Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:06, реферат
Спарта управлялась, помимо народного собрания и коллегии Эфоров(правительственная власть), еще Советом старцев (герусий), Созданным по замыслу легендарного законодателя Ликурга и включавшим 28 уважаемых сограждан старше 60 лет и двух царей (архагетов) Спартанских племен — дорийского и ахейского. Социальное и политическое устройство Спарты было скреплено договором (ретрой),Который приписывался Ликургу. Ретра относится к VIII—VII вв. до н. э., но окончательно «Ликургов строй» сложился только к конц
Спарта управлялась, помимо
народного собрания и коллегии Эфоров(
Устройство Спарты, по авторитетному обобщению Аристотеля, принадлежало к числу образцов наилучшего устройства. Наряду с Карфагеном и государством на о. Крит при царе Миносе (родственнике и предке Ликурга), Спарта являла собой «прекрасное смешение олигархического и демократического строя». К демократическому элементу Аристотель относил такую черту спартанского быта, как «равенство в образе жизни всех спартиатов без различия их имущественного состояния и происхождения». Ликург учредил Совет старцев, Избиравшихся пожизненно из числа лиц старше 60 лет, которые совместно с царями были призваны быть залогом успеха в обеспечении благополучия и благоразумия. Совет старцев помогал царям в их сопротивлении своеволию большинства в народном собрании, но в то же время помогал народу в его сопротивлении тирании.
Другую особенность Спарты составило непосредственное участие народа в выборе самых высших должностных лиц в виде коллегии из Пяти Эфоров, Которые вершили дела административные и судебные и выполняли надзорные функции за деятельностью чиновников. Даже в сопоставлении с двумя царями, представлявшими в герусии ахейцев и дорийцев, эфоры никому не были подотчетны, кроме своих преемников и еще жрецов-гадателей. Жрецы вмешивались в политические события в критические периоды и могли решить вопрос о замене (перевыборах) коллегии эфоров. Некоторые наблюдатели считали строй Спарты наилучшим на том основании, что он представлял собой «смешение всех государственных устройств — царская власть... олицетворяет монархическое начало, власть геронтов — олигархии, а демократическое начало проявляется во власти эфоров, поскольку они избираются из народа» (Аристотель, Политика, 1265 в).
Другие возражали и считали, например, что эфоры олицетворяют собой тиранию, а демократическое начало проявляет себя лишь в общих трапезах {сисситиях) И в других формах быта. Когда Кто-то Стал требовать, чтобы Ликург ввел в государстве демократию, он отвечал так: «Введи сперва демократию у себя дома».
К недостаткам устройства Аристотель относил «детский» способ голосования при выборе эфоров на народном собрании (голосовали криком; счетная комиссия запиралась в помещение без окоп; речи фиксировались через стенку из запертого помещения, а одобрение криками учитывалось записью на дощечках).
Ликург произвел также
своеобразный передел земли; он разделил
земли Лаконики на участки и поделил
их по жребию Между спартиа-Тами и жителями окрестных со
Спартой областей (псриэками). Земельные Наделы {клеры) Нельз
Софист (так называли платных
учителей мудрости) по имени Фрасимах,
живший в V в. до н. э., заметил по поводу
законодательной практики своего времени:
«Всякая власть дает законы, сообразные
с ее пользою... Дав же законы, полезные
для себя, она объявляет их справедливыми
для подданных и нарушителя этих законов
наказывает как беззаконника и противника
правды...» {Платон. Государств
Сходство строя спартиатов
с некоторыми другими современными
полисами, в частности с Карфагеном, Свод
Политический и правовой опыт спартиатов при всей его уникальности имеет черты сходства с опытом других греческих городов-государств, как предшествующих, так и современных спартанскому полису. Особенно велико значение Крита, Который еще в XVI— XV вв. до н. э. был известен как могущественная морская держава со столицей в г. Кносс. Сохранилось предание о наличии критских законов, в которых предусматривалась практика вынесения судебного приговора по принципу Талиона.Критские законы в правление Ми-носа были выбиты на медных досках и стали доступны для ознакомления. Судебное разбирательство здесь ускорялось путем учета клятвенного заверения относительно какого-либо вызывающего сомнение вопроса.
Здесь практиковались совместные трапезы, функционировал Государственный совет с высшими контрольными функциями, похожими на функции эфората в Спарте. Опыт Крита оказал значительное влияние на реформаторскую деятельность Ликурга.
По мнению Плутарха, Ликург своим изобретением Совета старцев сильно упрочил положение государственного корабля. Уподобление города-государства морскому кораблю было у греков привычным и обиходным. Например, полис, в котором демос возвысился над аристократией, они сравнивали с неуправляемым кораблем. Продолжая эту традицию во II в. до н. э., Плутарх уподобил герусию в Спарте той разновидности груза-балласта в глубине корабельного трюма, которая не дает судну раскачиваться или перевертываться во время сильного шторма. А политический шторм был вполне вероятен в случае непримиримых расхождений между эфорами и Апеллой(народным собранием). Подобное распределение властных полномочий и возможностей в древнем государстве можно считать античной разновидностью обособления и равной весомости властей, которая нацелена на мирное и плодотворное сотрудничество многих властных учреждений.