Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:22, реферат
Гуситские воины - тема малоизвестная за пределами Чехии. Тем не менее, гуситские войны - важная страница в истории Средних Веков. С исторической точки зрения гуситские войны относились к эпохе Реформации. С военной же точки зрения эти войны явно обогнали свое время. Широкое использование гуситами артиллерии и боевых повозок позволило простым крестьянским ополченцам уверенно побеждать тяжелую рыцарскую конницу.
ПО ТЕМЕ:
Гуситские
воины - тема малоизвестная за пределами
Чехии. Тем не менее, гуситские войны
- важная страница в истории Средних
Веков. С исторической точки зрения
гуситские войны относились к
эпохе Реформации. С военной же
точки зрения эти войны явно обогнали
свое время. Широкое использование гуситами
артиллерии и боевых повозок позволило
простым крестьянским ополченцам уверенно
побеждать тяжелую рыцарскую конницу.
Был заложен краеугольный камень той военной
реформы, которая обусловила господство
пехоты на европейских полях сражений.
Гуситские войны представляли собой переломный
момент в истории Средневековья. С одной
точки зрения, это был последний крупный
крестовый поход, проведенный католической
Европой против еретиков. С другой стороны,
это был первый случай, когда ересь одержала
победу в вооруженной борьбе. В результате
европейское общество претерпело разительные
структурные изменения.
Мученическая
смерть Яна Гуса глубоко взволновала
чехов. Феодалы послали протест Констанцкому
собору против «сожжения справедливого
священника». Ещё при жизни Гуса его друг
магистр Якубек из Стшибра учил, что следует
совершать обряд причащения под обоими
видами, т. е. хлебом и вином. Гус, находившийся
тогда в заключении в Констанце, согласился
с этим. Сторонники Якубка ввели причащение
под обоими видами и поэтому стали называться
калликстинцами или утраквистами, по-чешски
чашниками или подобоями. Распространение
причащения под двумя видами привело к
полному разрыву с католической церковью
и папством. Пражские мещане громили дома
противников Гуса. Началось изгнание из
страны немецкого католического духовенства.
Городские власти, оказывавшие сопротивление,
постигала та же участь. Много немецкого
патрициата эмигрировало из страны. Города
становились чисто чешскими. Деревенское
население устраивало собрания под открытым
небом и слушало народных проповедников.
Обстановка в стране была очень напряженной.
Уже 25 февраля 1419 г. в Праге вспыхнули волнения.
Гуситы захватили ряд пражских церквей
и школ, принадлежавших немецкому католическому
духовенству. В июне того же года на холм,
называвшийся библейским именем Табор,
собралось до 42 тыс. человек. Сюда пришли
крестьяне, ремесленники, городской плебс,
мелкие феодалы.
30
июля 1419 г. в Праге торжественная
процессия мещан, руководимая гуситским
проповедником Яном Желивским, направлялась
к городской ратуше Нового места с требованием
освобождения арестованных незадолго
перед тем гуситов. Из окон ратуши, находившейся
в руках немецкого патрициата, стали бросать
камни в процессию и выбили из рук священника
чашу. Возбуждённый народ ворвался в дом
и выбросил из окон ратуши семерых городских
советников (консулов). Восстание охватило
всю Прагу. Захватившие власть гуситы
избрали новый городской совет. Короля
Вацлава поразило известие о восстании,
и он вскоре умер (16 августа). Ему наследовал
его брат Сигизмунд, император Священной
Римской империи и король Венгрии.
К
этому времени наметилась расстановка
классовых сил в Чехии. К лагерю
реакционеров принадлежали онемеченные
или немецкие паны и городской патрициат.
Центром их была Кутная гора, где зверским
образом расправлялись с гуситами; тысячи
мужчин, женщин и детей были погребены
живыми в шахтах. Лагерь сторонников гусизма
был неоднороден по социальному составу
и по программным требованиям. В нём образовались
две группировки — умеренная и революционная.
К умеренным — чашникам — принадлежали
магистры Пражского университета, средние
и мелкие феодалы, чешские мещане. Чашники
требовали причащения под обоими видами
(от этого их название), секуляризации
церковных земель, свободы проповеди и
публичного контроля над моральным поведением
верующих.
В
этой программе имущих классов ярко
выражено стремление к созданию дешёвой
церкви и к уничтожению церковного
землевладения. Осуществление этой программы
сделало бы дворянство монопольным земельным
собственником и укрепило бы его политическое
положение против крупных землевладельцев.
Феодальные отношения они оставляли неприкосновенными.
Программа чашников была сформулирована
в так называемых пражских статьях, составленных
в 1420 г.
К
революционному лагерю гуситов, известных
под именем таборитов, принадлежали
крестьяне, городской плебс, ремесленники,
разорённые феодалы. Противники таборитов
называли их «грязными земледельцами»,
«сообществом сапожников». Основную массу
таборитов составляли крестьяне. Феодалы
были их ненадёжными союзниками. Центром
революционного лагеря был Табор (отсюда
их имя). Сочинения таборитов не сохранились.
О их программе мы знаем из 84 статей, выставленных
пражскими магистрами 10 декабря 1420 г. против
таборитов. Программа таборитов была революционной.
Они отрицали необходимость королевской
власти, отвергали частную собственность,
отрицали всякую обрядность и догматы
католической церкви. Это была антифеодальная
программа, защищавшая интересы закрепощаемого
крестьянства. Она, как все социальные
требования того времени, была облечена
в религиозную оболочку. Они считали, что
существующий социальный строй не соответствует
слову божьему и поэтому подлежит уничтожению.
Среди
таборитов возникали
Внутренняя
жизнь таборитского лагеря была регламентирована.
Управление таборитов строилось на общинных
началах. К одной категории принадлежали
те, кто непосредственно входил в армию,
к другой — те, кто оставался и работал
дома. Последние должны были доставлять
продовольствие тем, кто сражался. Считая,
что все люди равны, они называли себя
братьями и сестрами. В таборитской общине
был введён контроль над распределением
продуктов.
Гуситское
движение развивалось в сложной
обстановке. Внутренняя борьба партий
чашников и таборитов осложнялась
вмешательством сил феодальной европейской
реакции и вторжением иноземных войск.
Предлогом для вмешательства в чешские
дела был вопрос о престолонаследии. Наследник
Вацлава, его брат Сигизмунд, не пользовался
популярностью даже среди имущих классов
Чехии (его обвиняли в гибели Яна Гуса
и Иеронима). Тем не менее реакционный
лагерь и чашники были готовы признать
его королём. На сейме в Праге чашники
предложили Сигизмунду следующие условия:
Гуса и Иеронима Пражского не называть
еретиками, признать причащение под двумя
видами, разрешить церковное чтение и
пение на чешском языке, не назначать чужеземцев
на земские должности, не преследовать
сторонников Гуса. Сигизмунд отверг эти
требования. Он решил силой подавить растущее
революционное движение, которое грозило
потрясти устои феодального строя и вызвало
тревогу имущих классов Чехии.
Как
чешская реформация, так и гуситские
войны были не только местным движением.
Они вызвали тревогу
Перед
угрозой внешней опасности
Участники
крестового похода, уверенные в своей
победе, дошли до Праги. 14 июля 1420 г.
Ян Жижка разгромил крестоносные
войска, и ополчение Сигизмун-да
рассеялось. Победа Жижки под Прагой вызвала
новый подъём революционного движения.
Народные массы обрушились на своих врагов.
Они захватывали королевские имения и
имения панов, разрушали храмы, монастыри,
замки.
После
разгрома крестоносцев сейм, собравшийся
в Чаславе (июнь 1421 г.), объявил Сигизмунда
лишённым чешского престола. Но внешнее
положение Чехии оставалось напряжённым.
Гуситы надеялись получить помощь от поляков,
поскольку Сигизмунд поддерживал Орден
в его действиях против Польши. К тому
же среди польской шляхты гуситское движение
встречало полное сочувствие. Однако эти
ожидания не оправдались, так как епископ
Збигнев Олесницкий, верный слуга папского
престола, был врагом гуситов, а синод
в Велюне в 1420 г. издал декрет против еретиков,
направленный главным образом против
гуситов. Поэтому предложение Владиславу
Ягайло польской короны не могло дать
положительных результатов. Учитывая
внутренние разногласия в лагере гуситов,
Сигизмунд начал новое наступление. Его
поддерживали те же реакционные силы в
Европе и внутри Чехии. На его сторону
перешла часть чашников, напуганная антифеодальной
программой таборитов. Но в январе 1422 г.
под Немецким Бродом Ян Жижка нанёс крестоносцам
поражение. Второй крестовый поход против
гуситов кончился неудачей.
Тем
не менее Сигизмунд не отказался
от своих планов покорения Чехии
и уничтожения гуситов. Ян Жижка
отразил и третий похОд крестоносцев.
В 1424 г. Жижка умер от моровой язвы.
Память о великом полководце, не знавшем
поражений на поле брани, навсегда сохранилась
в чешском народе.
После
смерти Жижки руководство военными
силами таборитов перешло к Прокопу
Голому, известному под именем Прокопа
Большого, который в битве при
Усти на Лабе 16 июня 1426 г. отразил четвёртый
крестовый поход.
Прокоп Большой не ограничивался оборонительной тактикой. Он перешёл в решительное наступление против империи. Революционная армия ещё в 1426 г вторглась в Саксонию, а в 1427 г. отряды гуситов проходят в Силезию, в Австрию и проникают в Баварию. Немецкие феодалы были охвачены ужасом. Антифеодальные идеи таборитов распространялись в немецких землях. Всюду проникал «богемский яд», как называли враги учение таборитов.
Пражский
университет после реформы
Высшее
духовенство, испуганное ростом популярности
революционных идей, возбудило против
Гуса дело в папской курии по обвинению
его в ереси. В связи с этим в Чехии снова
запретили книги Виклефа. Папа обнародовал
буллу об искоренении виклефистов 1 в Чехии
и сожжении книг Виклефа. В 1410 г. в осуществление
буллы пражский архиепископ Збынек Заяц,
приказал отдать ему на просмотр книги
Виклефа. На двор архиепископа было доставлено
до 200 экземпляров книг, из которых несколько
книг были очень красиво украшены. Гус
и его друзья ждали замечаний об ошибках
в этих книгах. Но колокольный звон и торжествен
ные звуки песнопения «Тебе, бога, хвалим…
доносившиеся с архиепископского двора,
возвестили о сожжении книг английского
реформатора. На следующий день вся Прага
распевала насмешливую песенку о том,
что Збынек Заяц сжёг книги, не зная, что
в них написано. В песенке содержался намёк
на безграмотность архиепископа. Сожжение
книг вызвало волнения в Праге. Король
Вацлав приказал возместить стоимость
книг владельцам и наложил арест на доходы
eпиcкoпa. Ян Гус, несмотря на отлучение
папы, ещёчсмелее выступал в Вифлееме
и говорил, что в делах в^еры должно повиноваться
больше богу, чем людям. В университете
чешские магистры выступали с защитой
книг Виклефа в публичных лекциях, привлекавших
большое внимание. Гус и Иероним принимали
в этом участие. Король и королева ходатайствовали
за. Гуса перед папой,, который вызывал
его в Рим. За отказ явиться в Рим Гус был
ещё раз отлучён от церквиу а на страну
архиепископом был наложен интердикт.
В 1411 г. между церковной и светской властью
в Чехии разгорелась настоящая война.
Вацлав принял крутые меры против многих
духовных лиц, выслал и выгнал их из города,
отнял у каноников сокровища и увёз их
в свой замок. Король созвал земский сейм,
на котором было решено, что по светским
делам никто не может быть привлечён к
церковному суду. Этим власть духовенства
значительно ослаблялась. Папа был вынужден
приостановить процесс против Гуса.
В
1412 г. дело дошло до открытого разрыва
Гуса с католической церковью. Папа
Иоанн XXIII, человек, -запятнавший своё
имя прелюбодеянием, убийствами, гнусным
обманом и другими пороками, прислал в
Чехию своего легата, который продавал
индульгенции, чтобы собрать средства
для крестового похода против неаполитанского
короля. Беззастенчивая, наглая торговля
отпущениями грехов против христианского
госу-.даря была последней каплей, переполнившей
чашу терпения Гуса. Он открыто выступил
против папы, что привело Гуса к разрыву
с католической церковью. Гус объявил
публичный диспут в университете на тему
о том, можно ли продавать индульгенции.
Диспут состоялся при огромном стечении
народа. На диспуте выступали Гус и Иероним.
Красноречие последнего произвело такое
большое впечатление, что его провожало
до дому больше студентов, чем признанного
вождя реформации Гуса. На диспуте Гус
и Иероним -отвергли папские буллы, как
противоречащие священному писанию. Вскоре
после диспута по инициативе Иеронима
буллы подверглись публичному осмеянию.
Уличное шествие студентов пародировало
сожжение книг Виклефа архиепископом.
В пёстро украшенной колеснице везли студента,
одетого блудницей, грудь которого была
увешана папскими буллами. Потешный кортеж
ряженых сопровождал колесницу. Прс^цессия
проследовала по главным улицам города.
На одной из площадей буллы были сожжены
под виселицей при огромном стечении народа.
Тогда пролилась первая кровь в гуситском
движении — были схвачены трое юношей,
выступавших против продажи индульгенций.
Гус взял вину на себя, но не смог спасти
их. В городе было неспокойно, народ собирался
на улицах, и юношей обезглавили, не доведя
до места казни. Похороны казнённых превратились
в грандиозную демонстрацию. Тела, завёрнутые
в белоснежные простыни, провожало в последний
путь множество чехов с пением «Это святые».
Организатором демонстрации был Иероним.
Юношей похоронили в Вифлееме по церковному
обряду, и с тех пор часовню называли капеллой
Трёх святых. Иероним и позднее Гус выступали
в Вифлееме с проповедями, посвященными
памяти казнённых. Открытая борьба сторонников
реформации с католической церковью продолжалась.
Папа Иоанн XXIII, разъярённый всем происходящим
в Чехии, обнародовал новое церковное
отлучение, которым Гус изгонялся из человеческого
общества, а Вифлеем должен был быть разрушен.
Немецкое духовенство — так как Гус был
в Праге — перестало совершать богослужение.
В Праге происходили уличные столкновения.
Немецкие городские власти несколько
раз пытались разрушить Вифлеем, но слушатели
Гуса отстояли капеллу. Вацлав IV, рассчитывая
на помощь Иоанна XXIII, больше не поддерживал
Гуса. В декабре 1412 г. он предложил ему
покинуть Прагу. Гус отправился в изгнание
на юг Чехии и поселился в Козьем Градке.
Он много времени посвящал литературной
работе и создал в изгнании 15 чешских трактатов,
которые являются наиболее самостоятельными
из его сочинений. Он проповедывал среди
крестьян округи и очень сблизился с ними.
Из самых дальних деревень приезжали его
слушать. Связь его с пражским мещанством
не порывалась и поддерживалась частой
перепиской. На досуге он создал орфографию
чешского языка, которой мы и сейчас пользуемся.
Гус заново перевёл на чешский язык библию,
исправив старое издание. Этим он дал в
руки крестьян и мещан могучее оружие
в их борьбе против католической церкви
и феодального строя.