Гражданская оборона и ее задача

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

История человечества — это история войн, катаклизмов и катастроф. Чем больше нас становится на земле, тем больше опасностей нас подстерегает и тем страшнее их последствия. За последние десятилетия прошлого века на земле произошло около 30 крупных вооруженных конфликтов. К сожалению, среди потерь растет доля мирного населения. Если в Первой мировой войне в числе погибших было 5% мирных жителей, то во Второй мировой — уже 50%, в корейской войне — 84%, во вьетнамской — 90%. Именно поэтому во всем мире уделяется первостепенное внимание гражданской обороне, которая позволяет сохранить жизни тысячам мирных граждан.

Работа содержит 1 файл

реферат по гражданской обороне.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО  ТЕМЕ:

«ГРАЖДАНСКАЯ  ОБОРОНА И ЕЁ ЗАДАЧА»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

Проверил: преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История человечества — это история войн, катаклизмов  и катастроф. Чем больше нас становится на земле, тем больше опасностей нас подстерегает и тем страшнее их последствия. За последние десятилетия прошлого века на земле произошло около 30 крупных вооруженных конфликтов. К сожалению, среди потерь растет доля мирного населения. Если в Первой мировой войне в числе погибших было 5% мирных жителей, то во Второй мировой — уже 50%, в корейской войне — 84%, во вьетнамской — 90%. Именно поэтому во всем мире уделяется первостепенное внимание гражданской обороне, которая позволяет сохранить жизни тысячам мирных граждан. 

Впервые Российское государство  стало уделять особое внимание вопросу  защиты мирного населения после  Гражданской войны. 
В 20-х годах особую роль в подготовке жителей страны к защите отечества играли добровольные оборонные организации, ячейки Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству). Они работали в колхозах, на предприятиях и даже в жилых домах. 
Важнейшим шагом в становлении самостоятельной государственной системы защиты населения страны стало создание в 1932 году регулярных частей местной противовоздушной обороны (МПВО). В годы Великой Отечественной войны ее бойцы встали на защиту наших городов. Только в столице они обезвредили 40000 зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3000 крупных аварий. 
Однако после войны над всей страной вновь нависла угроза уничтожения — на этот раз в результате ракетно-ядерного удара. Появилось новое оружие массового поражения невиданной дотоле разрушительной силы — ядерное. А основным средством его доставки стали стратегические ракеты. Именно поэтому в 1961 году началось создание новой общегосударственной всенародной оборонительной системы, призванной защитить население от оружия массового поражения, — Гражданской обороны СССР. Ее возглавил Маршал, дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Чуйков. 
Катастрофы конца 80-х — авария на Чернобыльской атомной электростанции, землетрясение в Армении, взрыв на железнодорожном вокзале в Арзамасе, железнодорожная катастрофа в Башкирии — заставили по новому взглянуть на систему защиты населения.  
Как ответ новой России на природные и техногенные вызовы, в 1991 году был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. Его возглавил Сергей Кужугетович Шойгу. В январе 1994 года Госкомитет был преобразован в Министерство. 
Основным законом, который определяет порядок функционирования гражданской обороны в России, является федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N28-ФЗ. Однако начавшаяся в 2004 году административная реформа внесла принципиальные изменения и дополнения в этот закон.

Самое важное изменение, закрепленное законодательно в 2004 году, это изменение концепции гражданской обороны. Она состоит в том, что теперь гражданская оборона, ее силы и средства привлекаются к ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций не только в военное, но и в мирное время. Могу сказать, что главные постоянно действующие силы гражданской обороны, составляющие ее основу на 
всех исторических этапах, — войска гражданской обороны — всегда привлекались к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако войска — это лишь часть сил гражданской обороны. 
В соответствии с изменениями, внесенными федеральным законом N122-ФЗ, в организациях могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования. В настоящее время готовится комплекс организационно-планирующих документов, определяющих порядок их создания и функции. Но уже сегодня ясно, что такие формирования должны быть созданы, прежде всего, на всех предприятиях, которые представляют потенциальную опасность населению. Создавать их обязаны руководители предприятий, но организационную, методическую и практическую помощь в становлении этих формирований и в подготовке личного состава, естественно, будут оказывать специалисты МЧС России. Командиры формирований будут обучаться на специальных курсах гражданской обороны, а личный состав — на предприятии или в организации, где эти формирования созданы. 
Новая редакция статьи 8 федерального закона «О гражданской обороне» определяет полномочия исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны. В пункте 1 этой статьи определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
Пункт 2 определяет полномочия органов местного самоуправления. 
Фактически этой статьей закреплено разграничение полномочий между органами власти различного уровня. Теперь не только федеральные органы управления, но и органы власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления на своем уровне, должны проводить мероприятия по гражданской обороне, поддерживать в постоянной готовности технические системы управления, оповещения и защиты населения, а также решать задачи по подготовке населения к действиям в случае чрезвычайной ситуации. Естественно, что разграничение полномочий влечет за собой и разграничение финансирования. Следует обратить внимание, что в статью 11 федерального закона «О гражданской обороне» включен пункт 4, согласно которому руководители от федерального уровня до отдельной организации несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны. По этому закону гражданская оборона (ГО) представляет собой систему мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и определяет задачи ГО:

  1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате военных действий.
  2. Оповещение населения об опасности.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  5. Проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае опасности для населения.
  7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего вследствие военных действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
  8. Борьба с пожарами, возникшими в результате ведения военных действий.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
  10. Обеззараживание населения, техники, Зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий.
  12. Срочное восстановление функционирования коммунальных служб.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Казалось бы, это азы знаний, но, к сожалению, как показывает опыт, большая часть  населения к чрезвычайным ситуациям  не готова, не знает как действовать  в экстремальной ситуации, более того, не имеет представления, где эти знания получить. Что же, идти в школу на урок ОБЖ? Это не обязательно. Необходимо приобрести специальное методическое пособие с описанием возможных нештатных ситуаций, в том числе, с учетом специфики вашего региона, необходимых действий при их возникновении и правилами их предупреждения, а также с указаниями органов гражданской обороны. В соответствии с действующим законодательством, подобные методички должны выпускать соответствующие органы местного самоуправления, как впрочем, и обеспечивать население всей необходимой информацией любыми другими способами. Старшее поколение прекрасно помнит, как они принимали участия в учениях по гражданской обороне. Сегодня для большинства наших граждан это история. Однако учения по гражданской обороне никто не отменял, более того, на каждом предприятии должно быть планирование мероприятий гражданской обороне, предполагающих учения, тренировки, организацию и проведение занятий с руководящим составом и с работающим персоналом. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по программе, предусматривающей, в частности, их ежегодное участие в тактико-специальных учениях продолжительностью 8 часов, которые проводятся по специальным планам. Уже разработан целый комплекс мероприятий, предусматривающий обучение в области ГО и ЧС на соответствующих курсах и в рамках повышения квалификации руководителей производства различного уровня. Более того, подготовлено к внесению в законодательство требование проведения аттестации руководителей, которые назначаются на самостоятельные должности — директор, руководитель предприятия, глава местного самоуправления или глава администрации.

  На мой взгляд, экстремальные ситуации, связанные со стихийными бедствиями, авариями на предприятиях, на транспорте, в быту, опасны прежде всего потому, что, как правило, возникают неожиданно. Люди оказываются часто совершенно не готовы к ним и поэтому беспомощны. Чтобы этого не происходило, сегодня во всех средних учебных заведениях страны введен обязательный общеобразовательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», заменивший курс «НВП». На практике школьники осваивают его, участвуя в детско-юношеском движении «Школа безопасности». Студенты вузов и средних специальных учебных заведений изучают предмет «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которого будущих руководителей обучают еще и основам организации гражданской обороны на предприятиях и в учреждениях. Цель этого обучения — создание у граждан страны не только навыков правильного поведения в кризисных ситуациях, но и, что важнее, умения не попадать в подобные ситуации.

Я считаю, что  никому не хочется даже думать о  катастрофах и войнах. В глубине  души мы надеемся, что эти беды нас  минуют. К сожалению, беспечность  в итоге может дорого обойтись. Гражданская оборона России сегодня — это все мы, 145 млн жителей страны. Мы сами должны знать, что делать в кризисных ситуациях. Мы должны уметь действовать быстро и правильно, чтобы выжить самим и помочь выжить тем, кто рядом.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Федеральный Закон. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Гражданская защита.

№ 1. 1996. С.78-85.

  1. Федеральный закон. О гражданской обороне // Основы безопасности жизни. № 7. 1998. С. 48-53.
  2. Постановление Правительства РФ от 05.11.95 №1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” // Российская газета. № 225. 21.11.95.
  3. Консультант плюс, с обновлением на 2009 год.

 

 

 


Информация о работе Гражданская оборона и ее задача