Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:56, доклад
Государство в Спарте - История государства и права
Государство и право Древней Спарты (Лакедемон)
Спарта была рабовладельческим
государством, но с сильными пережитками
общинного быта. Основой экономики
здесь было сельское хозяйство. Ремесло
было развито крайне слабо. Необходимость
держать в постоянном страхе и
повиновении рабов, число которых
в несколько десятков раз превышало
число свободных, заставляла рабовладельцев
всеми силами поддерживать дисциплину
и единство в своей среде. Отсюда
- стремление коллектива рабовладельцев
искусственными мерами задержать рост
частной собственности, предупредить
накопление движимых богатств в одних
руках, тенденция соблюдать
В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всеми рабами и всей землей.
По существу, класс спартиатов
был небольшой группой
Вся полнота государственной
власти находилась в руках представителей
наиболее знатных родов. Управление
сосредотачивалось в таких
Второй орган - совет старейшин (герусия) был учрежден в IХ в. до н.э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в нее вошли также эфоры. Должность геронтов замещалась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании - криком. "Эксперты" на дощечках для письма отмечали силу крика.
Герусия имела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы, подлежащие решению якобы "народа". Она контролировала и действия царей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях.
Существовала и царская власть. Цари (2) являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения. Первоначально власть царей на войне была весьма широкой, но затем она все более ограничивалась эфорами.
Народное собрание - апелла. По своему происхождению - это весьма древнее учреждение, имеющее очень много общего с афинским (гомеровским) народным собранием. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собирались они один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари, а позже - эфоры (один из них). Большого значения в политической жизни Спарты апелла не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции.
Как и повсюду, в народном собрании обсуждались в первую очередь вопросы войны и мира, уже предрешенные прочими органами власти, в частности эфорами.
Сравнительно несложный
государственный аппарат
Основным источником права
Спарты был обычай. О законах народного
собрания мало что известно, хотя таковые,
по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще
не применялись. Каких-либо кодексов до
нас не дошло. О тех или других
нормах гражданского и уголовного права
мы узнаем из сочинений греческих
историков Геродота, Фукидида, Плутарха
и др. Вообще же в силу отсталого
характера спартанской
Всей совокупностью
Сохранение сиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что "воин не покинет своего товарища по столу".
В Спарте в VI-V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю в том виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.
Отдельным гражданам с
момента их рождения государство
предоставляло земельные
Купля-продажа земли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.
Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. "парный брак". В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Значение Спарты в истории
значительно меньше, чем Афин. Если
афинская демократия была для своего
времени прогрессивным