Государственный строй и формы государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи: "Повесть временных лет" (начало 12 века), Киевская (12 век), Галицко-Волынская (13 век), а также Новгородская, Суздальская, Московская и другие. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Свыше 11 веков тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и прочие памятники древнерусской литературы называют ее Русью, или Русской землей, ученые историки - Киевской, или Древней, Русью.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Государственный строй и формы государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв. . . . . . . . . . . .
5
2.1.Социально-экономические и политические предпосылки образования Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . .
5
2.2.Расцвет Киевского государства. Формы государственного устройства . . . . . . . . . . . . .
9
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ . . . . . 14
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . 17

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ИОГП.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

    При Владимире в целом завершился процесс установления государственной  территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси. С самого начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.

    Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы  он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского законодательства. Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство". Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок  дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими государствами.

    Во  времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).

    Развитое  при Владимире Святославовиче Древнерусское  государство в конце его жизни  оказалось не таким уже объединенным, а его власть - совсем не безграничной.[4, с.36]

    Первоочередным  заданием Ярослава так же, как и  его отца Владимира, была защита родной земли от страшных врагов - печенегов  причерноморских степей. Он продолжил  деятельность отца по фортификации южных  границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны  от рубежей Русской земли. Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени  заботиться и о западных границах Киевского государства, отвоевывать у польских феодалов земли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот возвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляков волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь. Продолжая укреплять западные рубежи государства, он провел несколько успешных походов против агрессивных ятвяжских  (1038) и литовских (1040) племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие и основание города Ярослава на реке Сян. В 30-40 годах войско Ярослава Владимировича успешно воевало против племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, где построено в честь князя город Юрьев.

    Уделяя  внимание внешней политике, Ярослав не забыл и про внутренние дела. Князь приложил немало усилий для основания новых городов и развития существующих, прежде всего Киева. Главным храмом государства стал Софийский собор, построенный в 20-30 годах 11 века. Во времена княжения Ярослава закончилось строительство Древнерусского государства. Было окончательно сломано местный сепаратизм, стабилизировалась государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, прежде всего книжности. "В общественной жизни с именем Ярослава связана память об устройстве администрации и суда, законов и права. Сохранился, напр., интересный устав его имени о том, что именно имеют право требовать себе от населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость. Устав этот, очевидно, должен был обеспечивать население от излишних поборов княжьих чиновников; имеются и некоторые другие подобные распоряжения. Имя же Ярослава носит и вся так называемая "Русская правда" - сборник наших древнейших законов".[2, с.113]

    Политическое  могущество и военная мощь Древнерусского государства держалась на крепком  фундаменте: развитой и богатой экономике. Земледелие и скотоводство не только имели возможность прокормить население  страны, но и производили продукты потребления и сырье на экспорт. Города, особенно большие, были заселены ремесленниками, изделия которых пользовались спросом на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморских степей, изнурительные, почти беспрерывные гражданские войны между князьями хотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику Руси. Слишком развитыми были продуктивные силы государства, его люди отмечались работоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивным изменениям в производстве. Сельское хозяйство было основным в древнерусской экономике и достигло высокого для своего времени уровня развития. Веха феодальной раздробленности наступила, как говорится, благодаря социально-экономической поступи Древнерусского государства и его народности и связанной с ними политической обособленности разных земель и княжеств.  В 12 веке складываются земельные территории, что стало одним из  факторов возникновения украинской, так же как русской и белорусской, народности. Не стоит преувеличивать этнокультурного единства древнерусской народности - местные различия в быте, обычаях, языковых диалектах, фольклоре во времена существования (9-13 века) так и не были одолены. В середине - второй половине 12 века в государственных рамках Древней Руси выделилось полтора десятка княжеств и земель, которые потом начали объединяться в группы. Это исторически объективно закладывало устои формирования территорий трех восточнославянских народностей, которое началось с 13 века.[3, с.77]         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.ЗНАЧЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ. 

    Итак, в начале 10 века отдельные славянские государства Новгородское, Киевское и другие - объединились под властью  князя Олега. Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега  полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал город Киев, который в летописях называют "матерью городов русских".

    При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так называется греческое христианство в отличие от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях и былинах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей.

    Рост  значения Киевской Руси отразился, прежде всего, в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и, в особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.

    Хозяйство Киевской Руси было натуральное, то есть такое, в котором каждое отдельное  хозяйство удовлетворяло в основном свои нужды. Однако в городах в 11 веке уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы первой необходимости, как платье, обувь, приобретались на рынке. Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с Востока. В то же время киевские ремесленники создали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до наших дней. Процветало кузнечное ремесло; оружейники выделывали прекрасные мечи и другое оружие. В городах образовалась особая группа населения - купцы, которые занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие города и за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары.  Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой; был построен Софийский собор. Иностранцы, приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его "соперником Константинополя".

    Принятие  христианства способствовало распространению  просвещения. Письменность возникла у  славян еще до принятия христианства. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили  славянскую азбуку, (эта азбука называется "кириллица")  и перевели греческие церковные книги  на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и православная - считает их святыми. В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии. Кроме того, переводились на русский язык с греческого книги, как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорилось "откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись икон, ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии и легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского народов.

    При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов "Русская Правда". При нем  же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские монархи старались породниться с могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а три дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Как истинный христианин, он был гуманным правителем, запретившим смертную казнь. Он успешно защищал русские земли от набегов воинственных кочевников.

    Вскоре  после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его  сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить  в упадок. Начиная с конца 11 века, в степях, лежавших вдоль берегов Черного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать опустошительные набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году.

    Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси, в 12 веке начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части Европейской России. Там усиливается Владимиро-Суздальское княжество и туда же постепенно переносится центр тяжести русского государства. В 13 веке начинает возвышаться город Москва, князья которого уже в 14 веке выступают в роли "собирателей" русских земель вокруг своего княжества. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

1. Вернадский  Г. В. Древняя Русь. Глава VIII. Образование  Киевской Руси (839—878 гг.)
2. Всемирная история. Том 3. Ред. Белявский А., Лазаревич Л., Монгайт А. — М.:Государственное издательство политической литературы, 1957 г. Разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношекний у восточных славян. Киевская Русь (VI — начало XII в.)
3. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004.
4. Данилевский И. Н. Русские земли XII—XIV вв. глазами  современников и потомков. М.,2001.- С.77.
5. Котляр Н. Ф. К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ //Древняя  Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 1(43). С. 5-17. 
   
   

Информация о работе Государственный строй и формы государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв