Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 04:04, реферат
В ряду революционных событий в Европе, после Октябрьской революции в России, Ноябрьская буржуазно-демократическая революция 1918 года занимает особое место. Германская революция носила массовый, народный характер. В нее были вовлечены почти все социальные слои Германии. Это был мощный взрыв народного негодования против самой войны и тех реакционно-милитаристских сил, которые развязали и продолжали ее до полного поражения германской армии.
1.Конституция Германской республики (Веймарская) 11 августа 1919г.
2.Законодательство фашистской Германии.
3.Эволюция конституционного законодательства Германии после Второй мировой войны.
Чрезвычайный декрет Парламента от 4 февраля 1933 года предоставил полиции право на запрет любых собраний и демонстраций. Этим же декретом санкционировался неограниченный террор в отношении всех неугодных государству организаций и отдельных лиц. Президентский декрет Гинденбурга «В защиту народа и государства» от 28 февраля 1933 года полностью отменял свободу личности, слова, печати, митингов и демонстраций, тайну переписки, неприкосновенность жилища, допускал производство обысков и конфискаций, ограничение права собственности. Основная цель декрета – введение в стране постоянно действующего чрезвычайного положения, недопущение инакомыслия. Фактически отменялись все демократические права и свободы, санкционировался нацистский террор и репрессивные методы фашистского правительства. Около 10 тысяч человек было арестовано, в стране была создана сеть концлагерей.
Были внесены значительные изменения в структуру органов местного самоуправления и земель. 31 марта 1933 года был принят закон «О включении земель в империю». Представительные органы земель (ландтаги) подлежали роспуску. Позже законом от 30 января 1934 года «О переустройстве империи» они были ликвидированы окончательно. Земли стали управляться назначаемыми из центра наместниками: «Права верховенства области переходят к империи. Правительства земель подчиняются имперскому правительству» (статья 2). «Имперские наместники в землях подлежат должностному надзору министра внутренних дел империи» (статья 3). Этот же Закон содержал еще одну важную норму, содержащуюся в статье 4 и практически наделявшее имперское правительство правом произвольного изменения Конституции: «Имперское правительство может создавать новое конституционное право». С ликвидацией Рейсхрата законом от 14 февраля 1934 года Германская империя стала строго унитарным государством, построенным на принципе централизованного бюрократического управления.
Жесткое государственное планирование позволило стране выйти из жестокого экономического кризиса, охватившего весь мир и приступить к развитию народного хозяйства и тяжелой промышленности. После долгих лет Веймарского позора для жителей Германии создалась иллюзия всеобщего благоденствия. В процессе втягивания промышленности в гонку вооружений возникла потребность в интенсификации труда, более эффективного использования рабочей силы. В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и распределения ее по военным заводам. В 1938 году местные органы власти получили право привлекать население к принудительным работам даже в свободное от основной работы время. К 1939 году была введена всеобщая обязательная трудовая повинность. В условиях тотальной мобилизации в 1943 году принудительный труд был распространен на мужчин в возрасте от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет.
В протоколах Госсбахского совещания от 5 ноября 1937 г. излагается цель внешней политики нацистов: «Целью германской политики должны быть безопасность, сохранение народной массы и ее умножение. Поэтому речь идет о проблеме пространства. Германская народная масса насчитывает более 85 млн. человек, которые по количеству людей и целостности пространства для расселения в Европе представляют собой крепкое расовое ядро, равного которому нельзя встретить ни в какой другой стране, вследствие чего, с другой стороны, оно имеет право на большее жизненное пространство, чем другие народы. Германское будущее может быть определено исключительно путем решения вопроса о пространстве. Решение германского вопроса будет достигнуто лишь на пути силы, который никогда не был рискованным»
Директива о реорганизации
высшего руководства
Несмотря на запрет в статье 105 Конституции создания Чрезвычайных судов, Законом от 24 апреля 1934 года был учрежден «Народный трибунал по вопросам государственной измены». В своих решениях трибунал не был связан законом и принимал решения, руководствуясь принципами «национального правосознания» и «идеологии национал-социализма». Вынесенные трибуналом приговоры обжалованию не подлежали. Еще с 1933 года действовали специальные суды, рассматривающие дела политического характера. В журнале «Немецкая юстиция» от 1 февраля 1938 года говорилось: «Судья сам творит законы. Он больше не подчинен букве закона. Он подчинен лишь одному – отдаваемым фюрером приказам. Независимость судов – в прошлом. Закон – орудие в руках фюрера. Он пользуется им во имя торжества национал-социализма». 20 апреля 1942 года рейхстаг утвердил Гитлера в качестве верховного властителя судов. Действующие в первой половине войны военно-полевые суды были заменены военными трибуналами. В конце войны трибуналами ежедневно выносилось до 10 тысяч приговоров. На основе директивы Гитлера от 7 декабря 1941 года Фельдмаршалом Кейтелем был издан знаменитый приказ «Мрак и туман», касающийся политических преступлений, который заключался в бесследном исчезновении обвиняемого, отсутствии сведений о его судьбе и местонахождении.
Гитлеровская диктатура в Германии является ярчайшим примером тоталитарного общества, основанного на «законном» использовании первобытного человеческого страха.
Государственная власть в
гитлеровской Германии сосредоточилась
в правительстве, правительственная
власть – в руках фюрера. Право
на существование и господство получила
лишь одна национал-социалистическая
партия – воцарилась однопартийная
правительственная система. Партия
имела военизированную
Государственный аппарат
использовал для достижения своих
целей самые
В настоящее время фашизм
в его «классической» форме не
существует нигде. Однако достаточно широкое
распространение получили различного
рода тиранические режимы, при которых
полностью уничтожаются все институты
буржуазной демократии. «Там, где обычные
формы подавления трудящихся не срабатывают,
империализм насаждает и
Принятие в мае 1949 г. парламентским
Советом и утверждение
Новое германское государство было построено на началах федерализма. Оно объединяло 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга (ст. 109). Каждая земля имела свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.
Правительство каждой из земель (в настоящее время 14) назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента – бундесрат (Союзный совет).
Нижняя палата (бундестаг)
сохранила свою демократическую
первооснову – она избирается
народом. Голосование происходит по
мажоритарной и пропорциональной системам.
В первом случае достаточно получить
относительное большинство
Главным законодательным органом является бундестаг, но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам – изменение Конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы – бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверждался не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.
Главой государства
Действительная власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительстве государства и, особенно, в руках его председателя – канцлера. Правительство контролирует законодательство, осуществляет всю предоставленную ему исполнительную власть и т. д.
Важными функциями наделен
федеральный Конституционный
К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.
В конституции был закреплен специальный механизм, призванный гарантировать «охрану конституции». Для этого предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их «антиконституционности», утверждалась недопустимость изменения ряда основополагающих установок конституции.
Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило глава партии, победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеет право законодательной инициативы.
Конституционный суд ФРГ имеет исключительную роль в политической жизни страны. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий в виду их антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно: 50% – бундестагом и 50% – бундесратом.
Параллельно с образованием
ФРГ шло государственное
Восточная Германия, занятая
советской армией, по окончании войны
первое время управлялась советской
военной администрацией. Вскоре к
правительственной деятельности была
привлечена социалистическая единая партия
Германии (СЕПГ), образовавшаяся на Востоке
в результате слияния коммунистических
и социал-демократических
Далее последовали реформы
социалистического характера: было
конфисковано имущество монополий,
проведена аграрная реформа и
т. д., что соответствовало
Германская Демократическая Республика пережила две важные вехи в развитии своего общественного и территориального устройства. В первый период своего существования (1949-1968), когда была принята первая Конституция (1952 г.), ГДР позиционировала себя как единственное немецкое государство, образованное в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Так, с юридической точки зрения, она была единственным «легальным» немецким государством. Поскольку надежды на единство Германии были ещё довольно сильными, государственное устройство характеризовалось следующими тезисами: ГДР – единое государство германской нации; ГДР – федеративное государство; ГДР – не социалистическое, а буржуазно-демократическое государство. В качестве формы правления избирается народная демократия.
В это время Германская
Демократическая Республика обладает
двухпалатным парламентом. Нижняя палата
– Народная палата – избиралась
путем всеобщего прямого
Как только надежды на объединение
Германии провалились, в ГДР началась
реформа государственного устройства.
В 1952 году было отменено земельное деление,
государство было разделено на округа.
За ненадобностью в 1958 году была ликвидирована
Палата земель. Парламент стал однопалатным,
срок его полномочий составлял 4 года.
Сто процентов мест занимал Национальный
Фронт Демократической
Вскоре после смерти президента ГДР Вильгельма Пика был упразднен его пост. Его функции перешли к коллективному органу – Государственному Совету. Во главе Государственного Совета встал генеральный секретарь СЕПГ Вальтер Ульбрихт.
Реформа государственного и территориального устройства была закреплена в новой, социалистической Конституции 1968 г. Основным органом власти становился однопалатный парламент – Народная палата – формировавшийся путем всенародного голосования. Народная Палата обладала очень широкими полномочиями, она же избирала центральный исполнительный орган – Государственный Совет.
Информация о работе Государственно-политическое развитие Германии в ХХ веке