Реферат на тему
Греческая цивилизация
Древняя Греция и ее культура занимают
особое место в мировой истории.
В высокой оценке античной (т.е. греко-римской)
цивилизации сходятся мыслители
разных эпох и направлений. Французский
историк прошлого века Эрнест Ренан
назвал цивилизацию древней Эллады
"греческим чудом". Самые высокие
оценки греческой цивилизации не
кажутся преувеличенными. Но что
породило мысль о "чуде"? Греческая
цивилизация - не единственная, да и
не самая древняя. Когда она появилась,
некоторые цивилизации древнего
Востока измеряли свою историю уже
тысячелетиями. Это относится, например
к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой
цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно
быстрым расцветов. Общество и культура
Древнего Египта уже в начале третьего
тысячелетия до нашей эры находилась на
той ступени развития, которая позволяет
говорить о переходе от варварства к цивилизации.
Создание греческой цивилизации относится
к эпохе "культурного переворота"
- VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в
Греции возникла новая форма государства
- первая в истории демократии. В науке,
философии, литературе и изобразительном
искусстве Греция превзошла достижения
древневосточных цивилизаций, развивающихся
уже более трех тысяч лет. Разве не было
это чудом? Конечно, никто не имел в виду
сверхъестественное происхождение греческой
цивилизации, но указать исторические
причины появления "греческого чуда"
оказалось совсем непросто. Возникновение
и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся
фактически на протяжении жизни нескольких
поколений, составляли загадку уже и для
самих греков. Уже в V в. до н. э. появились
первые попытки объяснения этого феномена.
Прародителем многих достижений греческой
культуры был объявлен Египет. Одним из
первых был здесь "отец истории" Геродот,
чрезвычайно высоко ценивший культуру
Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ
утверждал, что Пифагор воспринял свою
философию в Египте, а Аристотель называет
эту страну родиной теоретической математики.
Родоначальник греческой философии Фалес
был финикийцем по происхождению. Приехав
в Египет, он учился у жрецов, заимствовал
у них представление о воде как первоначале
всего сущего, а также знания по геометрии
и астрономии.
Такие же сведения мы находим
у древних авторов относительно
Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита,
Героклита и других выдающихся представителей
греческой культуры. Что же заставляло
греков искать восточные корни своей собственной
культуры? Современная наука указывает
несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь
с египетской культурой и культурой других
стран Древнего Востока, действительно,
многое заимствовали, а в других случаях
обнаруживали черты сходства между своей
культурой и культурами востока. Зная
о большой древности восточных цивилизаций,
греки склонны были объяснять происхождение
того или иного явления греческой культуры
заимствованиями эллинов на Востоке, что
казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал
консерватизм жизненных устоев, характерный
для всех древних обществ. Греция не составляла
исключения в этом отношении. Древним
грекам было присуще глубокое уважение
к старине. Вот почему греки были готовы
щедро отдать другим народам свои собственные
достижения.
Современная наука дает и
другие объяснения происхождения
древнегреческой цивилизации. Ренан
усматривал причину "греческого
чуда" в свойствах, якобы присущих
арийским языкам: абстрактности
и метафизичности. Выделяли особую
одаренность греков в сравнении
с другими народами древности.
Различные гипотезы рассмотрены в книге
историка А. И Зайцева "Культурный переворот
в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.". Им
приведены конкретные сведения, опровергающие
расистские гипотезы. Многие историки
приходят к выводу, что причины величия
греческой цивилизации следует искать
не в расовой предыстории Греции, а в конкретной
исторической действительности первого
тысячелетия до н. э.
Известный швейцарский ученый
Андре Боннар в соей книге "Греческая
цивилизация" утверждает, что греческая
цивилизация и античная культура базировались
на античном рабстве. Греческий народ
прошел те же этапы развития, что и другие
народы. Боннар утверждает, что греческого
чуда не существует. В центре его книги
люди, создавшие греческую цивилизацию
и созданные ею. "Отправной точкой и
объектом всей греческой цивилизации
является человек. Она исходит из его потребностей,
она имеет в виду его пользу и его прогресс.
Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно
и мир, и человека, один посредством другого.
Человек и мир, в представлении греческой
цивилизации являются отражением один
другого - это зеркала, поставленные друг
против друга и взаимно читающие одно
в другом".1
Литература, искусство и философия
Древней Греции дали толчок
развитию европейской культуры.
Древняя Греция открыла человека
как прекрасное и совершенное
творение природы, как меру
всех вещей. Великолепные образцы
греческого гения проявились
во всех сферах духовной и
социально-политической жизни: в
поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи,
политике, науке и праве. Греки
создали науку, которую некоторые
исследователи называют "мышлением
по способу греков". У истоков
европейской культуры находится
микенская цивилизация.
Отличительной чертой микенской
цивилизации является наличие
дворцов-цитаделей, мощных архитектурных
комплексов, содержащих обширные
кладовые, помещения административного
и культурного назначения. Такого
рода дворец - средоточие сложной
экономической военной и религиозной
жизни. "Дворец держал на строжайшем
учете реальные и запланированные
поступления (в основном продукцию
ремесла и сельского хозяйства),
дворец ведал организацией рабочей
силы, военного дела, выдачей продовольствия
лицам, выполняющим какую-либо
работу".2 Возглавлял деятельность такого
дворца царь-жрец (ванака). Основная функция
царя заключалась в сохранении "священного
порядка в природе". Человек в такой
системе был зависим от религиозного мировоззрения.
Кстати, идея божественного происхождения
каждой профессии долго сохранялась у
древних греков. И у Гомера встречается
подробное описание многих ремесел, а
в качестве их творцов указываются Гефест
и Дедал. Мифологическое мировоззрение
было типично для микенской цивилизации.
Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим
силам: родовой аристократии и сельской
общине. И в гомеровском эпосе вместо царя
- "басилевс", скорее военный предводитель.
"Басилевсы" вели свою родословную
от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне
сражения, чтобы подчеркнуть значимость
поединка. Интересен в этом отношении
диалог Диомеда и Главка: "Тщиться других
превзойти, непрестанно пылать отличиться,
Рода отцов не бесчестить, которые славой
своею Были отличны в Эфире и в царстве
ликийском пространном".3 Нормами жизни
человека в микенской цивилизации и у
гомеровских героев были честь, слава,
стыд. Платон называл Гомера "воспитателем
Греции".
Характерным признаком древнегреческой
цивилизации являлся демократизм.
Античная классическая демократия
рассматривалась как форма государственного
устройства, в основе которого
лежит свобода. Гарантией личной
свободы гражданина было право частной
собственности на средства производства
(и, прежде всего, на главное из них - землю)
с возможностью продажи ее или передачи
по наследству, право свободного распоряжения
произведенными товарами (то есть свободный
рынок), право непосредственно влиять
на формирование внутренней и внешней
политики государства и антимонопольные
законы, препятствовавшие концентрации
экономической и политической власти
в руках одной личности, семьи, сословия,
класса. Недостатком классической античной
демократии было то, что свободой в каждом
из греческих государств (а их было около
2 тысяч) обладал только полноправный гражданин
именно этого государства и только в пределах
своего государства. Все прочие лично
свободные жители этого государства -
иммигранты и женщины - гражданскими правами
не обладали и частной собственностью
(особенно недвижимой) владеть не могли.
Не говоря уже о рабах, которые не обладали
даже личной свободой и в саму категорию
людей включались только отдельными свободомыслящими
греками и римлянами.
Одним из видимых результатов
развития греческой цивилизации
стала античная скульптура. Заимствованная
греками из древней и рафинированной,
но безличной и униформированной
деспотичной цивилизации Египта, уже в
архаическую эпоху она отличается от окоченевших
и схематичных греческих фигур большей
мягкостью, живостью и большей индивидуализацией
очертаний. А с началом классической эпохи,
характеризующейся массовым ростом самосознания
свободных граждан демократических полисов,
скульптура приобретает специфические
античные оригинальные черты. Она перестает
служить застывшим в деревянной позе символом
незыблемости привилегий родовой знати
и начинает отражать динамику отношений
полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также
была сращена с динамичными
общественными процессами. До эпохи
эллинизма царских дворцов не
строили по причине отсутствия
царской власти. Главными зданиями
городов вначале были дома
божеств, покровителей городов, -
храмы. По мере роста благосостояния
и развития демократии другой
важнейший центр полиса - агора,
площадь, где собирался народ
для решения как политических, так и
экономических проблем (в частности, для
товарообмена), начала обстраиваться зданиями,
предназначенными для различных общественных
нужд - разного рода правительственных
учреждений, собраний и т.п. Это здание
городского совета - булевтерий, театр,
гимнасий, палестра, стадион. Греческая
архитектура сделала ряд оригинальных
разработок, в частности, как формы храмов,
так и их отдельных деталей. И несмотря
на монументальный характер греческой
общественной архитектуры классического
времени, чувство пропорции не позволяло
создавать сооружения, служившие целям
подавления и принижения чувств свободного
гражданина свободного государства, в
отличие от архитектуры древневосточных
деспотий, эллинистического и римского
времени, где индивидуалистически-монополистические
тенденции поощряли гипертрофированную
монументальность и колоссальность сооружений.
(С эллинистического же времени в греческой
архитектуре появляются дворцы царей
и виллы царских вельмож и состоятельных
людей.) Частные здания вместе с ростом
благосостояния общей массы населения
демократических полисов также благоустраивались.
Города снабжались водопроводом и канализацией.
Вновь построенные города (например, Пирей)
создавались уже согласно греческой философии
архитектуры, наиболее выдающимся представителем
которой был Гипподам из Милета (гипподамова
планировка). Античная цивилизация возникла
как цивилизация городов-государств и
оставалась до своего конца таковой, несмотря
на потерю городами права на проведение
самостоятельной внешней политики, подкрепленной
собственными независимыми вооруженными
силами. Но в процессе все большего наступления
императорской центральной власти на
права муниципального самоуправления
(плоть до драконовского налогообложения
Юстинианом) города терли источники не
только развития, но и регенерации и приходили
в упадок.
Вместе с античным городом
формировалась и греческая, а
затем и римская литература, все
те ее жанры и литературные
образцы, которые в значительной
степени будут определять развитие
европейской и мировой литературы.
В архаическую эпоху производится
запись созданного в темные
века дописьменного эпоса, в частности
"Илиады" и "Одиссеи" Гомера,
ставших предметами школьного образования
не только в гимнасиях античности, но и
в гуманистической (классической) гимназии
нового времени. Живой эпос уже не создается,
а лишь пародии на него, поскольку его
естественная среда - аристократическая
община - уступает свои позиции демократии.
Эмансипирующаяся личность осуществляет
свою потребность в выражении и осознании
чувств и переживаний в другом роде литературы
- в лирике. Именно в эпоху архаики возникает
целое созвездие мастеров разных лирических
форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох
и многие другие. В классическую же эпоху
ведущим жанром становится драма, а обязательным
атрибутом архитектуры каждого города
- театр. Величайшие драматурги трагедии
- Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан.
Исэгория (равная свобода слова для всех
граждан) и исономия (политическое равноправие)
вызывают расцвет некогда аристократического
искусства - ораторского, для проявления
которого было достаточно поводов на заседаниях
народного собрания, совета, суда, на народных
празднествах и даже в быту. Особыми мастерами
этого искусства и одновременно политическими
деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме
них можно назвать десятки имен, поскольку
ораторское искусство не умирало в античности
никогда, хотя с падением греческой демократии
и римской республики оно, скорее, превратилось
в красноречие.
Развитие общественного самосознания
послужило причиной возникновения
литературы, описывающей государства
в процессе развития, то есть
историографии, наиболее выдающимися
представителями начального этапа
которой были Гекатей Милетский, Геродот
и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и
объекта, личности и окружающего мира,
то есть проблемы, появившиеся вместе
с греческой свободой, с помощью различных
подходов пытается осмыслить родившаяся
вместе с ней греческая философия, в отличие
от других сфер греческой духовной культуры
так и не получившая настоящего развития
в римской культуре.
В тесной связи с философией
развивается и греческая наука,
уже в классическое время имевшая
большие достижения, - математика, геометрия,
астрономия, медицина, продолжением
которых и являются современные соответствующие
научные дисциплины. Высокого уровня достигла
и техника. Однако в античности она не
образует тесной связи с научными разработками,
поскольку все более распространявшийся
в постклассическое время рабский труд
был дешевле техники. Стабильное развитие
имела только военная техника. Вместе
с тем за тысячу лет от эпохи классики
и до конца античности инженеры и техники
дали сравнительно сильный толчок развитию
производительных сил, расширили ассортимент
товаров потребления, повысили их качество,
увеличили их количество. Технические
новинки кроме военной области использовались
в подъемных механизмах, судостроении,
горной промышленности (включая каменоломни
и метеллургические предприятия), водном
хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо).
Применялось давление пара и воздуха.
Несмотря на тормозящую силу рабского
труда, еще в античности начинают применяться
прогрессивные конструкции плугов, косилки,
жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э.
в общих чертах в Греции сложилась система
образования - общее образование или энциклопедическое
образование, энкюклиос пайдейа, которое
в своей основе не было отвергнуто ни Римом,
ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим
новым временем (гуманистическая или классическая
гимназия, гуманитарное образование).
Классические языки - древнегреческий
и латынь - в форме так называемой интернациональной
лексики вошли во все европейские и неевропейские
языки и, являясь международным языком
науки и культуры, связывают воедино, ка
живые нервы и кровеносные сосуды, современную
цивилизацию с ее живительными источниками
- историческим опытом и достижениями
прошлого.
Список использованной литературы
1. Энциклопедический словарь юного
историка М.,"Педагогика-пресс",1993
2. Казимеж Куманецкий История культуры
Древней Греции и Рима М., "Высшая школа",1990
3. Лев Любимов Искусство Древнего
Мира М.,"Просвещение",1971
4. Андре Боннар Греческая цивилизация
Ростов-на-Дону,"Феникс",1994
5. Культурология (учебное пособие и хрестоматия
для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997
1 Боннар
2 Античная Греция, т.1 Становление
и развитие полиса. М.,1983. с.90-91
3 Гомер. Илиада /Пер. Н.И.Гнедича. М.,1960
/ VI, 208 - 210