Государственное устройство Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:23, реферат

Описание работы

Актуальность исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение государственного устройства Древней Греции.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о этапах развития Древней Греции.
3. Рассмотреть государственное устройство Афин и Спарты.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные этапы развития Древней Греции 5

2. Государственное устройство Афин 7

3. Особенности государственного устройства в Спарте 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

контр_ИГПЗС_Государственное устройство Древней Греции.docx

— 38.77 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные этапы развития Древней Греции 5

2. Государственное устройство Афин 7

3. Особенности государственного устройства в Спарте 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 
 

 

     

ВВЕДЕНИЕ

     «Государственное  устройство Древней Греции» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

     Конец II - начало I тыс. до н.э. в племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Государственная власть еще несформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

     После разложения первобытнообщинных отношений  в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап. В IX-VII веках до н.э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшими полисами, сыгравшими ведущую роль в истории Древней Греции того периода, были Афины и Спарта. 

     Актуальность  исследования определила цель работы:

     Целью работы является рассмотрение государственного устройства Древней Греции.

     Для достижения цели необходимо решить ряд  важных задач:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о этапах развития Древней Греции.
  3. Рассмотреть государственное устройство Афин и Спарты.
  4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

     Для раскрытия поставленной темы определена структура работы: работа состоит  из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.

 

     

  1. Основные  этапы развития Древней  Греции

     Полисный  этап Древней Греции принято подразделять на три периода:

  1. Гомеровский период (XI - IX вв. до н.э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

     К концу данного периода родоплеменные  отношения разлагаются, на смену  родовому строю приходит рабовладельческий.

  1. Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) ознаменован созданием Афинского государства.

     Древнегреческое предание считает, что Афинский полис  возник в результате проведения царем  Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского  акрополя1. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

  • эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;
  • геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;
  • демиурги – ремесленники, вместе с геоморами они составляли демос.

     Наряду  с рабами и свободными людьми существовал  так же промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды.

     Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

     К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

     В 449 г. до н. э. был заключен победный для  греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу2.

     Второй  Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

     Потерпев  поражение в губительной для  всей Греции Пелопоннесской войне, Афины  уже навсегда утратили свою ведущую  роль в истории страны. 

  1. Государственное устройство Афин

     Высшим  органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500 и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.

     Всякий  афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал  принципы демократии. Если обвинение  подтверждалось, автора законопроекта  могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение  любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

     Наиболее  важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением.

     Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

     Важные  судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 113. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

     Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа.

     Важным  органом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз.

     В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла.

     Возвышение  коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом  по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.

     Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде.

     Дела  разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

     Один  из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.

Информация о работе Государственное устройство Древней Греции