Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:25, контрольная работа
Государство Само — древнейшее славянское государство, упомянутое в письменных источниках. Существовало на территории современных Чехии и Нижней Австрии, объединив предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев. Настоящим достоверным источником, в котором упоминается личность князя Само является «Хроника мира» бургундского монаха Фредегара, написанная около 660-го года. Летописец Фредегар сосредоточил свое внимание, прежде всего на событиях, которые произошли при его жизни, то есть событиях периода 631-660-ых годов:
Держава Само.
Государство Само — древнейшее славянское государство, упомянутое в письменных источниках. Существовало на территории современных Чехии и Нижней Австрии, объединив предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев. Настоящим достоверным источником, в котором упоминается личность князя Само является «Хроника мира» бургундского монаха Фредегара, написанная около 660-го года. Летописец Фредегар сосредоточил свое внимание, прежде всего на событиях, которые произошли при его жизни, то есть событиях периода 631-660-ых годов:
"...На 40-м году правления Хлотаря (623 г.) некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. Венды были долгое время поданными гуннов, которые использовали их как befulci. Когда бы гунны не выступали против других народов, они стояли у лагеря в строю, готовые к бою, пока сражались венды. Если венды побеждали, то гунны бросались вперед за добычей, но если венды терпели поражение, то гунны поворачивали их и вновь заставляли вступать в битву. Венды звались гуннами befulci, потому, что они дважды начинали атаку в боевых порядках, и таким образом, прикрывали гуннов. Каждый год гунны зимуют со славянами, спят с их женами и детьми, и вдобавок славяне платят дань и терпят много других тягот. Сыновья, рожденные от гуннов славянским женами и дочерьми однажды нашли это постыдное унижение нестерпимым, и поэтому, как я сказал, они отказались подчиняться своим господам и подняли восстание. Когда они выступили против гуннов, Само, о котором я говорил, пошел с ними, и его храбрость вызвала их восхищение: удивительно много гуннов пало от меча вендов. Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем, и он правил ими 35 лет. Несколько раз они, под его руководством, воевали с гуннами, и его благоразумие и храбрость всегда доставляли вендам победу. У Само было 12 вендских жен, которые родили ему 22 сына и 15 дочерей..."
"...В этом
году славяне (или венды, как
они себя называют) убили и
ограбили большое число
Необходимо добавить, что в изложении Фредегара имеются многие неясности. Во-первых неизвестно, где находилась Сенонская область, из которой Само происходил. Историки также не уверены в том, что Само был первоначально действительно купцом. В латинском тексте Фредегара можно найти много грамматических ошибок, Фредегар вероятно несовершенно знал латинский язык, и мог воспользоваться искаженным словом. Также очень трудно определить, где находились границы державы Само. Но во всяком случае речь идет о первой славянской державе европейского значения, которой приходилось постоянно отражать наезды иностранцев.
Ученые спорят и об этническом происхождении Само.
Зальцбургский Аноним в сочинении “Обращение баваров и карантанцев” (870 г.) сообщает: "Некий славянин по имени Само, находясь у карантанцев, был князем того племени".
Исследовавший происхождение Само Фр.Палацкий пришел к заключению, что он "был славянин, родом из племени велетов; около 622 г. этому племени угрожало подчинение владычеству франков и, чтобы не подчиняться чуженациональному владычеству, Само ушел со своим родом к чехо-моравским славянам, где быстро приобрел широкую популярность". Другой известный чешский историк, Шафарик находит имя, образ жизни и нравы Само чисто славянскими, особо подчеркивая его “непримиримую ненависть к франкам".
Кроме франкской и славянской гипотез этнической принадлежности Само, существует еще и третья версия — кельтская (галлоримская), опирающаяся на различные этимологии его имени. И франкская, и галлоримская версии этнического происхождения Само предполагают, что ко времени прихода к славянам — винидам он был христианином. Когда "виниды избрали его над собой королем", можно подозревать, что он отошел от христианства.
Самая крупная и одновременно самая таинственная битва с франкскими наездниками состоялась в 631-м или в 632-м году под крепостью Вогастисбург.
Несмотря на то, что факт победоносной битвы под Вогастисбургом является несомненным, историкам до сих пор не удалось определить, где собственно крепость Вогастисбург находилась. До наших дней существуют три возможных решения этого вопроса. Видные историки 19-го века, в том числе и легендарный «король чешских историков» Франтишек Палацки, придерживались мнения, что Вогастисбург находился недалеко западно-чешского города Домажлице. В 1843-м году историк Владивой Томек провозгласил, что Фредегар сделал в названии крепости ошибку, и что настоящее название крепости было Тогастисбург. Это название отвечает чешскому названию «Крепость Тугоштя». Деревню «Тугошть», названную в честь старинной крепости, действительно можно найти недалеко Домажлиц.
Известный археолог и специалист по истории чешских крепостей Аугуст Седлачек в 1882-м году опубликовал статью, в которой поместил Вогастисбург неподалеку от северо-западного города Кадань. Он сослался на свои археологические раскопки на горе, находящейся недалеко от этого города, на которой он нашел остатки крепости, стариной и размерами отвечающей предполагаемому Вогастисбургу. А Кадань ведь также являлась пограничным городом. Фредегар пишет, что войско короля Дагоберта сразилось с венедами на самой границе державы князя Само. Однако снова нехватает убедительного доказательства, что холм, находящийся вблизи от города Кадань, действительно и есть таинственный Вогастисбург.
Третье предположение, высказанное историком Франтишеком Франком в 1911-м году, помещает Вогастисбург неподалеку от городка Штаффелштейн в Германии. В северо-западном направлении от чешского пограничного города Хеб находится холм с названием «Вугастесроде», на котором также были найдены остатки средневекового крепления. Кроме того, на этой территории тогда находилось славянское население - там жили лужицкие сербы. В наши дни можно на вершине холма найти маленькую церковь, посвященную святой Альдегунде. Интересен тот факт, что святая Альдегунда, которая умерла в 662-м году, была современницей описанных событий. У церкви романский фундамент, ее могли построить в память недавней битвы. Однако все это предположения. Держава князя Само распалась в 658-м году. Битва под Вогастисбургом оказалась первой, исторически подт
вержденной победой славян на территории центральной Европы.