсюда опасность социальной
революции, Шмоллер категорически заявил,
что господствующая ныне классическая
экономическая система с ее требованием
полного невмешательства государства
в экономическую жизнь не отвечает назревшим
потребностям социальной реформы.
Когда К. Менгер (австрийский теоретик предельной полезности) стал критиковать точку зрения Шмоллера и настаивал на необходимости применения точных методов естественных наук и абстрактной логической аргументации к политической экономии, началась так называемая "Битва методов". Эта борьба захватила два поколения немецких экономистов, породила огромное количество литературы и однозначно воспринималась экономистами-теоретиками следующего поколения как "история зря потраченных сил" (Шумпетер). Однако она может также рассматриваться, как выражение стремления сохранить продуктивное понимание исторической и изменчивой природы экономических и социальных явлений в противовесе с упрощенным и механистическим подходам с точки зрения законов "рационального" поведения, и по существу она оказала большое влияние на развитие сопряженных дисциплин, особенно социологии.
Шмоллер считал, что социальные катаклизмы
могут сыграть не только положительную
роль двигателя прогресса, но и привести
к гибели государства. Поэтому необходимо
делать все, что способно смягчить социальную
несправедливость (выработать фабричное
законодательство, ввести страхование
рабочих). Но главное – выработать общегосударственную
идеологию, которая сплотит нацию: «Постепенно
общие чувства и великие национальные
задачи обрисовываются яснее, авторитет
государственной организации усиливается
и интересы отдельных классов принуждаются
к подчинению одних другими к соглашению»
По мнению Шмоллера,
чрезвычайно важно, чтобы формирование
экономической теории в целом
осуществлялись на основе знания достоверных
исторических фактов и материала. Он
пропагандировал отчасти
В дальнейшем он внес
значительный вклад в изучение меркантилизма,
который по существу рассматривал как
процесс формирования национального
государства и народного
Социальные реформы и общественная справедливость
имели, по мысли Шмоллера, центральное
значение. Можно рассматривать его как
консерватора в специфическом немецком,
а точнее, прусском смысле этого слова.
Он отвергал манчестерский либерализм,
а также реакционные, антиреформистские
взгляды. Относясь отрицательно к социалистическим
теориям в духе Маркса, Шмоллер намечает
ряд мер (целесообразное фабричное законодательство,
страхование рабочих и т.п.), направленных
к постепенному улучшению положения рабочих
классов и смягчения социальной несправедливости.
Шмоллер считал патерналистскую
политику, направленную на повышение материального
и культурного уровня жизни рабочего класса,
единственным средством предотвращения
революции, интеграции рабочих в монархическое
государство и сохранения прусских традиций.
Он даже допускал альянс между монархией
и рабочим классом.
Ни сам Шмоллер, ни его ученики не достигли своей цели - построения новой теории, основанной на собранном ими историческом материале, однако это имело свою ценность. Основной труд Шмоллера оставался довольно традиционным в теоретической части (рассмотрение стоимости и цен не так уж отличалось от господствующей неоклассической экономической теории) и представляло довольно непоследовательный анализ.
Возможно, это
основная причина, по которой наследие
Шмоллера и вместе с ней вся
историческая школа были обречены на
забвение в Германии вскоре после его
смерти.