Государство и право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:14, реферат

Описание работы

Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры

Работа содержит 1 файл

LEKCII.DOC

— 80.00 Кб (Скачать)

       В 1831 году создается совет министров, который обладает практически теми же полномочиями, что и бывший тайный совет, кроме принятия решений законодательного характера. Постепенно, в связи с ростом доверия Елизаветы этому органу, совет получает и эту возможность. Этот орган существовал до смерти Анны Иоановны, которая назначила себе приемником Ивана Анатольевича, который в скорости был свергнут. После двух переворотов в 1741 году приходит к власти Елизавета Петровна, которая провозглашает курс Петра I, то есть на национальное возрождение. Она приостанавливает действие смертной казни на время ее правления, но после эта мера становится традицией и больше не используется как мера наказания (за редким исключением). При Елизавете восстанавливаются права сената и упраздняется кабинет министров, тогда же создается конференция при высочайшем дворе (позднее переименованный в совет при высочайшем дворе). В 1761 умирает Елизавета и на ее место встает Петр III, которого опять свергают. В 1762 году на престол всходит Екатерина II.

       Во время ее правления начинается новая полоса. Сенат теряет свое прежние значение и превращается в судебный и исполнительный орган. В 60 годы происходит реформа сената, который делится на департаменты и только один из департаментов остается политическим органом.

       Была произведена реформа губерний (1775 год), которая опять изменила административно-территориальное деление России. Тогда же сокращается количество коллегий, остаются только три самых важных, а полномочия других передаются губерниям, число которых увеличивается почти в два раза (около 50), провинции – упраздняются, но уезды – остаются. Наряду с вице-губернатором появилась должность генерал-губернатора, которому подчинялись от 1 до 3 губерний вместе с военными, а сам он подчинялся лично императрице. Создавались губернское правление, казенные палаты, приказ общественного презрения.

       Реформы 1775 года. В ходе ее была совершена попытка отделения суда от администрации (то есть суды не подчинялись местным исполнительным органам). Были созданы сословные суды (для дворян,  судья – дворянин, для горожан – горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин ).

       Появились две инстанции судов:

       для дворян – уездный и верхний земский суд

       для горожан – городской магистрат губернский магистрат

       для крестьян – нижняя  расправа в уезде и верхняя расправа в губернии

       Тогда же создается государственный суд делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд из чиновников, которые назначались государством. Он носил апелляционный характер, а решения его можно было обжаловать в сенате.

       Апелляционный суд рассматривается по той же схеме, что и в первой инстанции. Апелляция может подаваться при любом исходе суда, но тогда она носила чисто формальный характер и затягивалась (в связи с отсутствием средств коммуникаций)  иногда на десятилетие.

       Прокуратура получила более низший орган: в губерниях появились губернские прокуроры, которым подчинялись уездные и губернские стряпчие. Ни одно решение суда не вступало в силу без его подписи.

       Другие законы Екатерины II. Были неплохие сепаратные законы.  Была создана комиссия по составлению нового уложения, эта комиссия созывалась от сословий (то есть повторяла земский собор). Одним из результатов его работы – жалование грамоты дворянству и городам. При Екатерине II дворянам разрешили иметь свои сословно-представительные организации. В результате появились губернские и уездные дворянские собрания на которых решались сугубо местные вопросы дворянства.

       Реформы начала XIX века. При Александре (1801 год) был создан непременный (в смысле постоянный) совет (позднее именуемый государственным), носящий совещательный характер. ему же вменялось составление нового закона. В 1802 году был принят манифест о министерствах, то есть была создана министерская система управления. Во главе министерств – комитет министров. Впервые появились министерство внутренних дел, которому подчинялась полиция и ряд других министерств. Тогда же в 1802 году был принят другой указ “О правах сената”, в котором полностью восстанавливаются права сената.

       На этом реформы приостановились из-за внешнеполитических проблем (из-за Наполеона). Н после подписания  Тензитского мира реформы воспрянули во главе с о Спиранским в 1810 году, когда был создан законосовещательный орган (впервые, орган был таким и задуман) – государственный совет. С этих пор все законы проходили через него, а также впервые были отделены законы, как документы, прошедшие через государственный совет, от других документов.

       Государственный совет поначалу играл очень значительную роль, но после ссылки Спиранского (1812 год) его функции изменились и он не имел уже такого влияния.

       Канцелярия его императорского величества. Ее роль увеличилась еще при Александре I. Николай I изменил ее структуру в 1726 году, она разделилась на отделения:

       1-ое -  отделение – получение прошений о награждении, пенсии, …

       2-ое – исключительно вопросами кодификации законодательства

       3-е – борьба с революционным движением (фактически гос. безопасность, а вскоре ему будет переподчинены  жандармы)

       4-е – благотворительность, женские учебные заведения

       В таком виде она просуществовала до 1771 года.

       Николай I считал, что не нужно писать новый закон, нужно лишь кодифицировать старое, ведь накопилось огромное количество правового материала по разным сборникам. Эту идею Николаю подсказал допрос декабристов, которые называли одной из причин недовольства – плохое законодательство.

       Работа 2-го отделения была поэтапной:

    1. сбор всех законов по хронологическому признаку начиная с 1649 года. Всего было собрано 40 томов не считая нескольких томов приложений
    2. кодификация действующих законов по отраслевому признаку. Их уже было собрано к 1832 году – 15 томов, но сюда не добавлялись никакие законы кроме уже существующих.

       В действие сей сборник вступил в 1835 году. Он имел следующее деление:

    1. том 1, основные законы Российской империи (собрание законов устанавливающих незыблемость королевской власти, порядок ее наследования и отношения между членами королевской семьи )
    2. 2 том, законодательство о губернских учреждениях.
    3. Далее идут различные уставы для служб.

       Среди них был 15 том, который в последствии был дополнен документом который назывался “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”. Он  был гораздо подробнее чем 15 том и составлено довольно грамотно и действовало до 1917 года.

       Буржуазно-демократические реформы второй половины XIX века.

       Это было переломное время , когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам  (по изменению жизни и быта крестьян ). Постепенно пришли к выводу о выносе подобных вопросов на широкое обсуждение, для подготовки общественного мнения. Были созданы комитеты подобные секретному, но не секретные, по всем губерниям, а в конце появились реабилитационные комиссии готовившие закон об отмене.

       Этот закон был принят 18 февраля 1861 года, а наряду с ним были приняты еще с десяток других законов регламентирующих порядок раскрепощения крестьян причет только крестьян принадлежащих дворянам (о царских и дворцовых крестьянах ничего не говорилось ). Содержание этих документов было таково:

    1. крестьяне получали личную свободу
    2. свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как освободившись от помещиков  они стали зависимы от крестьянских общин
    3. получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений
    4. заниматься государственной службой

       Но вопрос о земле  не был решен сразу.

    1. крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка. Если возникали споры, то нужно было идти к мировому посреднику (специально созданная должность для решения подобных вопросов). Если  крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство (которое имело процент с крестьянина).

       Процесс  выкупа продолжался вплоть до 1917 года и по подсчетам большевиков они выплатили даже больше, чем нужно было (но точно сказать трудно).

       Судебная реформа 1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная республика в царской России, то есть суд был отделен от административной власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и судопроизводства (суд стал гласным, разбирательство – устным, равенство сторон как в гражданском, так и в уголовном праве - реальным). Появились суды присяжных, несменяемость судей и т.п.

       Судебная система. Существовала 2 вида судов:

    • система общих судов ( окружной судья, потом судебная палата)
    • система мировых судов (мировой судья, потом съезд мировых судей)

       каждый из которых действовал самостоятельно, конституционная инстанция – одна – сенат.

       Мировые суды рассматривали мелкие дела (о проступках и мелкие гражданские дела) стоимостью до 300 рублей, остальные дела рассматривались в общих судах.

       Особая подсудность была у судебной палаты, которая рассматривала государственные преступления и т.п.

       Каждый судья – единолично рассматривал все дела. Это единственный, кто избирался, остальных – назначали.

       Каждый судья автоматически был членом палаты.

       Окружной суд  - суд профессиональных юристов с присяжными заседателями. Суд присяжных  - одна из форм окружного суда. Окружной, так как юристов по губерниям не хватало, поэтому созывались юристы с нескольких. Плюсом деления на округи было то, что такой суд оказывался выше по рангу губернского начальства. Все дела, которые вел суд присяжных подлежали обжалованию только в конституционном порядке, остальные  - в судебной палате (кута входили сословные представительства, что было минусом). Сенат с этого времени стал высшей судебной инстанцией.

       Прокуратура. Если раньше – губернская, то теперь при каждом общем суде. Вместо стряпчих – товарищи прокурора. Изменились и функции : общий надзор исключительно в судебной сфере (над дознанием, следствием, исполнением приговора и т.п.) и функции государственного обвинения в суде, что стало основной функцией прокуратуры.

       Адвокатура впервые создана в 1866 году (первые присяжные поверенные). Адвокаты делились на

    • присяжных-поверенных, профессиональные юристы имеющие стаж работы и обязательно высшее юридическое образование
    • ???

    Для того чтобы стать частным поверенным, требовалось сдать экзамены. Адвокаты в дореволюционной России – только мужчины.

       Земская  и городская реформа. Земские органы занимались теми делами, которыми не занимались государственные органы, то есть социальными вопросами.

       Городские – очень похожи на земские.

       Контрреформы – неопределенное понятие – земская и городская контрреформа в 1890 году на смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. Судебная контрреформа – отдельные поправки к судебным уставам принятые в разное время. Все дела о государственных преступлениях рассматривались в сенате, а не в судебной палате. Появилось дисциплинарное присутствие сената – для ограничения принципа несменяемости судей. Следователи тоже были несменяемы, поэтому не эту должность старались не назначать, а назначали – исполняющих обязанности (что уставом не предусматривалось. Число дел рассматриваемых  на закрытых заседаниях увеличилось после принятия в 1881 году закона “О чрезвычайном положении” - в частности разрешалось закрывать суды, школы и т.п. и передавать дела из подсудности общих судов в подсудность военных. Готовилась и более серьезная поправка о ограничении суда присяжных, но она не прошла.

Информация о работе Государство и право в России