Государственность России 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

В начале XX в. Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма (концентрация производства, монополистический, финансовый капитал, высокие темпы экономического развития) переплетались с сильными феодальными пережитками (помещичья собственность на землю крестьянское, малоземелье, сохранение феодальной политической надстройки – абсолютизма). Это являлось питательной средой для крайнего обострения социальной обстановки, создания в стране революционной ситуации.

Содержание

Общая характеристика
Реформы государственного строя
Общественный строй и попытка аграрной реформы
Тенденции изменения в праве (до I мировой войны)
А)Общая характеристика
Б)Правовая политика Витте и Столыпина
Изменения в государственном строе и праве в годы I Мировой войны
Попытки государственно-правовых реформ в феврале–октябре 1917 г
А) Краткая характеристика изменений в государственном строе Б)Законодательная политика временного правительства
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

ИОГП..doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Общая характеристика
  2. Реформы государственного строя
  3. Общественный строй и попытка аграрной реформы
  4. Тенденции изменения в праве (до I мировой войны)

    А)Общая  характеристика

    Б)Правовая политика Витте и  Столыпина

  1. Изменения в государственном строе и праве в годы I Мировой войны
  2. Попытки государственно-правовых реформ в февралеоктябре 1917 г    

    А) Краткая характеристика изменений в государственном  строе        Б)Законодательная политика временного правительства

  1. Используемая литература

          1. Общая характеристика

          В начале XX в. Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма (концентрация производства, монополистический, финансовый капитал, высокие темпы экономического развития) переплетались с сильными феодальными пережитками (помещичья собственность на землю крестьянское, малоземелье, сохранение феодальной политической надстройки – абсолютизма). Это являлось питательной средой для крайнего обострения социальной обстановки, создания в стране революционной ситуации.  

          Русско–японская война 1905–1905 г., приведшая к поражению царизма, еще более усилила напряженность. Страна стояла на пороге революции. Она началась после расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 г. и в короткий срок охватила всю страну. В ходе революции возникли Советы, как органы руководства забастовочной борьбой; в стране происходит образование политических партий, объединявших различные слои общества. 
 
 
 

            2. Реформы государственного строя 

          17 октября 1905 г. царь подписал манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором даровались политические свободы (свобода совести, слова, собраний и союзов) и провозглашался законодательный характер представительного органа – Государственной думы.  

          В результате была учреждена Государственная дума как нижняя палата Парламента, которая рассматривала и одобряла бюджет, принимала законы.  

          Однако для вступления их в силу требовалось утверждение  Государственного Совета (верхняя палата) и императора.

          23 апреля 1906 г. царь утвердил в новой редакции Основные Законы Российской империи. Они закрепляли создание Государственной думы, Государственного Совета и Совета Министров. Была устранена характеристика власти императора как “неограниченная”. Тем не менее основные его прерогативы сохранялись.

          В результате изменений  в государственном строе Россия приобретала некоторые черты  конституционной монархии (см. схему 49), что и было закреплено в “Основных государственных законах” в редакции 1906 г.; была проведена реформа Государственного Совета и принято новое положение о Совете Министров, по которому исполнительная власть становилась автономной от главы государства (двухглавой). Создавался первый опыт российского парламентаризма. 
 
 

          Причины учреждения Государственной  Думы неразрывно связаны с характером демократической революции 1905–1907 гг. в России, с ее реальной угрозой существования царизма, тактикой лавирования и политической демагогии, которую царизм широко использовал для борьбы с революцией.

          Правильное представление  о порядке формирования Государственной думы можно составить лишь при тщательном анализе избирательных законов в Думу. Изучить их рекомендуется по схеме 50 и следующему плану:  

          1. классы, пользовавшиеся правом избирать;  

          2. лица и классы, лишенные избирательного права, и основания лишения их избирательных прав;  

          3. нормы представительства от классов, пользовавшихся избирательным правом;  

          4. порядок выборов в Государственную Думу. Следует иметь в виду антидемократическую сущность этих законов, нарастание реакционных положений в Законе от 3 июля 1907 г. по сравнению с Законом от 11 декабря 1905 г.  

          Но даже эти половинчатые попытки реформ окончились неудачей. После третье–июльского переворота 1907 г. царизм по существу отменил какие–либо гарантии прав и свобод, у Думы были отобраны даже ограниченные законодательные полномочия и она превратилась в законосовещательный орган. Попытки конституционных реформ окончились неудачей и те проблемы, которые должны были бы решаться парламентским, цивилизованным путем решались насильственно–революционными методами. 
 

          3. Общественный строй и попытка аграрной реформы

          Законодательство о  сословиях в России оставалось старым, феодальным. Фактическое положение социальных групп и классов соответствовало специальной структуре раннеиндустриального общества: буржуазия крупная, средняя и мелкая; дворянство поместное и беспоместное; рабочие квалифицированные и неквалифицированные; крестьяне различных слоев от сельских люмпенов до кулака. Правовой статус фактических социальных слоев общества не определялся, потому что демократическое право строится на принципе юридического равенства граждан. Но в царской России этот принцип естественно не был даже провозглашен. Изменения в общественном строе связаны с аграрной реформой П. А. Столыпина, предусматривавшей право выхода крестьян из общины, получения земельного надела в частную собственность и выделения отруба или хутора. Реформа имела целью изменить общественные отношения в деревне, однако осталась незавершенной.

          4. Тенденции изменения в праве (до I мировой войны)

 

          Общая характеристика

          В целом правовую систему  России определяло предшествующее законодательство конца 19 в. с последующими изменениями и дополнениями. Система источников права в начале XX в. пополняется новыми элементами - постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых "временные правила".

          Наряду с постановлениями  Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новообразуемых органов власти и управления.

          При реформировании системы  государственных органов или  создании новых принимались акты, носившие название учреждений. В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений. Как общее правило поведения для всех граждан закон в рассматриваемый период становится главным источником права. Закон, в материальном смысле отличается от закона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае.

          Правовое регулирование  экономили становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.

          Подробно разрабатывается  понятие юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Товарищества подразделялись на полное, по вере и акционерное. Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется "торгово-промышленное предприятие". Оно могло иметь различные конкретные виды -тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного законодательства отмечались две особенности: нормативное регулирование коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством властных структур в оборот; демократизация, коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-промышленных органов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т.д.).

          При учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении Министерства внутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особому департаменту (1905 г.).

          Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX в. своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе - они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд). С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появляется институт условно-досрочного освобождения, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении стало зачитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.

          Указ 9 ноября 1906 г., предоставлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность, вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом.

          В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы", взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

          Дума по инициативе правительства  принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст-87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

          В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект "О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

          Блокируясь с правыми  депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 г. Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела.

          В сентябре 1911 г. Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 г. истек срок полномочий третьей "столыпинской" Думы. Осенью 1912 г. проходили выборы в Государственную думу четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В. Родзянко  

          Правовая  политика Витте и Столыпина

          В ноябре 1905 г. был принят "Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения", уменьшавший выкупные платежи со всех крестьян на 50%, а с января 1907 г. вовсе их отменивший.

          В октябре 1906 г. принимается указ "Об отмене некоторых ограничений а правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий". Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исключением "инородцев"). Крестьяне освобождались от "увольнительных приговоров" для поступления на службу или на учебу. Отменялся порядок обязательного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, ученой степени, при окончании курса учебного заведения, производстве в чин, приобретении ими высших прав состояния.

          Оставаясь в составе  общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода) уходить из него. Крестьяне могли свободно выбирать местожительство. Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы. Паспорта по месту прописки выдавались волостными органами, а по месту промысла и нахождения собственности - полицейскими органами.

Информация о работе Государственность России 18 века