Государственная деятельность и основные проекты реформ, разработанных Сперанским

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование темы государственной деятельности и основных проектов реформ, разработанных Сперанским.
Тема рабрты актуальна для рассмотрения так как реформы Сперанского не прошли бесследно и занимают не последнее место в формировании Российского законодательства

Работа содержит 1 файл

Контрольная по истории 1 курс.rtf

— 220.34 Кб (Скачать)

План Сперанского должен был стать первым шагом на пути реформ. В случае своей реализации он со временем получил бы развитие в других реформах. Конечно же их целью Сперанский видел ограничение самодержавной власти императора и ликвидацию крепостного права.

Александр I в целом одобрил политическую реформу Сперанского. Однако ее следовало проводить постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого император решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был создан Государственный совет, в который вошли 35 высших сановников империи. На первом заседании Государственного совета Сперанский был назначен на ответственную должность государственного секретаря - председателя канцелярии совета. Это просуществовавшее вплоть до 1917 г. детище Сперанского стало очередным законосовещательным органом при императоре, который назначал его членов из представителей дворянства. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение.

В 1810-1811 г.г. В соответствии с планом Сперанского была изменена система управления. Согласно «Общему учреждению министерств» (25 июня 1811 г.) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Во главе министерств стояли министры и их товарищи (заместители), им подчинялись директора департаментов, тем в свою очередь - начальники отделений, начальникам отделений - столоначальники. Министры назначались императором. Был сохранен принцип прямой личной ответственности министра перед государем. С учреждением министерств губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками министерства внутренних дел. Однако губернское правление - исполнительный орган при губернаторе - остался в подчинении Сената. Это вызвало несогласованность в их деятельности. Казенные палаты стали местными органами министерства финансов.

К началу 1811 года М. М. Сперанский предложил и новый проект преобразования Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз реформатор писал, что необходимо строго разделить дела административные и судебные дела Сената, которые были смешены в его устройстве. Согласно этому предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая выбиралась дворянством.  Довольно долго обсуждалась в Государственном совете реформа Сената, но так и не была осуществлена.

После отказа государственного совета в начале 1811 г. утвердить проект весьма умеренной реформы Сената стал очевиден провал всего плана Сперанского. Не спасли положения ни поэтапность реформ, ни завуалированность их конечных целей: дворянство отчетливо увидело угрозу уничтожения крепостного права.

  Наиболее практическое значение из всей обширной программы задуманных преобразований имела финансовая реформа, разработанная Сперанским и проведенная через Государственный совет в первые месяцы 1810 г.

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. М. М. Сперанский составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег - ассигнаций, который вели к обесцениванию рубля; сокращался объем финансовых средств, поступавших в распоряжение министерств; финансовая деятельность министров ставилась под контроль. Одновременно предусматривалось увеличение размера пошлин и налогов.

Что же касается создания Государственной думы, то о ней в 1810- 1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от их первоначального плана. Из трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только первые две, третей реформа не коснулась. Проект создания «Уложения гражданских законов» также затянулся.

Александр 1 признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», но некоторые сенаторы, министры и другие высшие сановники считали его слишком радикальным и «опасным». Александр 1 пошел на встречу их требованиям, и проект был отклонен. Удалось осуществить лишь некоторые части плана Сперанского: 1(13) января 1810 года был учрежден Государственный совет, а в 1811 году завершилась реорганизация министерств.

Существует несколько причин неудач Сперанского:

 Первая обнаруживается уже в самом возвышении М. М. Сперанского, превращении «выскочки», «поповича» - в первого министра. Это вызывало зависть и недовольство в придворных кругах. Уже в 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, негативное отношение к М. М. Сперанскому начинает усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его адрес сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет и повышены налоги, всеобщее недовольство достигло апогея.

 Второй причиной неудачи реформ было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям. Да и сам М. М. Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами, показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Это отсутствие сколько-нибудь определенных сведений о предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям возможности выступить активно в их поддержку. М. М. Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному мнению, когда дело дошло до практики, совершенно исключил «народный дух» из числа своих союзников, сделав ставку на верховную политическую власть. Но при этом он упустил из виду, что носитель этой власти (в данном случае Александр I) есть лицо предельно открытое, для различных влияний со стороны тех или иных общественных кругов, а это влияние практически сразу стало развиваться далеко не в пользу идей М. М. Сперанского.

 Наконец, третьей причиной неудач реформ была их непоследовательность. М. М. Сперанский и Александр I решились вводить новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола владельца. Они надеялись получить быстрые результаты, не до конца оценив реальную действительность и эта поспешность во многом обусловила неудачу их начинаний.

В феврале 1811 г. обратился к Александру I с просьбой об отставке. В 1812 году в результате интриг и доносов Сперанский был обвинен в измене и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а затем  переведен в Пермь.

После ряда писем Александру I в 1816 году Сперанский был назначен пензинским гражданским губернатором, а спустя 3года стал генерал-губернатором Сибири. Будучи талантливым администратором, он добился улучшения управления этой частью, и в 1821 был возвращен в Петербург.

Смерть Александра I и воцарение Николая Павловича со всеми трагическими обстоятельствами (декабрист Батеньков был личным секретарем и близким другом Сперанского) также не дали бывшему государственному секретарю возможность вернуться к высшим административным постам Империи. Его роль в новом царствовании - второстепенная; но и здесь ему удается кодифицировать русское право, разобрав авгиевы конюшни накопившихся за много лет противоречащих друг другу указов и законов. В награду за свои заслуги Сперанский получил высший орден Империи - Андрея Первозванного - и, примерно за месяц до смерти, графский титул (в администрации Николая I обычное поощрение министров).

После вступления на престол императора Николая I, Сперанский являлся членом Верховного уголовного суда над декабристами, а затем возглавил масштабную работу по кадификации законов. Под его руководством были составлены Полное собрание законов Российской империи в 45-ти томах (1830г.) и Свод законов Российской империи в 15-ти томах (1832г.). Именно в награду за эту работу он получил орден Святого Андрея Первозванного и ежегодную солидную премию.

Сперанский также являлся членом ряда высших государсвенных комитетов, а в 1838 гг. был председателем департамента законов Государственного совета.

Таким образом, М. М. Сперанским в короткий срок была проведена колоссальная работа, сводившаяся к сбору и систематизации законов. Лучшим выражением благодарности Николая I стал поступок его на специальном заседании Государственного совета 19 января 1833 года, когда в конце заседания император подозвал к себе М. М. Сперанского и в присутствии всех членов совета наградил его собственной Андреевской звездой. Явным признаком того, что доверие Николая I к М. М. Сперанскому возросло, стало назначение его в 1835 году преподавателем юридических наук наследнику престола - будущему императору Александру II.

1(12) января 1839 г. в день своего 67-летия Сперанскому было пожаловано графское  достоинство, однако спустя 41 день, 11(23) февраля, граф-реформатор скончался от простуды. М. М. Сперанский был погребен на Тихвенском кладбище Александро-Невской лавры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В целом, государственная деятельность М.М. Сперанского чрезвычайно сложна, богата событиями и противоречиями. Судьба назначила ему быть в самом центре отечественной политической истории первой трети XIX века, участвовать во всех событиях, происходящих тогда в русском обществе. Вклад М. М. Сперанского в историю огромен. В своих либеральных проектах он смог превзойти своих современников, предвосхитив, таким образом, за полстолетия - великие реформы Александра II. «Кодификационный подвиг» реформатора, хотя и не решил традиционных российских проблем в сфере управления, продемонстрировал значимость закона для жизни общества, заложил основы для укрепления российской государственности в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Государственные деятели России 19 - начала 20 в.в.:биографический справочник/сост. И. И. Линьков, Б. А. Никитин, О. А. Ходеньков. - М.: изд-во Московского ун-та, 1995 - 208с.
  2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России 19 в. Учебник для 8 класса основной школы - М.: ЦГО, 1998 - 426с.
  3. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в Вузы/И. В. Волкова, М. И. Горинов, А. А. Горский и др.; Под ред. М. И. Зуева. - М.: Высш. шк.,1997 - 639 с.
  4. История России, 19 в.: учебник; под ред. А. Н. Сахарова: Рос акад. наук, Рос акад. образования. Изд-во "Просвещение" - 2-е изд-е - М: Просвещение 2006 г. - 303 с.
  5. Карамзин Н. М. История государства Российского/Н. М. Карамзин. - М.: ЭКСМО, 2002. - 832 с.
  6. Кохтев М. Н. Риторика: учебное пособие.: М. "Просвещение" 1994 г.
  7. Троицкий Н. А. Под скипетром Александра 1:Проекты М. М. Сперанского//Россия в 19 в.:курс лекций. М., 1997 г.
  8. Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев/В. А. Федоров. - М.: "Просвещение"1999 г. - 212 с.
  9. Хрестоматия по истории России /А. С. Орлов, В. А. Георгиев - М.: "Просвещение" 1996 г. - 623 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная деятельность и основные проекты реформ, разработанных Сперанским