Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:16, реферат
Григорианский календарь был введен папой Григорием XIII 4 октября 1582 г. взамен старого юлианского календаря. Новый календарь получил широкое распространение, был введен во многих странах и используется по сей день.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Причины введения григорианского календаря
1.1 Неточность юлианского календаря………………………………………..4-5
1.2 Основные преимущества нового календаря……………………………………………………………………5-6
Глава 2. Особенности введения григорианского календаря
2.1 Недостатки григорианского календаря……………………………………7-8
2.2 Введение календаря в странах Европы……………………………………8-9
Заключение……………………………………………………………………...10
Список используемой литературы…………………………………………...11
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Причины введения григорианского календаря
Глава 2. Особенности введения григорианского календаря
2.1 Недостатки григорианского календаря……………………………………7-8
2.2 Введение календаря в странах Европы……………………………………8-9
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение
Григорианский календарь был введен папой Григорием XIII 4 октября 1582 г. взамен старого юлианского календаря. Новый календарь получил широкое распространение, был введен во многих странах и используется по сей день.
Целью этой работы является анализ причин введения и характеристика григорианского календаря.
Ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать причины введения григорианского календаря
2. Выявить преимущества и недостатки нового календаря
3. Рассмотреть особенности введения календаря в странах Европы
Проведено много исследований по изучению вопросов, относительно введения календаря, его преимуществ и недостатков. В этой работе использованы материалы из книги Селешникова С.И. «История календаря и хронология»1, где проведен достаточно полный анализ причин введения нового календаря, проведения григорианской реформы. Широкая характеристика календаря представлена в книге Климишина И.А. «Календарь и хронология».2 Дополнительные сведения, дающие общую оценку календарю, обобщающую ранее полученные сведения, приведены в учебнике Черепнина Л.В. «Русская хронология».3
Глава 1. Причины введения
В 325 г. н.э. состоялся Никейский церковный собор. На нем был принят для всего христианского мира Юлианский календарь. По нему весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Для церкви это было важно при определении времени для празднования одного из главных религиозных праздников - Пасхи. Принимая этот календарь, церковники полагали, что он идеально точный.4
Однако юлианский календарный год, хоть и незаметно, но систематически отставал от тропического года (Тропический год – это средний интервал между двумя последующими прохождениями видимого Солнца через точку весеннего равноденствия). Принимая каждый четвёртый год за високосный, юлианский календарь исходил из предпосылки о средней продолжительности года в 365,25 суток. Но эта средняя величина несколько превышает астрономические данные на 0,0078 суток или на 10 минут 44 сек (год = 395, 2422 суток). Если основываться на последних данных, то уже не каждый четвёртый год придётся считать за високосный. Позже было выяснено, что в юлианском календаре за каждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки, а за 400 лет - несколько более трех суток. К тому же все праздники, связанные с определенными датами календаря передвигались «вперед»: весенние - на лето, летние - на осень и т.д.
Это привело к тому, что время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Ко второй половине XVI в. ошибка составила уже 10 суток.5
Из-за неточности метонова цикла (Метонов цикл — промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре) фазы Луны по отношению к датам юлианского календаря отстают на одни сутки за каждые 310 лет. Таблицы пасхальных полнолуний был составлены в IV-VI вв., но к XVI в. фазы луны по отношению к расчетным сдвинулись уже на четверо суток. Поэтому довольно часто Пасха праздновалась не в первое, а во второе воскресенье после истинного (астрономического) полнолуния.
Таким образом, дата весеннего равноденствия и даты пасхальных полнолуний, принятые в качестве основы для расчета Пасхи, уже не соответствовали реальным астрономическим явлениям. Этого католическая церковь не могла допустить.
Поэтому к середине XVI века вопрос о реформе нового календаря получил настолько широкое распространение и важность его решения оказалась настолько необходимой, что откладывать решение этого вопроса церковь дальше не стала.6
1.2 Основные преимущества нового календаря
Неточность юлианского календаря была обнаружена в первой четверти XIV. Проблема календарной реформы обсуждалась католической церковью на Базельском (1437г.), Лютеранском (1512-1517гг.) и Тридентском (1545-1563гг.) соборах.
Реформа календаря была осуществлена римским папой Григорием XIII. В 1582 г. он создал специальную комиссию. Этой комиссией было поручено разработать проект новой календарной системы.7
После ознакомления со всеми предложенными вариантами нового календаря комиссия одобрила проект, автором которой являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или Алоизий Лилий, 1520-1576). Этот проект был опубликовав в 1576 году братом ученого-Антонио Лилио, еще при жизни Луиджи принимавшего участие в разработке нового календаря.
Проект Лилио был принят, и 24 февраля 1582г. папа Григорий XIII издал специальную буллу «Inter gravissimas» (« Среди важнейших..»).
Перед комиссией стояли две основных задачи: 1) ликвидировать каким-либо способом разницу в 10 суток между тропическим и календарным годом, накопившуюся за прежние столетия; 2) путём соответствующих изменений в структуре юлианского календаря, устранить, или во всяком случае уменьшить, эту разницу на будущее время.8
Первую задачу решили административным порядком. Счет дней был передвинут на 10 суток вперед, 5 октября 1582 г. было предписано считать как 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие вновь пришлось на 21 марта, нарушенное соответствие было восстановлено.
Решение второй задачи оказалось намного труднее. Чтобы обеспечить на долгое время совпадение календарной даты весеннего совпадения с его фактической датой, надо было знать продолжительность тропического года.
Ранее говорилось, что юлианский календарь отличается от тропического на 10 минут 44 сек. в год, что давало ошибку, поэтому во избежание новых ошибок было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. По юлианскому календарю за 400 лет 100 високосных годов, теперь же их число сократили до 97. Было предложено считать простыми те вековые годы, число сотен в которых не делится на 4. Таким образом, в новом календаре к високосным относятся 1600, 2000, 2400, 2800 и т.д. А к простым – 1700, 1800, 1900, 2100 и т.д.9
Но это нововведение, касалось исключительно только тех годов, которые отделяли друг от друга соседние столетия и обозначались цифрами с двумя нулями на конце. Григорианская реформа отнюдь не затрагивала тех годов, которые находились внутри, столетия. Для распределения их на простые; и високосные оставалось в силе старое правило, которому подчинялся юлианский календарь, т. е. признаки делимости на четыре двух последних цифр.
В итоге, в григорианском календаре каждый период в 400 лет имеет на три високосных года меньше, чем в юлианском. 10
Кроме того, Григорий XIII начал отсчёт лет не от основания Рима, а от Рождества Христова, которое вычислили астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио.
Был приведен в соответствие с фазами луны и 19-летний лунный цикл, определены правила его регулярного исправления (в каждом столетии).
Такая календарная
система получила название
Глава 2. Особенности григорианского календаря
2.1 Недостатки григорианского календаря
Средняя продолжительность григорианского календарного года меньше, чем юлианского. Она составляет 365,2425 и отличается от принятого значения всего лишь на 0,000305 средних суток. Но разница между тропическим календарем и григорианским становится уже в целые сутки за 3280 лет, поэтому этот календарь тоже не совсем точен.
Большая точность календаря была достигнута ценой утраты его простоты. Юлианский календарь имел период в 28 лет, который позволял легко определять дни недели в любом временном отрезке. В григорианском календаре этого периода нет. Основным достоинством юлианского календаря являлась простота его циклов. Три года юлианского календаря содержали 365 дней и четвертый - 366, то есть период состоял из 4-х лет или 1461 дня.
В юлианском столетии также содержится целое число дней - 36525. В григорианском же календаре столетия не содержат в себе равного количества лет, поэтому временные отрезки, приходящиеся на оба столетия, не равны между собой, как не равны и сами столетия. Календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три - четыре дня короче второго. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начался, а каждый новый год начинается с другого дня. Новый календарь лишился симметрии, что делает исторические, астрономические, да и бытовые вычисления весьма затрудненными.
Согласно каноническим правилам, Пасха христианская должна праздновать после Пасхи иудейской. В григорианском календаре же довольно часто христианская Пасха приходится вместе с иудейской или даже раньше ее. Это связано с тем, что в нем исчез 532-летний цикл, позволявший достаточно просто определять дни Пасхи. Теперь для этого используются специальные таблицы. 12
Таким образом, несмотря на все достоинства григорианского календаря, его недостатки привели к тому, что его не используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Украинская. Также далеко не во всех странах григорианский календарь был введен. Привело все это и к тому, что был разработан проект нового календаря - новоюлианского, точность которого выше, чем григорианского.
2.2 Введение календаря в странах Европы
Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В странах, где господствующий религией был католицизм (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.), он был введен в 1582 г. или несколько позднее. Другие страны признали его только через десятки и сотни лет.
В государствах, в которых было сильно развито лютеранство, долгое время сопротивлялись введению нового календаря (Дания, Исландия, Швейцария (Цюрих, Берн, Базель, Женева) и др.). Еще дольше против нового стиля выступала православная церковь (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Югославия и др.).
В ряде стран при введении григорианского календаря пришлось преодолеть большие трудности. В истории известны «календарные беспорядки», возникшие в 1584 г. в Риге и направленные против указа польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, но и в Задвинском герцогстве. Эти беспорядки продолжались несколько лет и прекратились только после ого, как в 1589 г. руководители восстания были арестованы, подвергнуты жестоким пыткам и казнены.
В XVII—XVIII веках «календарные»
трения отмечались и в других регионах
Европы, например, в Швейцарии, между
преимущественно католическими
французскими и преимущественно
протестантскими немецкими
В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь в России, но всякий раз эти попытки терпели неудачу из-за противодействия церкви и правительства. Только в 1918 г., сразу после установления в России советской власти, была осуществлена календарная реформа. Уже 16 ноября 1917 г. вопрос о реформе календаря был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР, который 24 января и принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».13
Заключение
Григорианский календарь был введен для того, чтобы устранить недостатки своего предшественника - юлианского календаря. А именно, ликвидировать разницу в 10 суток между тропическим и календарным годом, накопившуюся за прежние столетия; и путём соответствующих изменений в структуре юлианского календаря, устранить, или во всяком случае уменьшить, эту разницу на будущее время.
Эти задачи были осуществлены. Новый календарь приобрел большую точность, за счет передвижения счета дней на 10 суток вперед. Совпадение календарной даты весеннего совпадения с его фактической датой на долгое время путем изменения в распределении годов на високосные и простые.
Но кроме преимуществ, григорианский календарь имеет и ряд недостатков. Точность календаря была достигнута его усложнением. Стало труднее рассчитывать дни недели, столетия не равны между собой, каждый новый год начинается с другого дня, нежели предыдущий, Пасха христианская стала праздноваться раньше или одновременно с иудейской, что ведет к каноническим нарушениям.
Несмотря на недостатки григорианский календарь широко применяется во многих странах мира (России, Франции, Австрии и др.)
Список используемой литературы