Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:14, реферат
К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели.
Комиссия юстиции проводила в жизнь провозглашенные Коммуной демократические принципы организации суда и процесса: выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т. д. Судебный аппарат Коммуны не был создан каким-то одним актом. Он конструировался по мере появления необходимости в новом судебном органе. Судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:
1. Общегражданские суды:
а) обвинительное жюри по делам версальцев;
б) палаты гражданского суда;
в) мировые суды.
2. Военные суды:
а) дисциплинарные суды в батальонах;
б) суды в легионах;
в) общеармейский военно-полевой суд.
Важное место в системе юстиции Коммуны занимала прокуратура, возглавляемая прокурором. Первоначально в ее задачу входило поддержание обвинения при рассмотрении дел в обвинительном жюри. Впоследствии политическая обстановка побудила значительно расширить круг деятельности прокуратуры: вместе с Комиссией общественной безопасности она участвовала в охране нового правопорядка от посягательств на него со стороны контрреволюции.
Все звенья судебной системы возглавлял Совет Парижской Коммуны. Он же являлся судом первой инстанции по наиболее важным делам. По отношению ко всем остальным судам Совет являлся судом высшей кассационной инстанции.
Государство Парижской Коммуны просуществовало чуть больше двух месяцев. Во второй половине мая версальцы, используя значительное превосходство в военной силе, ворвался в Париж. 28 мая 1871 года пала последняя баррикада коммунаров.
Третья республика
Основной политической проблемой первых лет после подавления революции был вопрос о будущем государственного строя Франции. Выработка новой конституции была вручена Национальному собранию, избранному еще в годы войны с Германией с единственной целью - санкционировать заключение мирного договора. Его состав был крайне консервативным, монархисты составляли подавляющее большинство. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии.
Конституционные законы 1875 года. Национальное собрание приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию. Это "Конституционный закон об организации государственных властей", "Закон об организации Сената" и "Закон об отношениях государственных властей".
В целом, эти три конституционных закона устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Однако нужно отметить, что статья о "президенте республики" была принята большинством всего в 1 голос.
Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президенту было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдение за их исполнением. Он мог отсрочить заседание палат, потребовать нового обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие гражданские должности, право помилования. Иными словами, Конституция наделила Президента всеми атрибутами конституционного монарха, кроме наследственного характера его власти.
Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и Сенатом. Сенат должен был нейтрализовать палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль же и правомочия Сената были скопированы с правомочий палаты пэров времен реставрации Бурбонов, что, прежде всего, означало независимость Сената от рядовых избирателей. Сенату предоставлялись равные права с палатой депутатов в области законодательства. Более того, Сенат получил ряд преимуществ: с его согласия Президент мог распустить палату депутатов, Сенат же роспуску не подлежал; Сенат мог быть превращен в Верховный судебный орган для суда над Президентом и министрами.
Конституция зафиксировала солидарную ответственность министров перед палатами за общую политику правительства.
Упрочение республики
Борьба между монархистами и республиканцами продолжалась и после 1875 года. В 1877 году три монархические группировки (легитимисты, орлеанисты и бонапартисты) объединились в республиканском заговоре. Президент Мак-Магон, возглавивший заговорщиков, попытался совершить государственный переворот. Однако, столкнувшись с упорным сопротивлением республиканцев, Мак-Магон был вынужден уйти в отставку. Неудачей окончилась и другая попытка переворота, предпринятая военным министром Буланже.
Упрочение республики привело к некоторому изменению конституционного режима. В 1884 году были приняты важные поправки и дополнения к конституции 1875 года.
Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента.
Был изменен порядок комплектования Сената: упразднялась категория несменяемых сенаторов, теперь их всех избирали выборщики от коммун.
Кроме того, Конституция 1875 года претерпела следующие важные изменения: Палата депутатов и Сенат превратились в основное звено государственной власти. Они получили неограниченные полномочия в области законодательства, их влияние в исполнительно-распорядительной области было расширено.
Ограничены полномочия и функции Президента.
Выявилась относительная слабость правительства: оно подконтрольно обеим палатам и должно быть обеспечено их доверием. Вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку.
Политические партии
К концу 19 века исчезло прежнее деление партий на монархические и республиканские. Бывшие крайние монархисты составили небольшую и маловлиятельную консервативную партию. Республиканцы распались на несколько крайне неустойчивых группировок: "левые республиканцы", "левые демократы", "республиканско-
Непрерывные социально-политические потрясения мешали стабильной консолидации в большие партии. В конце 19 века возникают рабочие партии.
В 1879 году на съезде профсоюзов было принято решение о создании социалистической партии.
Правительство
Многопартийный (многофракциональный) состав парламента, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 года не превышал в среднем одного года. Однако это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющего текущее управление страной. В условиях, когда министры большую часть времени тратили на межфракционную борьбу, нити непосредственного управления сосредотачивались в руках узкого круга высших чиновников, занимавших свои посты не один десяток лет.
Особенно примечательна здесь роль Государственного совета. Этот орган, учрежденный еще при Наполеоне I, состоял из представителей высшей бюрократии, назначенных декретом Президента. Государственный совет консультировал правительство по вопросам управления и оказывал огромное влияние на характер правительственных отношений. Одновременно Государственный совет был высшим органом административной юстиции.
Избирательная система
Палата депутатов избиралась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе в 2 тура. Страна делилась на избирательные округа, от каждого округа - один депутат. Избранным в первом туре считался кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (более 50 % всех голосовавших). Если никто не получал требуемого количества, проводился второй тур, в котором достаточно было относительного большинства. Сенаторы избирались путем непрямого всеобщего голосования.
Каждая коммуна выбирала по одному "выборщику". Эти "выборщики" избирали сенаторов. Избирательными округами для них были департаменты.
Выборы проводились в главном городе каждого департамента. Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах, в третьем туре достаточно было относительного большинства.
Местное управление.
Республика сохранила прежнее административно-
Вывод: Парижская коммуна, также как и Якобинская диктатура, была крайней формой государственной власти, несовместимой с принципами буржуазно-демократического строя. В этом причина ее краха. К концу ХIХ века внутриполитическая обстановка в стране стабилизируется и окончательно утверждается республиканская форма правления.
2. Развитие права
Важнейшей задачей французской буржуазной революции стало создание единой национальной правовой системы. В ходе революции были предприняты первые попытки кодификации: в 1791 году был создан проект уголовного кодекса; в 1793, 1794, 1796 годах были предложены проекты Гражданского кодекса. Однако эти попытки не приводили к положительным результатам, т.к. происходила непрерывная смена стоявших у власти группировок. Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона Бонапарта окончательно отменило дореволюционное право, а также ряд слишком радикальных законов, принятых во время революции. Наполеоновская эпоха ознаменовала создание пяти основных кодексов: гражданского, уголовного, торгового, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального.
Гражданское право
Французский гражданский кодекс (ФГК) был принят в 1804 году и вошел в историю под названием кодекса Наполеона. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и трех книг: "О лицах", "Об имуществах и различных видоизменениях собственности", "О различных способах, которыми приобретается собственность" (здесь говорится об институте договорного права, наследовании, обязательствах из причинения вреда и т. п.). Т.о., в системе кодекса ясно прослеживается влияние римского права: лица – вещи -обязательства.
ФГК воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Это юридическое равенство, законность, единство права, свобода.
Основным институтом, определяющим характер и содержание кодекса, стало право частной собственности. Статья 544 гласит: "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами". Далее статья 546 подчеркивает: "Собственность на вещь как движимую, так и недвижимую дает право на все, что эта вещь производит, и на то, что естественно или искусственно соединяется с этой вещью в качестве принадлежности".
В данных статьях формулируется "чистое" право частной собственности, свободное от всех феодальных ограничений. "Святость" и "неприкосновенность" частной собственности подчеркивается в статье 545.
ФГК уничтожил различие между имуществом родовым и благоприобретенным, запретил субституции (объявление в завещании дополнительных наследников), т. к. они препятствовали полному распоряжению собственности, была разрешена тайная мена недвижимых имуществ. Характерной особенностью ФГК является отсутствие понятия юридического лица.
Субъектами права признавались только физические лица. Это объяснялось неразвитостью капиталистических отношений, когда главную роль играла индивидуальная предпринимательская деятельность и боязнью возникновения в форме юридических лиц феодальных учреждений, прежде всего церковных.
Помимо права собственности, ФГК отмечает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт), проживание в чужом доме, сервитуты, право залога, владения, держания.
Обязательственное право
ФГК не дает общего понятия обязательства, но в статье 1101 четко формулирует определение договора: "Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом ... дать, сделать что-либо или не делать чего-либо".
Перечисляя условия действительности договора, ФГК первым называет согласие стороны, которая обязывается (ст. 1108). Под согласием сторон понимается согласие воль (внутреннего психологического акта).
Далее кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие было дано вследствие заблуждения, получено путем насилия или обмана. В этих случаях договор признается недействительным. В то же время явная убыточность для одной из сторон как правило не опорочивает договор. Лишь в отдельных случаях это может служить основанием для признания договора недействительным. Так, согласно статье 1674 ФГК, если продавец недвижимости продал имущество по цене, составляющей не более 7/12 действительной цены, договор может быть признан недействительным.
Статья 1134 ФГК подчеркивает принцип незыблемости договора: "Соглашение, законозаключение, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно."
Таким образом, договор устанавливает безусловную связанность контрагентов: одностороннее нарушение договора вызывает ответственность нарушившего, который должен заплатить все убытки. Вместе с тем, кодекс допускает возможность изменения и дополнения условий договора по суду (ст. 1160 ФГК).
В кодексе говорится о договорах дарения, мены, купли-продажи, найма. Видное место в договоре купли-продажи занимает характеристика вещи и установление цены, которая определяется усмотрением сторон. Как только достигается соглашение по поводу вещи и цены, договор считается заключенным (ст. 1583 ФГК).
Одновременно переходит переход права собственности на покупателя, даже если вещь еще не была передана, а цена уплачена. ФГК содержит статьи и об эвикции вещи (изъятия вещи на законном основании, лишение владения). Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекут ответственности продавца, а от скрытых недостатков проданной вещи продавец обязан дать гарантию (статьи 1641, 1642 ФГК).
Информация о работе Государство и право Франции в Новое время (конец XVIII i - начало ХХ вв.)