Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:54, контрольная работа
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи: "Повесть временных лет" (начало 12 века), Киевская (12 век), Галицко-Волынская (13 век), а также Новгородская, Суздальская, Московская и другие. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Свыше 11 веков тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и прочие памятники древнерусской литературы называют ее Русью, или Русской землей, ученые историки - Киевской, или Древней, Русью.
1. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Государственный строй и формы государственного устройства Киевской Руси IX-XII вв. . . . . . . . . . . .
5
2.1.Социально-экономические и политические предпосылки образования Киевской Руси. . . . . . . . . . . . . . .
5
2.2.Расцвет Киевского государства. Формы государственного устройства . . . . . . . . . . . . .
9
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ . . . . . 14
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . 17
При Владимире в целом завершился процесс установления государственной территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца 9 – первой трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси. С самого начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.
Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского законодательства. Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство". Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими государствами.
Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019-1054).
Развитое при Владимире Святославовиче Древнерусское государство в конце его жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть - совсем не безграничной.[4, с.36]
Первоочередным заданием Ярослава так же, как и его отца Владимира, была защита родной земли от страшных врагов - печенегов причерноморских степей. Он продолжил деятельность отца по фортификации южных границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны от рубежей Русской земли. Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени заботиться и о западных границах Киевского государства, отвоевывать у польских феодалов земли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот возвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляков волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь. Продолжая укреплять западные рубежи государства, он провел несколько успешных походов против агрессивных ятвяжских (1038) и литовских (1040) племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие и основание города Ярослава на реке Сян. В 30-40 годах войско Ярослава Владимировича успешно воевало против племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, где построено в честь князя город Юрьев.
Уделяя внимание внешней политике, Ярослав не забыл и про внутренние дела. Князь приложил немало усилий для основания новых городов и развития существующих, прежде всего Киева. Главным храмом государства стал Софийский собор, построенный в 20-30 годах 11 века. Во времена княжения Ярослава закончилось строительство Древнерусского государства. Было окончательно сломано местный сепаратизм, стабилизировалась государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, прежде всего книжности. "В общественной жизни с именем Ярослава связана память об устройстве администрации и суда, законов и права. Сохранился, напр., интересный устав его имени о том, что именно имеют право требовать себе от населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость. Устав этот, очевидно, должен был обеспечивать население от излишних поборов княжьих чиновников; имеются и некоторые другие подобные распоряжения. Имя же Ярослава носит и вся так называемая "Русская правда" - сборник наших древнейших законов".[2, с.113]
Политическое
могущество и военная мощь Древнерусского
государства держалась на крепком
фундаменте: развитой и богатой экономике.
Земледелие и скотоводство не только
имели возможность прокормить население
страны, но и производили продукты потребления
и сырье на экспорт. Города, особенно большие,
были заселены ремесленниками, изделия
которых пользовались спросом на Руси
и за рубежом. Опустошительные вторжения
кочевников причерноморских степей, изнурительные,
почти беспрерывные гражданские войны
между князьями хотя и приносили вред,
но не могли подорвать экономику Руси.
Слишком развитыми были продуктивные
силы государства, его люди отмечались
работоспособностью, выносливостью и
были способны к прогрессивным изменениям
в производстве. Сельское хозяйство было
основным в древнерусской экономике и
достигло высокого для своего времени
уровня развития. Веха феодальной раздробленности
наступила, как говорится, благодаря социально-экономической
поступи Древнерусского государства и
его народности и связанной с ними политической
обособленности разных земель и княжеств.
В 12 веке складываются земельные территории,
что стало одним из факторов возникновения
украинской, так же как русской и белорусской,
народности. Не стоит преувеличивать этнокультурного
единства древнерусской народности - местные
различия в быте, обычаях, языковых диалектах,
фольклоре во времена существования (9-13
века) так и не были одолены. В середине
- второй половине 12 века в государственных
рамках Древней Руси выделилось полтора
десятка княжеств и земель, которые потом
начали объединяться в группы. Это исторически
объективно закладывало устои формирования
территорий трех восточнославянских народностей,
которое началось с 13 века.[3, с.77]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.ЗНАЧЕНИЕ
КИЕВСКОЙ РУСИ.
Итак, в начале 10 века отдельные славянские государства Новгородское, Киевское и другие - объединились под властью князя Олега. Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал город Киев, который в летописях называют "матерью городов русских".
При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так называется греческое христианство в отличие от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях и былинах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей.
Рост значения Киевской Руси отразился, прежде всего, в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и, в особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.
Хозяйство
Киевской Руси было натуральное, то есть
такое, в котором каждое отдельное
хозяйство удовлетворяло в
Принятие христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, (эта азбука называется "кириллица") и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и православная - считает их святыми. В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии. Кроме того, переводились на русский язык с греческого книги, как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорилось "откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись икон, ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии и легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского народов.
При
сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром
- был составлен первый свод законов
"Русская Правда". При нем
же Киевская Русь стала одним из
ведущих европейских
Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок. Начиная с конца 11 века, в степях, лежавших вдоль берегов Черного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать опустошительные набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году.
Под
влиянием неблагоприятных условий,
сложившихся в Киевской Руси, в 12
веке начинается движение населения на
северо-восток, в лесные области средней
части Европейской России. Там усиливается
Владимиро-Суздальское княжество и туда
же постепенно переносится центр тяжести
русского государства. В 13 веке начинает
возвышаться город Москва, князья которого
уже в 14 веке выступают в роли "собирателей"
русских земель вокруг своего княжества.
Список
использованных источников
1. | Вернадский Г. В. Древняя Русь. Глава VIII. Образование Киевской Руси (839—878 гг.) |
2. | Всемирная история. Том 3. Ред. Белявский А., Лазаревич Л., Монгайт А. — М.:Государственное издательство политической литературы, 1957 г. Разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношекний у восточных славян. Киевская Русь (VI — начало XII в.) |
3. | Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. |
4. | Данилевский И. Н. Русские земли XII—XIV вв. глазами современников и потомков. М.,2001.- С.77. |
5. | Котляр Н. Ф.
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ УДЕЛЬНОЙ
РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ //Древняя
Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 1(43).
С. 5-17. |