Городская реформа 1870

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:15, доклад

Описание работы

Городская реформа (реформа городского самоуправления) 1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

Работа содержит 1 файл

городская реформа 1870.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Городская реформа (реформа  городского самоуправления) 1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет. 

История реформы

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы  в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для  выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством  внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет, где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления. 

Положения реформы

Городское общественное управление

Статьёй 2 «Городового  положения» вводились городские  общественные управления, в ведении  которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское  избирательное собрание, дума и городская  управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз  в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, при чём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет  избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Основными функциями  думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного  устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие.[1] Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями  были:

  • «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
  • Сбор нужных сведений для думы
  • Составление городских смет
  • Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Управа могла посчитать  незаконным решение думы, в таком  случае в дела вмешивался губернатор.

Выборы в думу

В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.

Требования к избирателю были следующими:

  • Он должен был быть Российским подданным
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом, с которого уплачиваются налоги, или владение промышленным предприятием
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или  находиться под следствием.

По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй — также уплачивающие треть, а к третьей — все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой.

Городской глава избирался  губернатором (в крупных городах — министром внутренних дел) из числа гласных.

Итоги реформы

Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

Но после реформы  городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем. 

Городовое положение (1870 г.)

2) К  предметам ведомства городского  общественного управления принадлежат:

... Дела по  внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении  города согласие утвержденному плану; за-ведывание ... устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и равно и освещением города; дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение ... об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений ...

15) Учреждения  городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.

16) Городские  избирательные собрания составляются  единственно для избрания гласных  городской думы через каждые  четыре года...

17) Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения; 3) если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду пред производством выборов ... уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений ... и 4) если на нем не числится недоимок пе городским сборам. ...

24) Для производства  выборов в гласные учреждаются  в каждом городе из обывателей, имеющих право голоса на выборах,  три избирательные собрания, из  коих каждое выбирает одну  треть всего числа гласных.  Для сего обыватели вносятся  в список избирателей в том  порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах; затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда, или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка избиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателями; по второму причисляются следующие за ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третьему — все остальные избиратели. Составленный на изложенных основаниях список с разделением избирателей на разряды утверждается городскою думою....

31) Выборы производятся  закрытою подачею голосов посредством  баллотировки шарами....

35) В гласные городской думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах... Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных. ...

40) Избирательные  собрания не имеют права давать  избранным гласным никаких инструкций....

48) Городская  дума составляется под председательством  городского головы из гласных,  избираемых на четыре года. ...

50) Члены городской  управы присутствуют в заседаниях  думы, участвуют в прениях и  представляют объяснения по обсуждаемым  делам, но пользуются правом голоса лишь в том случае, если они гласные. ...

55) Городской  думе предоставляется:

1) назначение  выборных должностных лиц и  дела общественного устройства...;

2) назначение  содержания должностным лицам  городского общественного управления  и определение размера оного;

3) установление, увеличение и уменьшение городских  сборов и налогов...;

4) сложение недоимок  по городским сборам;

5) отнесение  содержания мостовых и тротуаров  и чистки улиц на общие средства  города и вообще переложение  натуральных повинностей в денежные... (Далее перечисляются остальные хозяйственные функции городской думы - всего 14 пунктов.)

56) Заседания  городской думы назначаются: или  а) по усмотрению городского  головы, или б) по требованию  губернатора, или, наконец, в)  по желанию не менее одной пятой числа гласных. ...

60) Гласный, имеющий  намерение сделать в заседании  городской думы предложение, обязан  известить городского голову  о предмете своего предложения  за три дня до заседания.  По предложению же, сделанному  без соблюдения сего правила, хотя и могут быть допущены прения, но с отсрочкою окончательного решения до одного из следующих заседаний. ...

72) На городскую  управу возлагается непосредственное  заведывание делами городского  хозяйства и общественного управления... Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству, изыскивает меры к его улучшению, исполняет определения думы, собирает нужные ей сведения, составляет проекты городских смет, взимает и расходует городские сборы на установленных думою основаниях и представляет в назначенные думою сроки отчеты о своей деятельности. ...

80) Если городская  управа большинством членов полного  ее присутствия признает определение  городской думы противозаконным,  то, не приводя оного в исполнение, представляет о сем думе, и  за сим, в случае неустранения разногласия между думою и управою, вносит дело к губернатору. ...

82) Должности  городского головы, членов городской  управы и городского секретаря  замещаются по выбору городской  думы.

99) Должностным  лицам городского общественного  управления не присвояется прав государственной службы за исключением лишь городского в губернских городах секретаря...



Информация о работе Городская реформа 1870