Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему обращались все философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.
В ранней и более поздней, вплоть до современной истории развития человечества, имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, методом проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для государства и для общества были, как правило, далеко не однозначными, а нередко, как показывает опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

Содержание

I. 1. Понятие государства……………………………………………………….3-6
I.2. Основные признаки государства…………………………………………..7-8
I.3. Понятие права…………………………………………………………….9-10
I.4. Основные признаки права………………………………………...……..11-12
II. 1.Компетенция и порядок деятельности Государственной Думы….….13-14
II.2. Структура Государственной Думы……………………………………14-15
II.3. Порядок работы Государственной Думы………………………...……..15

Работа содержит 1 файл

государство.docx

— 32.33 Кб (Скачать)

Важную  роль в представлении о содержании и сущности права, а также в  его определении играют и такие  факторы, которые связанны со служебной  ролью и социальным назначением  права в жизни общества и государства.

Общепризнан тот факт, что в социальном плане  право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет, прежде всего, волю и интересы стоящих  у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Право всегда конкретно и реально.

В юридической  литературе, отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению  понятия права, а тем более  однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк  и разнообразен.

Отечественные авторы, предпринимавшие попытки выработки общего понятия права в силу объективных и субъективных причин чаще всего ссылались на отдельные специфические черты, рассматривая право исключительно как классовый регулятор общественных отношений. Таким образом, право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы.

 

I.4. Основные признаки права

Среди широко признанных признаков и черт национального  права отечественными и зарубежными  авторами выделяются такие, как:

· Системность  и упорядоченность;

· Нормативность;

· Императивный, чаще - государственно-волевой, властный характер;

· Общеобязательность, общедоступность;

· Формальная определенность;

· Проявление в качестве всеобщего масштаба и  равной меры по отношению ко всем индивидам;

· Обладание  регулятивным характером;

· Всесторонняя (с помощью государственных и  негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Разумеется, исходя из сложности, многослойности и противоречивости такого явления как право трудно говорить об исчерпаемости и бесспорности названных признаков и черт. Однако они дают общее и наиболее четкое представление о праве и помогают решать традиционные проблемы правопонимания и связанные с ними проблемы сравнительного правоповедения.

Обратим внимание, прежде всего на то, что  право - это, прежде всего совокупность, а точнее система норм или правил поведения. Это не случайный набор  случайных норм, а строго выделенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.

 Право  - это не простая система норм, а система норм, подавляющее большинство  которых установлено или санкционировано  государством. Создавая нормы права,  государство действует через  свои уполномоченные на то  органы или же путем передачи  отдельных своих полномочий на  издание некоторых нормативно-правовых  актов негосударственными органами  или организациями.

 Право  всегда выражает государственную  волю, которая воплощает в себе  волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой  опыт существования и функционирования  государства и права говорит  о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

 Право  представляет собой систему норм  или правил поведения, имеющих  общеобязательный характер. Общеобязательность  означает непременность выполнения  всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.  Она возникает вместе с нормой  права, вместе с ней развивается  и изменяется, и одновременно  с отменой акта, содержащего нормы  права, прекращается.

Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушений требований, содержащихся в нормах права, применяется  государственное принуждение. Государство  не может безразлично относиться к актам им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для  их реализации, охраняет их от нарушений  и их гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно  должно применяться только уполномоченными  на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а  также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 1.Компетенция и порядок деятельности Государственной Думы.

По Конституции  Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Закон «О выборах  в Государственную Думу» устанавливает, что 225 депутатов избираются по мажоритарной системе, а 225 — по пропорциональной. Депутатом может быть избран только гражданин, достигший 21 года.

Полномочия Государственной Думы делятся на три группы.

  1. Исключительные полномочия.
    • согласие Президенту на назначение Председателя Правительства;
    • решение вопроса о доверии Правительству;
    • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
    • объявление амнистии;
    • выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.
  1. Законодательные полномочия Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов.

 Конституционные законы, утверждаемые  квалифицированным большинством, издаются  по таким вопросам, как:

  • чрезвычайное положение;
  • принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;
  • изменение статуса субъекта РФ;
  • описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна;
  • Референдум;
  • режим военного положения;
  • введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения;
  • порядок деятельности Правительства;
  • установление судебной системы;
  • определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов;
  • созыв Конституционного Собрания.

По другим вопросам, входящим в предмет ведения  Российской Федерации, принимаются  федеральные законы.

  1. Полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности. К ним относятся:
  • избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком;
  • образование комитетов и комиссий;
  • проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты;
  • принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.

II.2. Структура Государственной Думы.

Так же как и в Совете Федерации, из числа депутатов избирается Председатель. Однако здесь имеется и должность  первого заместителя Председателя. Помимо первого избираются другие заместители, число которых устанавливается  регламентом. В составе Государственной  Думы создаются депутатские объединения  — фракции и депутатские группы. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной  Думой. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат создается Совет  Государственной Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций  и депутатских групп, а с правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители Председателя и председатели комитетов.

Комитеты  — это структурные подразделения  Государственной Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению. Техническую работу выполняет аппарат  Государственной Думы.

II. 3. Порядок работы

 Деятельность  Государственной Думы проходит  на основе принципов коллегиальности,  свободного обсуждения вопросов  и открытости. На заседаниях вправе  присутствовать члены Совета  Федерации, могут быть приглашены  представители государственных  органов, общественных объединений,  научных учреждений, эксперты и  другие специалисты для предоставления  необходимых сведений и заключений  по вопросам, рассматриваемым Государственной  Думой. Аккредитуются и представители  средств массовой информации. Однако  по решению палаты могут быть  проведены и закрытые заседания.  Президент или его полномочный  представитель в Федеральном  Собрании, Председатель Правительства,  члены Правительства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного  судов, Генеральный прокурор, Председатель  Центральной избирательной комиссии  вправе присутствовать на любом  открытом или закрытом заседании.

Депутаты  Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты имеют  лишь короткие зимние и более продолжительные  летние каникулы. Предусматриваются  различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов  и комиссий, фракций и депутатских  групп, обсуждение вопросов на парламентских  слушаниях, работа с избирателями.

Заседание Государственной Думы считается  правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов  палаты. Работа ведется на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.

Решения Государственной Думы принимаются  на ее заседаниях открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронных средств  подсчета голосов, без использования  электронной системы, с помощью  бюллетеней и путем опроса депутатов. Решения принимаются простым  большинством голосов от общего числа  депутатов, а по процедурным вопросам — от числа депутатов, принявших  участие в голосовании. Квалифицированное  большинство (2/3 голосов) требуется  при принятии конституционных законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государство и право