Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 00:21, реферат
Спарта, как уже отмечалось, пошла по пути развития, резко отличному от большинства греческих полисов. В ней гораздо меньшей, чем в Афинах, была прослойка торгово-ремесленного населения. Жители Спарты были воинами и земледельцами. Точнее выражаясь, воинами были спартиаты (только им принадлежала вся полнота гражданских прав), а земледельцами – работавшие на них илоты. Было и третье, среднее между ними сословие – периэки, люди лично свободные, но не участвовавшие в управлении полисом. Им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей.
Государственное устройство Спарты
Спарта, как уже отмечалось, пошла по пути развития, резко отличному от большинства греческих полисов. В ней гораздо меньшей, чем в Афинах, была прослойка торгово-ремесленного населения. Жители Спарты были воинами и земледельцами. Точнее выражаясь, воинами были спартиаты (только им принадлежала вся полнота гражданских прав), а земледельцами – работавшие на них илоты. Было и третье, среднее между ними сословие – периэки, люди лично свободные, но не участвовавшие в управлении полисом. Им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей.
Государственное устройство Спарты не было демократическим, как в Афинах. Иногда его определяют как олигархию («власть немногих»), иногда называют аристократическим, но в целом оно было уникальным, не имевшим в Греции близких аналогий. Во главе государства стояли два царя (в Спарте одновременно правили две династии – Агиады и Эврипонтиды). Но они не были монархами в нашем понимании, так как их власть была сильно ограниченной. Фактически она была сведена к функциям верховного главнокомандующего и верховного жреца. Таким образом, Спарта, как и Афины, являлась республикой.
Цари были постоянными членами совета старейшин – герусии, в которую вместе с ними входили 28 старцев (не моложе 60 лет), избиравшихся пожизненно. Именно герусия на деле руководила всеми делами: военными, финансовыми, судебными. Важную роль играла также коллегия из 5 ежегодно переизбиравшихся эфоров («наблюдателей»). Эфоры контролировали деятельность должностных лиц, особенно царей, во избежание перерастания их власти в монархическую. Эфоры могли отстранить царя от власти и даже приговорить его к казни.
Формально высшим органом власти в Спарте, как и в любом греческом полисе, было народное собрание.
В Спарте оно называлось «апелла». Оно объявляло войну и заключало мир, избирало должностных лиц. Но значение апеллы было сильно урезанным. Она созывалась редко; в ней, в отличие от афинской экклесии» не допускались дискуссии, спартиаты только голосовали «за» или «против». Более того, любое решение апеллы могло быть отменено герусией. В целом спартанское государственное устройство строилось, так сказать, не «снизу вверх», как в Афинах, а «сверху вниз». Его основами были жесткая дисциплина и беспрекословное повиновение вышестоящим властям.
Во главе государства
стояли два архагета, которые выбирались
каждые восемь лет путем гадания по звездам.
Им подчинялось войско, и они имели право
на большую часть военной добычи, обладали
правом жизни и смерти в походах.
Должности и органы власти:
Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).
Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.
Эфоры — выборные
должности, в руках которых
Герусия — высший
правительственный орган в
Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.
Гиппагреты и корпус 300 всадников.
Единственным занятием
гражданина Спарты была война, к которой
его готовили с самого рождения.
Болезненных детей после
Действительная военная
служба начиналась в возрасте двадцати
лет. Брак разрешался по достижении двадцатилетнего
возраста, но до тридцати лет мужчина
должен был жить в "доме мужчин"
и устраивать свои брачные отношения
так, как если бы это было незаконное
и тайное дело. После тридцати лет
он становился полноправным гражданином.
Каждый гражданин должен был быть
участником общего стола и обедать
с другими его членами; он должен
был вносить вклад в виде продуктов,
полученных со своего земельного участка.
Согласно государственному устройству
Спарты, там не должно было быть ни нуждающихся,
ни богатых. Считалось, что каждый должен
жить на продукцию со своего участка,
который он не мог отчуждать, за исключением
права подарить его. Никому не разрешалось
иметь золото или серебро; деньги
делались из железа. Спартанская простота
вошла в пословицу.
Положение женщин в
Спарте было своеобразным. Их не изолировали
от общества, подобно почтенным женщинам
во всех других частях Греции. Девочки
проходили такое же физическое обучение,
как и мальчики; более примечательно
то, что мальчики и девочки занимались
вместе гимнастикой в обнаженном
виде. "Девушки должны были для
укрепления тела бегать, бороться, бросать
диск, кидать копья, чтобы их будущие
дети были крепки телом в самом
чреве их здоровой матери, чтобы
их развитие было правильно и чтобы
сами матери могли разрешаться от
бремени удачно и легко благодаря
крепости своего тела... В наготе девушек
не было ничего неприличного.
Они были по-прежнему
стыдливы и далеки от соблазна (33). Холостяки
обречены были, по законам Ликурга,
на некоторого рода позор, и их заставляли
даже в самую холодную погоду в обнаженном
виде обходить те места, где молодежь занималась
упражнениями и танцами.
Женщинам не разрешалось
проявлять какие-либо эмоции, невыгодные
государству. Они могли выражать
презрение к трусу, и их хвалили,
если это был их сын; но они не
могли проявлять свое горе, если
их новорожденного ребенка приговаривали
к смерти как слабого или если
их сыновья были убиты в сражении.
Остальные греки считали
Государственное устройство Спарты было сложным. Там имелось два царя, принадлежащих к двум разным семьям, и власть их передавалась по наследству. Один из царей командовал армией во время войны, но во время мира власть их была ограничена. На общинных пирах они ели вдвое больше других, и когда один из них умирал, то все оплакивали его. Цари были членами совета старейшин, состоявшего из 30 человек (включая царей). Эти 28 старейшин должны были быть старше 60 лет и избирались пожизненно общим народным собранием, но лишь из аристократических спартанских родов. Совет старейшин решал уголовные дела и подготавливал вопросы для рассмотрения на собрании. Собрание состояло из всех граждан; оно не могло проявлять в чем-либо инициативу, но могло голосовать "за" или "против" по любому внесенному предложению. Ни один закон не мог вступить в силу без согласия собрания. Но хотя согласие собрания было необходимо, его не было достаточно; старейшины и должностные лица должны были провозгласить свое решение, чтобы закон стал действительным.
Закон 12 таблиц
Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в серединеV века до н. Э. (451 – 450 гг.). Свое заглавие они получили оттого, что были начертаны на 12 древесных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима.
Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но совсем не касались государственного права.
1 Право принадлежности
принципиальной чертой римского права принадлежности было под подразделение вещей на два типа. К первому типу относилась земля (сначала около Рима, а потом вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, строения и сооружения, т.Е. Объекты обычно общинной принадлежности. Ко второму типу относились все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей
первой категории-реализации, мены, дарения
и пр. - Требовалось соблюдение формальностей,
носивших заглавие манципации. Уплаты
средств без манципации было еще недостаточно,
как видим, для возникновения права принадлежности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в праздничной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Все остальные вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью обычный традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных контрактом купли-реализации, мены, дарения и пр.
2 Обязательственное право
2.1 Обязательства из договоров.
В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление фактически монет в старом Риме относят к середине V в. До н.Э.) Таковая форма фиксации обязательств как контракт (договор) использовалась очень редко и различалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало лишь одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) конкретно внешняя формальная сторона определяла характер договора.
2.2 Обязательства из деликтов
Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые появляются вследствие причинения вреда, и разглядывают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.
К категории таких частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета либо позорящие слова (смертная казнь).
Обязательство в виде штрафов либо возмещения причиненного вреда полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного ликвидирования чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава либо кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних). При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона.
3. Семейно-брачное право
О семейном праве старого Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как её рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед либо отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами.
Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнимо новая. Древнейшие совершались в праздничной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть супруга. В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и праздничной клятвой супруги следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме). Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "sine manu" - то есть "без власти супруга".Как бы там ни было, но конкретно в данной форме брака - sine manu - дама нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом дама забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.
Развод был доступен супругу при всех формах брака, для супруги лишь в браке sine manu. Для формального развода супругу довольно было произнести супруге «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ.
4. Наследственное право
В римском праве было два метода наследования – наследование по закону и наследование по завещанию. После погибели домовладыки, имущество семьи переходило наиблежайшему агнату
(V.4.), А если покойный
оставлял завещание, следовало
слепо и свято придерживаться
его буквального текста (V.3.). Вдова
покойного во всех вариантах
получала какую-то часть