Государство и право тюркской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:28, доклад

Описание работы

В начале VI в. н.э. многочисленные тюрксие племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную потребность в объединении. Кочевое скотоводческое хозяйство невозможно было вести без более или менее правильного распределения пастбищ по сезонам года.
Отсутствие единой власти приводило к постоянным столкновениям между кочевниками, ослабляло их, затрудняло правильный экономический обмен с земледельческими народами.

Работа содержит 1 файл

тюркское право.docx

— 21.13 Кб (Скачать)

Государство и право тюркской империи.

В начале VI в. н.э. многочисленные тюрксие племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана стали ощущать настоятельную потребность в объединении. Кочевое скотоводческое хозяйство невозможно было вести без более или менее правильного распределения пастбищ по сезонам года. 
Отсутствие единой власти приводило к постоянным столкновениям между кочевниками, ослабляло их, затрудняло правильный экономический обмен с земледельческими народами. Объединение многочисленных кочевых племен в один более или менее устойчивый политический союз в особенности соответствовало интересам привилегированных имущественных групп и классов населения. В середине VI в. такое объединение возникло- это был Тюрксий каганат. 
В 546 г. Бумын – военный вождь тюркского племени дулга, кочевавшего на территории Алтая и Монголии, - объявил себя каганом. В дальнейшем состав Тюркского каганата расширился, включив в себя огромное количество кочевых племен от Байкала до Черного моря, а также земледельческие районы Средней Азии. Через Тюрксий каганат проходил «великий шелковый путь» из Китая в Византию. 
В 603 г. Тюркский каганат, состоявший из большого количества племен и целых племенных союзов распадается на Восточный и Западный Тюркский каганат. Для истории Казахстана большое значение имеет Западно-Тюркский каганат (ЗТК), занимавший его территорию. Племенную основу ЗТК составлял союз тюркских племен, заметную роль в котором играли племена карлуков, ягма, усуней, кангюев. 
ЗТК представлял собой уже более сложное в экономическом и политическом отношении объединение, чем племенные объединения усуней, кангюев и хунну. 
На территории ЗТК существовало своеобразное разделение труда: горный Алтай давал металлы (железо), Семиречье – хлеб и продукты городского ремесла, степные районы – продукты животноводства. Обмен производился между этими областями преимущественно в натуральной форме и достигал больших масштабов. Так, тюрки только китайцам продавали по нескольку десятков тысяч лошадей, получая в обмен до 100 тыс.кусков шелка. 
Такое разделение труда содействовало укреплению частной собственности и дальнейшей дифференциации общества. 
Основную массу кочевого населения каганата составляли свободные общинники «кара будун». Среди них уже выделялись впавшие в зависимость члены родовых общин (тат). «Тат» - полузависимый, не имевший своего хозяйства человек, должен был работать в хозяйстве крупного скотовладельца. 
По другим источникам «тат»- инородцы, зависимые иноплеменники. Каждый бек или тархан имел своих «татов». « Нет тюрка без тата» – свидетельствовали источники. 
В каганате имелось значительное количество рабов из числа военнопленных. Занимались они домашним хозяйством. 
Внутри народа (будун) выделяется племенная знать, это родовая аристократия- тарханы, выполнявшие судебные функции, беки (старейшины, племенные вожди)-главная опора аристократического сословия на местах. К господствующей верхушке каганата следует отнести и так называемых огланов, которые составляли военную дружину кагана и наиболее крупных беков. 
Кочевое население каганата подразделялось на родоплеменные общности, состоявшие из патриархальных семей. Господствующей формой собственности была семейная частная собственность на скот. Семья состояла из главы (кан); из жен, среди которых выделялась старшая (катун); из сыновей, дочерей, невесток; рабов (кул-раб, кюнь-рабыня), а также из наложниц и их детей. Из совокупности таких семей складывался род (урук), группа родов образовывала племя. 
В обширном каганате, объединявшем различные этнические группы из числа кочевого и земледельческого населения, не могло быть полного кочевого равенства. Господствующие кочевые племена должны были укрепить себе привилегированное положение. Себя они именовали элем, всех других, не входящих в господствующие племенные группы, именовали кара будунами. В будущем это разделение на сословия у казахов выступило в форме разделения на белую кость и черную кость. 
Политический строй западно-Тюркского каганата еще недостаточно исследован. Источники свидетельствуют, что власть кагана непосредственно выросла из власти племенного вождя. Каганы, как и усуньские гуньмо, усвоили сложную титулатуру: их называли уже «небоподобными», «неборожденными».  
Каган созывал Совет, состоявший из членов рода кагана, племенной знати, тарханов, огланов. По обычаю каган не мог игнорировать Совет, который имел право даже смещать кагана. 
В действительности же каганы зачастую узурпировали власть и не считались с Советом, минуя его решения, стали самолично назначать своих наследников. 
В связи с ростом власти кагана и появилось понятие «эль». Каган – вождь эля. Эль уже не просто народ, а страна, населенная различными племенами и народами. 
Род кагана стремился дать руководителей для племен подвластных тюркскому кагану. 
Для управления покоренными племенами всегда назначались ближайшие родичи кагана, так называемые ябгу, шады и элтеберы. Первоначально ябгу и шады командовали левым и правым крылом войск, в то время как центром командовал сам каган. 
Из числа беков (племенная знать ) каганы назначали буруков (начальники небольших военных отрядов, а в мирное время судьи народа), а также тарханов (сборщики дани- наместники).  
Кроме военной власти, кагану принадлежало право распоряжаться пастбищами, районами кочевок отдельных племен, он разбирал споры между племенами и их руководителями – беками, а также осуществлял высшие жреческие функции. Впоследствии сам каган стал рассматриваться в качестве божества на земле. 
Военной опорой кагана была, кроме лично подчиненных ему племен, его военная дружина (огланы), формировавшаяся в основным из родичей, которая резко выделила его из среды всех остальных племенных вождей (беков как самого сильного среди них). Появление дружин, зачатков чиновничьего аппарата, учреждение округов представляло собой серьезный шаг в укреплении государственности в каганате и изживании родоплеменной системы в его земледельческих владениях. Военная демократия у тюрок представляла собой новый большой шаг от родоплеменной организации к раннефеодальному государству.

Тюркское право. 
Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен «находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело». 
Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жила основная масса тюрок частная собственность могла утвердиться лишь на рабов, скот, орудия труда, оружие, предметы потребления, предметы роскоши. Основное средство производства – земля – находилась в общинной или племенной собственности. Распоряжались ею каган, его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная верхушка тюркского общества. Каждый крупный скотовладелец старался занять обособленное от других пастбище. 
В подвластных тюркам оседлых районах Семиречья возникло частное право владения пахотными землями. Порядок перехода права владения по наследству и по сделкам неизвестен.

Семейно-брачное право. 
Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому праву. Это вполне соответствовало скотоводческому характеру хозяйства у них. Знатные тюрки имели по несколько жен. Браки уже носили сословный характер. Знать не роднилась с простым народом. Женщина попала в зависимость от мужчины, на ее плечах лежали все семейные обязанности ведения тяжелого в условиях кочевого быта домашнего хозяйства.  
Отец и муж распоряжались имуществом семьи, в том числе и имуществом жены, которое она принесла в дом мужа; отец имел право отдать свою дочь за долги или продать в рабство. 
В представлениях о родстве у тюрок долгое время сохранялись пережитки матриархата.

Уголовное право. 
Применялась смертная казнь как наказание за преступление против кагана, а также за убийство других правителей; за похищение спутанной лошади (так как скот являлся основным богатством кочевников); казни подлежал соблазнитель чужой жены. Система выкупов применялась при защите собственности и личности кочевника: «укравший лошадь и другие вещи платит в 10 крат против стоимости кражи»; «повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, то женино имущество, изувечивший какой-либо член тела, платит лошадь». 
Судебную власть в тюркском обществе осуществляли каган и представители знати (буруки и тарханы). Суд был открытым и производился по заявлению сторон.

Пакт  тюркского периода 
Особое значение во внешней политике Казахстана имеет тюркское направление – активное сотрудничество с Турцией, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Азербайджаном. Основой тесных взаимоотношений с этими государствами является языковое и конфессиональное родство, схожесть исторического и культурного наследия. 
На саммите тюркоязычных государств в Бишкеке в 2012 году президент Нурсултан Назарбаев призвал завершить процесс институционального становления Тюркского совета, а также расширить культурно-гуманитарную интеграцию стран-участниц, укрепить экономические связи и возродить Шелковый путь. Что касается Шелкового пути, то определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, в 2015 году откроется проходящий через Казахстан автотранспортный коридор "Западная Европа – Западный Китай". Вдобавок в Бишкеке страны также договорились открыть железнодорожный путь от Турции до Казахстана и Китая. 
Современная традиция встреч глав тюркоязычных государств имеет давнюю историю. 
В 1992 году в Стамбуле было создано содружество по развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ). Затем в Алматы шестью странами – Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Турцией и Узбекистаном – был подписан договор о создании и принципах функционирования этой организации. В рамках ТЮРКСОЙ было проведено множество мероприятий по развитию сотрудничества в области культуры тюркоязычных государств. 
Также сегодня успешно работают созданные по инициативе Нурсултана Назарбаева Парламентская ассамблея тюркоязычных стран и Совет сотрудничества тюркоязычных государств. 
Большое значение для Казахстана имеют двусторонние отношения с Турцией. Главы двух государств договорились повысить взаимный товарооборот до 5 млрд долларов. На рынке Казахстана функционируют более 1,6 тысячи производств с участием турецких инвесторов. Руководство Турции заявляет, что Казахстан для Анкары является самым надежным политическим и экономическим партнером в Центральной Азии. 
Активно развиваются дипломатические отношения между Казахстаном и Азербайджаном. В определении правового статуса Каспийского моря Казахстан и Азербайджан придерживаются одной позиции и ведут работы по подготовке соответствующей конвенции. Казахстан и Азербайджан нацелены на дальнейшее укрепление сотрудничества в сфере производства нефтегазового оборудования. Важной задачей является участие в международном автотранспортном проекте "Европа – Кавказ – Азия". 
Казахстан активно развивает сотрудничество со странами тюркского мира на взаимовыгодной основе, включая пути выхода на мировой рынок через Каспий.

П воронин  теоретическая  культурология 2005г


Информация о работе Государство и право тюркской империи