Государственно-политические последствия І мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Первая мировая война (1914-1918 гг.) решительным образом изменила глобальные тенденции эволюции политических систем большинства ведущих стран мира и в целом тенденцию развития право-государственного уклада общества. В итоге войны сформировалась новая геополитическая ситуация, которая предопределила государственное развитие на весь XX век. Именно Первая мировая война стала подлинно начальным этапом Новейшего времени, имея в виду ее влияние на основные государственно-политические и правовые процессы этого периода.

Работа содержит 1 файл

последствия 1 мировой войны.docx

— 34.21 Кб (Скачать)

*  Конституция Финляндии 1919 г. также оставалась действующей на протяжении XX в. 

 

 

 

Вследствие  развала Австро-Венгрии и раздела  России возродилось Польское государство(1918). Основу территории государства образовали области, входившие в состав России, Австро-Венгрии, а также западные русские области, отторгнутые от Советской России после неудачной для нее советско-польской войны 1920 г. (как входившие в состав Речи Посполитой до разделов XVIII в.). Лидером возрождения стал видный военный деятель Ю. Пилсудский, который закрепил свой статус «начальника государства» в переходной Малой конституции 1919 г. Согласно новой Конституции 1921 г. Польша конституировалась как президентская республика – с двухпалатным парламентом и президентскими полномочиями по образцу германской конституции 1919 г. Польская конституция закрепила высокий уровень демократии граждан, политических и социальных свобод, особую социально-регулирующую роль государства (также по образцу германской конституции – см. § 81).

Бывшие прибалтийские  губернии Российской империи, входившие  в ее состав с начала XVIII в., в обстановке германской оккупации и революционной  смуты в России, провозгласили  образование собственных национальных государств. В 1920 – 1921 гг. Советская  Россия признала независимость и  суверенитет этих государств – первых исторически для восточно-прибалтийских народов. Литва и Эстония конституировались (соответственно в 1920 г. и в 1922 г.) как парламентские республики – с однопалатными парламентами и ответственными перед ними правительствами. Хотя поначалу в Литве были попытки учредить монархию с приглашением на престол германского принца. (Попытки, видимо, не были случайными и вылились в установление в Литве с 1926 г. режима военной диктатуры). Латвия(образовавшаяся в феврале 1918 г.) установила у себя строй президентской республики, использовав конституционный опыт Польши и других западных государств. 

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ  РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

В результате Первой мировой войны, последовавших  в ходе нее военных тягот для  большинства народов, нарастания внутренних социальных противоречий, в большинстве  стран-участниц социалистическое идейно-политическое движение (нараставшее со второй половины XIX в., особенно во Франции, Германии и  др.) превратилось в самостоятельный  исторический фактор государственного переустройства и правовых преобразований. Попытки направить социальный протест  масс в русло создания классового государства, основанного на принципах социалистической утопии марксизма и деформированных началах псевдосамоуправления, были закономерным продолжением политики многих социалистических партий, ставших массовыми, народными в начале XX в., а также идейно-политических заблуждений «среднего класса» западных демократий.

Основным  толчком стала социалистическая революция в крупнейшем европейско-азиатском  государстве – России (октябрь 1917 г.), завершившаяся созданием там  особого социалистического государства советского типа, построенного на принципах тоталитаризма и однопартийной диктатуры. Влияние социалистической революции в России непосредственно сказалось на волне политических мятежей (подобных Парижской коммуне 1871 г. во Франции – см. § 63), прокатившихся по странам Центральной Европы. Мятежи дополнительно инициировались международными социалистическими объединениями в целях создания якобы общеевропейского движения «мировой революции», с наступлением которой теоретики социализма и марксизма единственно связывали возможность государственной победы классовых интересов рабочих и рабочих партий.

В Германии серия мятежей была в особенности  стимулирована политическим хаосом в период после военного поражения, падения монархии и потому расшатывания управления. Сыграли роль и возродившиеся  стремления к обособленности отдельных  германских областей (прежде самостоятельных  монархий и городов). Активное влияние  на попытки образовать самоуправляющееся  псевдогосударство на началах классовой  демократии имели леворадикальное  движение, а также организационные  усилия эмиссаров из России. Самыми значительными стали мятежи в  Бремене и Мюнхене. В результате первого на время образовалась Бременская советская республика (10 января – 4 февраля 1919 г.), декларировавшая независимость от общегерманского правительства, создавшая свою администрацию в виде Совета народных комиссаров. В итоге второго сложилась Баварская советская республика (7 апреля – 8 мая 1919 к), основанная под влиянием еще и полуанархистских движений. Создание якобы независимых республик было закономерным продолжением движения к повсеместному образованию в Германии советов рабочих и солдатских депутатов, пытавшихся забрать правительственные полномочия, в особенности по распределению продовольственных ресурсов, в руки только низших по социальному положению классов. Республики распространяли свое влияние (подобно Парижской коммуне) на город и ближайшую округу и ограничились, в основном, созданием выборных представительств от населения, которым одновременно поручались правительственные функции, и провозглашением популистских экономических мероприятий. Объективных оснований для превращения в полноценную государственность у этих «республик» не было. Обе они пали под давлением карательных операций общегерманского правительства, иногда (как в Мюнхене) довольно кровавых (до 1 тыс. погибших).

Несколько более  длительным стал социалистический мятеж  в Венгрии. В обстановке развала  Австро-Венгрии, фактического обретения  прежней государственной автономией самостоятельности, образовавшееся правительство (31 октября 1918г.) не сумело в полной мере удержать контроль над страной. В  Венгрии оформилась значимая Коммунистическая партия. В атмосфере непрекращающихся рабочих стачек лидеры партии инициировали отставку правительства, декларировав установление «власти пролетариата». Венгерская советская республика (21 марта – 1 августа 1919 г.) конституировалась по образцу партийно-советского государства: вначале руководил Революционный совет, сливавшийся с руководством компартии, затем была принята Конституция 1919 г., повторявшая Конституцию РСФСР 1918 г. Единственными реальными институтами новой власти стали Красная Армия, построенная по милиционному принципу из рабочего населения, и революционные суды-трибуналы, развервувшие внеправовой террор в отношении «буржуазии». Размах деятельности социалистического правительства был значительным, его экономические декреты (о национализации земель, конфискации жилья, привилегированном снабжении трудящихся) спровоцировали открытую гражданскую войну. Подавление советской власти проходило в обстановке кровавого военного террора. Это стало еще одним источником быстрой затем эволюции венгерской государственности к полумонархической военной диктатуре.

Социалистическое  движение в первые же годы после  окончания мировой войны из идейного движения превратилось в государственно-революционное. Это стимулировало преобразование многих прежних социалистических партий в коммунистические. На протяжении 1918-1921 гг. в большинстве европейских, а затем и азиатских стран  сложились самостоятельныекоммунистические  партии, поставившие себе целью свершение  социалистических революций в своих  странах и создание государственности  классовой демократии на принципах  доктрины ленинизма. В течение ближайших  десятилетий эти партии стали  значимыми деятелями общественно-политической жизни своих стран и парламентской  борьбы. Незначительные по влиянию  коммунистические организации сложились  даже в Латинской Америке и  в США. В 1919 г. большинство из компартий  объединились в т. н. 111-й Интернационал  со штаб-квартирой в Москве. III-й Интернационал стал не только координирующим органом мирового коммунистического движения, но и инструментом подрывной политической деятельности в некоторых европейских странах, представлявших по разным причинам особый интерес для социалистического правительства в России в целях продвижения «мировой революции». Инициированные III Интернационалом в 1920-е гг. внутренние кризисы и даже вооруженные мятежи стали важным фактором отторжения в западных странах населения от коммунистического движения, а также общей эволюции режимов в сторону авторитаризма. 

 

РОЖДЕНИЕ  ФАШИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. АВТОРИТАРИЗМ

Еще одним  важнейшим государственно-политическим итогом Первой мировой войны стало  появление фашистского движения – первоначально в виде политических партий нового тоталитарного типа, затем в виде особого право-государственного уклада, утвердившегося в ряде стран Европы.

Исторические  и социальные корни фашизма были, в основном, теми же, что у движения к социалистической государственности. Источником стали стремления к построению «народного государства» (гарантировавшего бы социально-правовую унификацию нации), которые постепенно доминировали в  политической эволюции западных стран  на протяжении XIX в. Сыграло свою роль и повсеместное утверждение, начиная  с 1900-х гг. и особенно после Первой мировой войны, всеобщего избирательного права. История преобразования парламентарного  строя в разного рода в авторитарные режимы на протяжении XIX в. неизменно  свидетельствовала о том, что  главнейшим политическим источником авторитаризма  были институты непосредственной широкой  демократии, не подкрепленные другими  конституционными сдержками и гарантиями. Сходной с движением к социалистической государственности была и социальная база фашизма – в особенности  наличие влиятельного слоя крестьянства.

Почти сразу  после окончания Первой мировой  войны в ряде стран Европы образовались политические партии фашистского типа: Национал-социалистическая рабочая  партия Германии (1920), Национал-фашистская партия Италии (1921), Испанская фаланга  и др.* В своих программах партии использовали как социалистические идеи (особенно экономико-правовые), так  и разного рода геополитические, националистические и расовые догматы, распространившиеся в Западной Европе в годы Первой мировой войны (в  том числе представлявшиеся самыми рафинированными изысканиями в  области политики с позиций духовной аристократии). В главном программы  фашистских партий отправлялись от тезисов  о предпочтении интересов нации  правам индивидуума, о безусловных  задачах сплочения нации и  «отстаивания ее интересов», о государстве  как чисто национальном организме, основанном на сильной власти и тоталитарных устремлениях к исполнению некоей «миссии  нации». В социально-правовой сфере  революционные преобразования фашизма  предусматривали предпочтение мелкой и средней собственности, преобразование частной в некую «семейную собственность», широкую национализацию и тотальный государственный контроль, формирование «классового мира». Важным мотивом был открытый антиклерикализм фашистских программ, игнорирование христианского мировоззрения.

* В собственном  смысле фашистским было только итальянское движение боевых отрядов-связок fasci Italian! di combattimento (программа обнародована 23 марта 1919 г.). Позднее, название стало условно-обобщающим, типологическим.  

 

 

 

Родиной организованного  фашистского движения стала Италия, где в 1919 г. бывший активист Социалистической партии Б. Муссолини образовал «Итальянский союз участников войны», провозгласивший  последовательно-фашистскую программу  государственного преобразовательства. В октябре 1922 г. в обстановке социального  недовольства и с использованием методов военного мятежа организация  Муссолини была приведена к власти. В Италии установился тоталитарный государственно-политический режим (просуществовавший  до 1943 г). Институты парламентарной монархии, утвердившиеся в стране со времени ее национального объединения  в середине XIX в., были преобразованы  в духе военной диктатуры с  сильной правительственной властью  при подмене демократических  республиканских институтов системой социальных корпораций, руководящее  ядро которых представляла фашистская партия.

Наибольший  размах и общемировое значение приобрело  фашистское движение в Германии, которое  вскоре привело к созданию законченно тоталитарного государства с  особым правовым укладом (см. § 82).

Стремления  к политическому тоталитаризму  охватили и ряд других европейских  государств. В 1926 г. военный переворот  произошел в Польше. Измененная позднее  конституция страны (образца 1935 г.) сосредоточила  практически «единую и неделимую  власть» в руках президента, отвечающего  «перед Богом и историей за судьбы государства». Тогда же в Литве  институты парламентской республики были деформированы фактической  военной диктатурой А. Сметоны, сосредоточившего основные государственные полномочия. К практической ликвидации гражданских  свобод и парламентского демократизма привели реформы правительства  генерала Риверы в Испании, пришедшего к власти после организованного им военного переворота (1923 г.).

К середине 1930-х гг. движения фашистского типа существовали уже в 39 странах, в основном Европы, Латинской Америки. Сложился своеобразный фашистский интернационал, первые съезды которого в целях выработки  единства действий прошли в 1934-1935 гг.

Стремления  к государственно-политическому  авторитаризму, в соединении с особой программой социальных реформ, стали  одним из важнейших факторов всего  мирового государственного и правового  процесса между Первой и Второй мировыми войнами, хотя их непосредственное воздействие на государственные институты разных стран было различным.


Информация о работе Государственно-политические последствия І мировой войны