Государственного строя и права Афин, а также регулирование имущественных отношений в Афинском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инде, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганге, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана система искусственного орошения. (Желтые листы).

Работа содержит 1 файл

lektsia_India.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инде, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганге, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Очень рано в этих районах вследствие недостатка влаги была создана система искусственного орошения. (Желтые листы).

Основными периодами в истории государства и права Древней Индии можно считать:

1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства (II половина II тысячелетия до нашей эры);

2. Рабовладельческое государство в долине Ганга и Инда (II тысячелетия до нашей эры — IV в. до нашей эры);

3. Централизованное государство Мауриев (IV-III в.в. до нашей эры);

  1. Кризис и феодализация государства (III в. до нашей эры - IV в. нашей эры).

На территории Индии обитали многочисленные племена, различавшиеся по уровню развития, говорящие на разных языках. Существование ведической литературы, т. е. 4-х сборников Вед (Ригведа, Самоведа, Яджирведа, Атхарваведа) религиозного содержания, свидетельствует о том, что одни делились на родовые колена (джана) во главе с родовыми старейшинами. Племенные родовые вожди были выборными. Они были военными предводителями и отправляли жреческие и судебные функции.

Общественный строй.

Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").

Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев "Рикведы" (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: "Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи - это его бедра, а из ног родились шудры".

На основании Законов Ману, принадлежность к той или иной варне определялась только рождением. Никакая безнравственная жизнь в настоящем не может передвинуть человека из более высокой варны в более низкую; он мог быть совсем исключен из касты, но из кшатрия или брахмана стать, скажем, вайшьей или шудрой он не мог. Равным образом никакие заслуги не могли передвинуть человека из более низкой варны в более высокую. Иногда это правило нарушалось, но это были исключения из правила.

Согласно древнеиндийским  законодательствам изменение варны  может иметь место только в будущем возрождении, как награда за добродетельное или наказание за порочное поведение в настоящей жизни. В одном из древнеиндийских текстов говорится: «в последующем возрождении люди более низких каст рождаются в следующей, более высокой касте, если они исполнили свой долг. В последующих возрождениях люди высоких каст рождаются в следующей, более низкой касте, если они пренебрегли  исполнением своего долга». Это положение подтверждается и многочисленным положениями ЗМ (Х, 42-43, XII, 9-91 и др.). Переход в высшую варну был возможен и при некоторых формах смешанного брака, но только для потомства (ЗМ Х, 64,65).

Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единством, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.

Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.

Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье переписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.

Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество. Пополнялась эта варна за счет покоренных чужеземцев, переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей и прохождения обряда второго рождения. Им запрещалось изучать Веды.

Одним из основных положений древней  системы варн, как оно выражено в ЗМ, является противопоставление одной низшей варны – варны  шудр, трем высшим – брахманов, кшатриев и вайшьев. В науке долгое время продолжалась дискуссия по поводу правового положения шудр и их отождествления с рабами. Если считать варну шудр варной рабов, то оказывается, что рабовладельцы, образующие три высших варны «дважды рожденных», противостоят рабам, составляющим четвертую, низшую варну, варну рабов. Основанием для такого вывода являются следующие два стиха из VIII книги ЗМ . VIII, 413: « Но шудра, купленный или некупленный, может быть принужден исполнять услуги; ибо он был создан Самосущим быть рабом брахмана». VIII, 414: «Шудра, даже отпущенный своим хозяином, не освобождается от рабства; ибо оно врождено ему…».

Однако этим двум стихам не соответствует содержание остальных  стихов ЗМ. Во всех других случаях, когда  излагаются обязанности чледова  других варн, говорится только об обязанности шудр служить высшим варнам и нет никаких упоминаний об их рабском положении. Речь идет о поведении шудры, имеющем целью выполнение религиозного долга с целью добиться награды в будущем в виде возрождения в более высокой варне (ЗМ, 1. 91; IX.334, 335; Х. 121-125). В этом смысле интересен следующий стих. IX.179: «Сын шудры от рабыни… пусть получает разрешенную отцом долю наследства – так установил закон» Здесь противопоставление шудры и раба – очевидно. Следовательно,  шудра – это не рабская варна.

О том, как свободные делались рабами,  в ЗМ говорится в стихе VIII, 415 «Захваченный под знаменем, раб за содержание (т.е. кабальный), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания – таковы 7 разрядов рабов». Из всех перечисленных категорий третий и шестой – это рабы, которые сменили хозяина; остальные пять могли быть свободными до того, как они стали рабами.

В индийских источниках немало говорится и об условиях выхода из рабства. Так, «сделанные рабами насильно» или «проданные разбойниками» должны освобождаться царем без всякой компенсации для хозяина (Нарада, V,36). Военнопленные могли освободиться или дачей заместителя, или уплатой стоимости раба, а также соответствующей отработкой. (АК, III, 13). Отказ предоставить свободу после получения соответствующего выкупа должен был наказываться (АК). «Раб в силу наказания» и «должник» могли освободиться уплатой наложенного на них штрафа или уплатой долга (АК, III, 13). Это показывает, что выход из рабства был довольно обычным делом; государство явно проявляло свою заинтересованность в установлении определенных правил, которыми хозяева должны были руководствоваться при освобождении своего раба, и это нашло отражение в древних сборниках законов. Но нигде нет и намека на то, что освобождение раба влекло за собой переход его из варны шудр в одну из варн дважды рожденных.

Вполне мыслима такая биография: индиец, скажем, варны кшатриев, мог  быть в детстве продан отцом в  рабство и стать рабом, а затем  быть выкупленным на свободу; в зрелом возрасте, будучи солдатом, он мог попасть в плен и стать рабом, а затем – после отработки определенного срока или уплаты выкупа мог опять стать свободным; будучи преданным пороку игры, он мог проиграть самого себя в кости и стать рабом, а изыскав необходимую сумму денег, он мог опять стать свободным и т.д. Сама мысль о том, что во всех этих случаях он превращается то из кшатрия в шудру, то наоборот, показалась бы древнему индийцу верхом нелепости. Такой переход во-первых, нигде не упоминается, во-вторых, если бы он имел место, это привело бы к быстрому исчезновению варн.

Если считать шудр рабами, то оказывается  невозможным определить статус внекастовых. Упоминается чандала – самый презренный из людей (ЗМ, Х.39), антьявасайин – презренный даже для внекастового (там же). Неприкасаемых не допускали даже к колодцам, т.к. считалось, что они могли осквернить воду.

 

Государственный строй.

До VI в. до н.э. Индия делилась на множество государств (большинство из них было монархиями, но существовали и олигархические республики). В одном только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государственных образований. Одно из них – Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется.  Его царь Бимбисара овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой реки и прилегающие к нему горные местности.

В западной Индии дробление  сохранялось дольше, что облегчило  завоевание этого района войсками А. Македонского. Однако греко-македонское  господство на берегах Инда оказалось кратковременным. Началось широкое народное движение под предводительством выдающегося индийского деятеля Чандрагупта, которому удалось, объединив всю Северную Индию, создать могущественную державу Маурья. Столицей стал г. Паталипутра.

Чандрагупта и его  преемники создали для управления страной сложную бюрократическую  систему, на содержание которой требовались  огромные средства. Земледельцы и  ремесленники несли массу повинностей  и уплачивали многочисленные налоги. Как тогда говорил, нельзя уследить, сколько средств присвоит себе чиновник, как нельзя установить, сколько выпьет воды рыба.

В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:

— финансовое ведомство;

— военное ведомство;

— ведомство публичных работ.

Царь.

Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов подчиняться им. Т.о. светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.

Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.

При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров - царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.

Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.

Руководство военным  ведомством осуществлял Военный  Совет, состоящий из 30 человек. Военный  Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.

Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.

Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность:

а) сохранение общественного порядка;

б) борьба с преступлениями.

Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:

  • ремесленно-промышленным производством;
  • торговлей иностранцев;
  • учетом населения города;
  • регулированием торговли и порядком на торговых местах;
  • торговлей текстильными изделиями;
  • сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).

Судебная система в Индии.

По учению брахманов, правосудие считалось одной из главных задач государства. Высшая судебная власть принадлежала царю, который осуществлял судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками. В помощь своим советникам царь назначает еще 3 брахманов, сведущих в священных книгах. В стране имелись высшие и низшие суды: сторона, неудовлетворенная решением суда, могла обратится в высший суд для нового рассмотрения.


Информация о работе Государственного строя и права Афин, а также регулирование имущественных отношений в Афинском праве