Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:28, доклад
В начале VI в. н.э. многочисленные тюрксие племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную потребность в объединении. Кочевое скотоводческое хозяйство невозможно было вести без более или менее правильного распределения пастбищ по сезонам года.
Отсутствие единой власти приводило к постоянным столкновениям между кочевниками, ослабляло их, затрудняло правильный экономический обмен с земледельческими народами.
Государство и право тюркской империи.
В начале VI в. н.э. многочисленные
тюрксие племена, кочевавшие по территории
нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную
потребность в объединении. Кочевое скотоводческое
хозяйство невозможно было вести без более
или менее правильного распределения
пастбищ по сезонам года.
Отсутствие единой власти приводило к
постоянным столкновениям между кочевниками,
ослабляло их, затрудняло правильный экономический
обмен с земледельческими народами. Объединение
многочисленных кочевых племен в один
более или менее устойчивый политический
союз в особенности соответствовало интересам
привилегированных имущественных групп
и классов населения. В середине VI в. такое
объединение возникло- это был Тюрксий
каганат.
В 546 г. Бумын – военный вождь тюркского
племени дулга, кочевавшего на территории
Алтая и Монголии, - объявил себя каганом.
В дальнейшем состав Тюркского каганата
расширился, включив в себя огромное количество
кочевых племен от Байкала до Черного
моря, а также земледельческие районы
Средней Азии. Через Тюрксий каганат проходил
«великий шелковый путь» из Китая в Византию.
В 603 г. Тюркский каганат, состоявший из
большого количества племен и целых племенных
союзов распадается на Восточный и Западный
Тюркский каганат. Для истории Казахстана
большое значение имеет Западно-Тюркский
каганат (ЗТК), занимавший его территорию.
Племенную основу ЗТК составлял союз тюркских
племен, заметную роль в котором играли
племена карлуков, ягма, усуней, кангюев.
ЗТК представлял собой уже более сложное
в экономическом и политическом отношении
объединение, чем племенные объединения
усуней, кангюев и хунну.
На территории ЗТК существовало своеобразное
разделение труда: горный Алтай давал
металлы (железо), Семиречье – хлеб и продукты
городского ремесла, степные районы –
продукты животноводства. Обмен производился
между этими областями преимущественно
в натуральной форме и достигал больших
масштабов. Так, тюрки только китайцам
продавали по нескольку десятков тысяч
лошадей, получая в обмен до 100 тыс.кусков
шелка.
Такое разделение труда содействовало
укреплению частной собственности и дальнейшей
дифференциации общества.
Основную массу кочевого населения каганата
составляли свободные общинники «кара
будун». Среди них уже выделялись впавшие
в зависимость члены родовых общин (тат).
«Тат» - полузависимый, не имевший своего
хозяйства человек, должен был работать
в хозяйстве крупного скотовладельца.
По другим источникам «тат»- инородцы,
зависимые иноплеменники. Каждый бек или
тархан имел своих «татов». « Нет тюрка
без тата» – свидетельствовали источники.
В каганате имелось значительное количество
рабов из числа военнопленных. Занимались
они домашним хозяйством.
Внутри народа (будун) выделяется племенная
знать, это родовая аристократия- тарханы,
выполнявшие судебные функции, беки (старейшины,
племенные вожди)-главная опора аристократического
сословия на местах. К господствующей
верхушке каганата следует отнести и так
называемых огланов, которые составляли
военную дружину кагана и наиболее крупных
беков.
Кочевое население каганата подразделялось
на родоплеменные общности, состоявшие
из патриархальных семей. Господствующей
формой собственности была семейная частная
собственность на скот. Семья состояла
из главы (кан); из жен, среди которых выделялась
старшая (катун); из сыновей, дочерей, невесток;
рабов (кул-раб, кюнь-рабыня), а также из
наложниц и их детей. Из совокупности таких
семей складывался род (урук), группа родов
образовывала племя.
В обширном каганате, объединявшем различные
этнические группы из числа кочевого и
земледельческого населения, не могло
быть полного кочевого равенства. Господствующие
кочевые племена должны были укрепить
себе привилегированное положение. Себя
они именовали элем, всех других, не входящих
в господствующие племенные группы, именовали
кара будунами. В будущем это разделение
на сословия у казахов выступило в форме
разделения на белую кость и черную кость.
Политический строй западно-Тюркского
каганата еще недостаточно исследован.
Источники свидетельствуют, что власть
кагана непосредственно выросла из власти
племенного вождя. Каганы, как и усуньские
гуньмо, усвоили сложную титулатуру: их
называли уже «небоподобными», «неборожденными».
Каган созывал Совет, состоявший из членов
рода кагана, племенной знати, тарханов,
огланов. По обычаю каган не мог игнорировать
Совет, который имел право даже смещать
кагана.
В действительности же каганы зачастую
узурпировали власть и не считались с
Советом, минуя его решения, стали самолично
назначать своих наследников.
В связи с ростом власти кагана и появилось
понятие «эль». Каган – вождь эля. Эль
уже не просто народ, а страна, населенная
различными племенами и народами.
Род кагана стремился дать руководителей
для племен подвластных тюркскому кагану.
Для управления покоренными племенами
всегда назначались ближайшие родичи
кагана, так называемые ябгу, шады и элтеберы.
Первоначально ябгу и шады командовали
левым и правым крылом войск, в то время
как центром командовал сам каган.
Из числа беков (племенная знать ) каганы
назначали буруков (начальники небольших
военных отрядов, а в мирное время судьи
народа), а также тарханов (сборщики дани-
наместники).
Кроме военной власти, кагану принадлежало
право распоряжаться пастбищами, районами
кочевок отдельных племен, он разбирал
споры между племенами и их руководителями
– беками, а также осуществлял высшие
жреческие функции. Впоследствии сам каган
стал рассматриваться в качестве божества
на земле.
Военной опорой кагана была, кроме лично
подчиненных ему племен, его военная дружина
(огланы), формировавшаяся в основным из
родичей, которая резко выделила его из
среды всех остальных племенных вождей
(беков как самого сильного среди них).
Появление дружин, зачатков чиновничьего
аппарата, учреждение округов представляло
собой серьезный шаг в укреплении государственности
в каганате и изживании родоплеменной
системы в его земледельческих владениях.
Военная демократия у тюрок представляла
собой новый большой шаг от родоплеменной
организации к раннефеодальному государству.
Тюркское право.
Основным источником права у тюрок был
обычай, но уголовные обычаи, как наиболее
важные, уже стали кодифицироваться. Древние
источники сообщают, что у многих племен
«находится тюркское уложение, хранимое
в храме. При определении наказаний берут
сие уложение и решают дело».
Право собственности.
При кочевом хозяйстве которым жила основная
масса тюрок частная собственность могла
утвердиться лишь на рабов, скот, орудия
труда, оружие, предметы потребления, предметы
роскоши. Основное средство производства
– земля – находилась в общинной или племенной
собственности. Распоряжались ею каган,
его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная
верхушка тюркского общества. Каждый крупный
скотовладелец старался занять обособленное
от других пастбище.
В подвластных тюркам оседлых районах
Семиречья возникло частное право владения
пахотными землями. Порядок перехода права
владения по наследству и по сделкам неизвестен.
Семейно-брачное право.
Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому
праву. Это вполне соответствовало скотоводческому
характеру хозяйства у них. Знатные тюрки
имели по несколько жен. Браки уже носили
сословный характер. Знать не роднилась
с простым народом. Женщина попала в зависимость
от мужчины, на ее плечах лежали все семейные
обязанности ведения тяжелого в условиях
кочевого быта домашнего хозяйства.
Отец и муж распоряжались имуществом семьи,
в том числе и имуществом жены, которое
она принесла в дом мужа; отец имел право
отдать свою дочь за долги или продать
в рабство.
В представлениях о родстве у тюрок долгое
время сохранялись пережитки матриархата.
Уголовное право.
Применялась смертная казнь как наказание
за преступление против кагана, а также
за убийство других правителей; за похищение
спутанной лошади (так как скот являлся
основным богатством кочевников); казни
подлежал соблазнитель чужой жены. Система
выкупов применялась при защите собственности
и личности кочевника: «укравший лошадь
и другие вещи платит в 10 крат против стоимости
кражи»; «повредивший глаз повинен отдать
дочь, а если нет дочери, то женино имущество,
изувечивший какой-либо член тела, платит
лошадь».
Судебную власть в тюркском обществе осуществляли
каган и представители знати (буруки и
тарханы). Суд был открытым и производился
по заявлению сторон.
Пакт
тюркского периода
Особое значение во внешней политике Казахстана имеет тюркское направление
– активное сотрудничество с Турцией,
Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном
и Азербайджаном. Основой тесных взаимоотношений
с этими государствами является языковое
и конфессиональное родство, схожесть
исторического и культурного наследия.
На саммите тюркоязычных государств в
Бишкеке в 2012 году президент Нурсултан
Назарбаев призвал завершить процесс
институционального становления Тюркского
совета, а также расширить культурно-гуманитарную
интеграцию стран-участниц, укрепить экономические
связи и возродить Шелковый путь. Что касается
Шелкового пути, то определенные шаги
в этом направлении уже предпринимаются.
Так, в 2015 году откроется проходящий через Казахстан автотранспортный коридор
"Западная Европа – Западный Китай".
Вдобавок в Бишкеке страны также договорились
открыть железнодорожный путь от Турции
до Казахстана и Китая.
Современная традиция встреч глав тюркоязычных
государств имеет давнюю историю.
В 1992 году в Стамбуле было создано содружество
по развитию тюркской культуры и искусства
(ТЮРКСОЙ). Затем в Алматы шестью странами
– Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном,
Турцией и Узбекистаном – был подписан
договор о создании и принципах функционирования
этой организации. В рамках ТЮРКСОЙ было
проведено множество мероприятий по развитию
сотрудничества в области культуры тюркоязычных
государств.
Также сегодня успешно работают созданные
по инициативе Нурсултана Назарбаева
Парламентская ассамблея тюркоязычных
стран и Совет сотрудничества тюркоязычных
государств.
Большое значение для Казахстана имеют двусторонние отношения
с Турцией. Главы двух государств договорились
повысить взаимный товарооборот до 5 млрд
долларов. На рынке Казахстана функционируют более 1,6 тысячи
производств с участием турецких инвесторов.
Руководство Турции заявляет, что Казахстан для Анкары является самым
надежным политическим и экономическим
партнером в Центральной Азии.
Активно развиваются дипломатические
отношения между Казахстаном и Азербайджаном. В определении
правового статуса Каспийского моря Казахстан и Азербайджан придерживаются
одной позиции и ведут работы по подготовке
соответствующей конвенции. Казахстан и Азербайджан нацелены на
дальнейшее укрепление сотрудничества
в сфере производства нефтегазового оборудования.
Важной задачей является участие в международном
автотранспортном проекте "Европа –
Кавказ – Азия".
Казахстан активно развивает сотрудничество
со странами тюркского мира на взаимовыгодной
основе, включая пути выхода на мировой
рынок через Каспий.
П воронин теоретическая культурология 2005г