Государственный строй Афин. Система афинской демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:41, реферат

Описание работы

Все органы Афинского государства были подчинены народному собранию. К этим органам принадлежали «совет пятисот» (буле), гелиэя, ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых с помощью жеребьевки.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОС 12.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

11.Государственный  строй Афин. Система  афинской демократии  

В годы правления  Перикла Афинское государство управлялось  народным собранием (экклесией), которое  юридически обладало всей полнотой верховной  власти. Экклесия никому не передоверяла своих верховных прав и пользовалась ими непосредственно. В античной Греции и, в частности, в Афинах это было в какой-то степени возможно, поскольку все граждане могли свободно поместиться на площади своего города. 

Для решения  государственных вопросов афинские граждане собирались примерно через каждые 10 дней. 

Наиболее важными  делами считались избрание стратегов  и других высших должностных лиц, объявление войны и заключение мира, внешнеполитические проблемы, в том  числе заключение договоров о  союзе, принятие отчетов у высших должностных лиц, издание различных постановлений. 

Все органы Афинского  государства были подчинены народному  собранию. К этим органам принадлежали «совет пятисот» (буле), гелиэя, ареопаг, коллегия десяти стратегов, избираемых по одному от каждой филы, архонты и еще ряд должностных лиц, в большинстве своем избираемых с помощью жеребьевки. 

Примерно такой  же, как и при Клисфене, оставалась организация буле. Члены буле избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Эти 50 человек составляли так называемую пританию. Каждая из пританий по очереди выполняла обязанности буле в течение одной десятой части года. Эти обязанности состояли в подготовке дел для экклесии, а также в решении текущих вопросов в промежутках между заседаниями экклесии. 

Определенную  роль в законодательной деятельности играла гелиэя (суд присяжных), которая  в Афинах занималась не только обычными судебными делами. Гелиэя состояла из 6 тыс. избранных по жребию присяжных  судей. Судьи были разделены на 10 палат (так называемых дикастериев), в среднем по 500 человек в каждой. 100 присяжных в каждом дикастерии считались запасными. 

Подкуп судей  был практически невозможен из-за многочисленности присяжных заседателей. К тому же подсудимые обычно не знали, какому дикастерию будет поручено рассмотрение их дел. Во время заседания гелиасты выслушивали обвинителя, обвиняемого и свидетелей и, когда суть дела становилась им ясной, без предварительного совещания между собой приступали к голосованию судебного постановления. 

В Афинах не было специальных государственных обвинителей. Любой из граждан мог возбуждать и поддержать обвинение, в том  числе в тех случаях, когда  оно касалось интересов государства  или охраны существующего правопорядка. Не было на суде и защитников — каждый подсудимый должен был защищать себя сам. 

Если подсудимые не чувствовали себя достаточно подготовленными, они заучивали наизусть заранее  написанные для них речи. 

Если по ходу дела требовались свидетельские  показания рабов, их подвергали пыткам, так как считалось, что добровольным показаниям раба доверять нельзя. 

Наибольшим политическим весом из всех выборных государственных  органов Афин обладала коллегия десяти стратегов. Должность стратега не оплачивалась и при Перикле. Таким образом, на нее могли претендовать только богатые граждане. Между тем в руках афинских стратегов сосредоточивались наиболее важные государственные функции. 

Во время войны  стратеги командовали армией и флотом, ведали всей внешней политикой Афинского  государства и распоряжались значительной частью государственных финансов. Обладая такими широкими полномочиями, стратеги в то же время были подотчетны экклесии и постоянно контролировались ею. 

Каждому афинскому  гражданину было предоставлено своеобразное право контроля государственной системы: он мог заявлять жалобу на противозаконие (графэ параномон). Гражданин мог также обжаловать любое из поступавших в народное собрание предложений или уже принятых постановлений и законов. 

Если после  рассмотрения жалобы в суде присяжных (гелиэе) она признавалась справедливой, обжалованное постановление или закон отменялись, а лица, виновные в их проведении, привлекались к судебной ответственности. С другой стороны, если жалоба на противозаконие признавалась необоснованной, то жалобщик подвергался крупному штрафу. 

Таков был в  общих чертах установившийся в середине V в. до н. э. государственный строй  Афин. Это был период относительно высокого развития античной демократии, ограниченной, однако, рабовладельческой  основой. Как и полностью бесправные рабы, и лишенные политических прав метэки, женщины в Афинах также не имели политических прав. 

Количество полноправных граждан, которые могли принимать  участие в экклесии, составляло весьма незначительную часть населения  Аттики. К тому же далеко не все те, кто обладал в Афинах политическими правами, были в состоянии реально ими пользоваться. Прежде всего это относилось к участию граждан в народном собрании, которое в годы правления Перикла не оплачивалось. Для граждан, живших трудом своих рук, не так-то просто было бросать работу и каждый десятый день проводить на Пниксе (холм в Афинах), где собиралась экклесия. 

Крестьянам Аттики, особенно тем, которые жили далеко от Афин, приходилось тратить два-три  дня на посещение экклесии. В горячую  пору сельских работ сделать перерыв было чрезвычайно трудно, поэтому количество присутствующих в экклесии (при общей численности афинских полноправных граждан примерно 35 тыс. человек) обычно не превышало 3 тыс., преимущественно жителей самого города. Только в исключительных случаях, например при остракизме, требовалось, чтобы за постановление голосовало не менее 6 тыс. человек. 

Утвердившийся в Афинах демократический строй  вызвал острое недовольство со стороны  олигархических элементов, которые  группировались вокруг одного из политических деятелей — Фукидида из Алопеки. Однако борьба с олигархами закончилась победой Перикла и остракизмом Фукидида в 443 г. до н. э. 

Оппозиционные настроения существовали и в среде  самой демократии. Городская беднота  стремилась к более радикальным преобразованиям и была недовольна умеренностью проведенных реформ. Правительство Перила пыталось ослабить рост оппозиционных настроений рядом мероприятий. Например, в Афинах затрачивались значительные средства на строительство общественных зданий. Одна из целей такого строительства — дать заработок необеспеченным афинским гражданам. 

Расходы на общественные нужды покрывались не только за счет государства, но и путем привлечения  частных средств. В Афинах издавна  существовали литургии — особые повинности, налагавшиеся только на богатых людей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т. п. После победы над олигархами литургии в Афинах применялись довольно часто. 

Наконец, в это  время значительно шире, чем раньше, выводятся клерухии на земли союзников. Этим достигались сразу три цели. Наиболее важные в политическом и экономическом отношении пункты на территории Афинской архэ оказывались под постоянным контролем метрополии. Неимущие афинские граждане — в клерухии в основном выводились феты — обеспечивались участками земли. Выселение бедноты ослабляло радикальную оппозицию в экклесии. 

В середине V в. до н. э. Афины превратились в самый  крупный и цветущий центр экономической, политической и культурной жизни  Греции. Государственный строй Афин оказал сильнейшее воздействие на развитие политической жизни в ряде других греческих государств, в первую очередь городов, которые входили в состав возглавляемого Афинами морского союза или находились в сфере его влияния. 

Отчетливо проявилось и новое направление афинской внешней политики, которое впервые наметилось еще при Фемистокле. В середине V в. до н. э. Афины заключили соглашения с Керкирой, Сегестой и Леонтинами в Сицилии, а также с Регием в Италии. Таким образом, перед афинскими торговыми кругами открылись пути на запад. В 443 г. до н. э., стремясь укрепить свое влияние в Италии, афиняне вывели на ее южное побережье колонию Фурии. Этой колонии с самого начала был придан характер общеэллинского предприятия, что должно было повысить авторитет Афин в глазах всего греческого мира. 

С целью обеспечения  интересов Афин и расширения морского союза за счет включения в него причерноморских городов около 437 г. до н. э. Перикл предпринял понтийскую экспедицию — большой морской  поход в Черное море. В результате в состав союза вступили некоторые города Западного Причерноморья. 

Однако попытки  Афин утвердиться в Западном Средиземноморье  и усиление афинского влияния  в Причерноморье обострили противоречия между Афинской архэ и городами Пелопоннесского союза. Это привело к крупнейшей в истории Древней Греции войне, которая получила название Пелопоннесской. 

  Афинская демократия в период расцвета 

1.Права и свободы  афинян

Статус полноправного  гражданина (те лица, у которых, оба  родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей полиса зачислялись в списки членов дема) Афин предполагал совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на территории полиса и экономическую помощь государства в случае материальных затруднений. Кроме того афинские граждане обладали правом носить оружие, служить в ополчении, правом принимать участие в делах государства - в работе Народного собрания, Совета пятисот, выборных органов. Как уже говорилось выше, правом быть избранным обладали все граждане полиса. Фукидид, характеризуя основные черты афинской демократии, замечал, что “скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.” Имущественным цензом ограничивалось лишь избрание на финансовые должности, т.к. в случае растраты виновные должны были уплатить высокие штрафы из своих собственных средств. В число особых привилегий полноправных граждан Афин входило почитание и защита отечественных богов, участие в общественных празднествах, защита и покровительство афинских законов. Обязанности граждан Афин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах - приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни. “Только мы одни считаем, - писал Фукидид, - не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности”. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин мог быть ограничен в правах, т.е. – подвергнуться бесчестью. Метеки - проживающие в Афинах чужеземцы, в числе которых были как более, так и менее зажиточные лица - обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они не могли приобретать в собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе Народного собрания, избираться на должности. Браки метеков с гражданами Афин считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата - посредника между метеками и правительственными учреждениями. В то же время с метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли и ряд других повинностей. Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широко использовался в сельском хозяйстве, в работах по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческого происхождения - фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п. Зачастую рабов сдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых и сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно - выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определенную ренту - оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день - средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек. В Афинах в законодательном порядке запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию. “Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, - писал по этому поводу Ксенофонт, - и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.” Однако, перечисленные обстоятельства ничего не меняли в правовом положении рабов, которые в сознании свободных граждан полиса оставались лишь вещью, находящейся в полной власти хозяина. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Лишь за государственными рабами признавалось право иметь собственность и располагать ею. Встречались случаи отпуска рабов на волю, либо их выкупа. Вольноотпущенные рабы по своему социальному положению приравнивались к метекам. Помимо метеков и рабов из политической и общественной жизни афинского государства были полностью исключены женщины. 

Законотворческий  процесс.

Законотворческая  инициатива.

Законотворческая  инициатива принадлежала Народному  собранию. Предложения о принятии новых законов вносились на первом собрании года. Каждый участник народного собрания мог выступать и вносить проекты законов. Автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни) в тех случаях, когда его предложение признавалось противозаконным. Обвинение в противозаконности нового постановления мог выдвинуть любой гражданин в течение целого года после принятия этого документа. Если собрание соглашалось с предложением, то его автор должен был представить в Совет 500 законопроект(текст законопроекта одновременно выставлялся на площади для всеобщего обозрения).

 Обсуждение  законопроекта.

Законопроект  разработанный в Народном Собрании рассматривался в Совет 500, который  давал законопроекту по законопроекту. Голосование по закону производилось  поднятием руки. Таким образом  совет направлял деятельность Народного собрания.

 Принятие  закона

Вместе с заключением  Совета 500 проект поступал на обсуждение третьего народного собрания года. Если собрание одобряло законопроект, то он направлялся в гелиэю для  окончательного утверждения. Гелиэя обладала правом отвергать законопроекты принятые народным собранием. 
 

Должностные лица в политической жизни Афин:

 Система государственных  органов и их компетенция 

4.1.1 Совет 500(буле)

Важную роль в системе государственных органов  играл и Совет 500 (булэ). Будучи одним  из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил - территориальных округов полиса. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота. Совет 500 производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе. Повседневными делами афинского государства руководила непосредственно одна десятая часть Совета - т.е. одна фила. Дежурство и срок дежурства десятой части Совета (филы) называлось одной пританией. "Обязанности пританов, - как пишет об этом Аристотель, - исполняют каждая из фил по очереди. Первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая." В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет - ежедневно, а Народные собрания - 4 раза в каждую пританию. Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней. Срок полномочий членов Совета - 1 год, по истечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов. В системе государственных органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний.  

Информация о работе Государственный строй Афин. Система афинской демократии