Города Советской России в эпоху ускоренной индустриализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Введение.
Основная часть:
2.1. Индустриальное развитие Советской России в годы первой пятилетки.
2.2. Индустриальное развитие Советской России в годы второй пятилетки.
2.3. Итоги социалистической индустриализации.
Заключение.

Содержание

Введение.
Основная часть:
2.1. Индустриальное развитие Советской России в годы первой пятилетки.
2.2. Индустриальное развитие Советской России в годы второй пятилетки.
2.3. Итоги социалистической индустриализации.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Города  Советской России в эпоху ускоренной индустриализации. 

План.

    1. Введение.
    2. Основная часть:

       2.1. Индустриальное развитие Советской России в годы первой пятилетки.

       2.2. Индустриальное развитие Советской России в годы второй пятилетки.

       2.3. Итоги социалистической индустриализации.

    1. Заключение.  
 

     1. Индустриализация — процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года. Съезд поставил задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран.

     Задача  ускоренной индустриализации для повышения оборонного потенциала страны и быстрого преодоления отставания от ведущих мировых держав так же стояла тогда перед правительством и находила полную поддержку в обществе, что послужило одной из основных причин бурного развития российской промышленности в последней четверти XIX века.  
     Россия была страной аграрной: на рубеже XIX и XX веков менее 15% населения проживало в городах и менее 10% добывало средства к существованию, работая в промышленности. Обеспечить экономический рывок было возможно лишь с помощью ощутимых инвестиций в тяжелую промышленность и железнодорожный транспорт, но найти их внутри страны было практически нереально: банковская система была слабой, а отечественные предприниматели еще не имели свободных средств в достаточном количестве. Именно государство в таких условиях должно было взять и взяло на себя роль локомотива индустриализации.

     Государство всегда играет значительную роль в  любой экономике, однако, степень  его вмешательства в разных странах  разная. Россия обладает уникальным опытом построения и поддержания в течение долгих лет такой системы хозяйствования, в которой государство стремилось контролировать практически все стороны экономической жизни - от планирования производства до распределения готовой продукции.

     Главным инструментом формирования плана была сложная система товарно-материальных балансов, а основным критерием эффективности  работы предприятия считалось выполнение плана.

     Ускоренная  индустриализация привела к тому, что доля крупных заводов в российской промышленности была выше, чем где-либо еще в Европе: к 1913 году 24,5% рабочих было задействовано на предприятиях с численностью более 1000 человек и 9,5% - на предприятиях с численностью от 500 до 1000 человек. Аналогичные показатели для Германии (в 1907 году) составляли 8,1% и 6,1% соответственно. По другим подсчетам, к 1914 году в России на предприятиях с численностью занятых более 500 человек работало 53% рабочих, тогда как для США этот показатель равнялся лишь 31%.       

     Одновременно  с созданием больших современных заводов шел процесс концентрации капитала - формирование мощных промышленных объединений и на их основе монополий. Таким образом, в ряде отраслей производители могли координировать свои действия в национальном масштабе.

     Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Хотя основной промышленный потенциал страны был создан позднее, в годы семилеток, под индустриализацией обычно подразумеваются именно первые пятилетки. 

     2.1. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (19281932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства.                                       Наращивание индустриальной мощи в 1930-е считалось в рамках советской идеологии одним из важнейших достижений СССР.                                                                                                                           Главной задачей введённой плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами, на начальном этапе это сводилось к перераспределению максимально возможного объёма ресурсов на нужды индустриализации. В декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б) были приняты «Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР», в которых съезд высказался против сверхиндустриализации: темпы роста не должны быть максимальными, и их следует планировать так, чтобы не происходило сбоев. Разработанный на основе директив проект первого пятилетнего плана (1 октября 1928 г. — 1 октября 1933 г.) был одобрен на XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 г.) как комплекс тщательно продуманных и реальных задач. Этот план, в реальности намного более напряжённый, чем прежние проекты, сразу после его утверждения V съездом Советов СССР в мае 1929 г. дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политического, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статус концепции, эпоху «великого перелома». Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.                 Прежде всего, используя пропаганду, партийное руководство обеспечило мобилизацию населения в поддержку индустриализации. Комсомольцы в особенности восприняли её с энтузиазмом. Недостатка в дешевой рабочей силе не было, поскольку после коллективизации из сельской местности в города от нищеты, голода и произвола властей перебралось большое число вчерашних сельских жителей. Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. В 1930 г. было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске, а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. В 1935 г. открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.                                                           

     Уделялось внимание и индустриализации сельского хозяйства. Благодаря появлению отечественного тракторостроения, в 1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40 % от их мирового производства.                         Из-за границы были приглашены инженеры, многие известные компании, такие как Siemens-Schuckertwerke AG и General Electric, привлекались к работам и осуществляли поставки современного оборудования, значительная часть моделей техники, производившейся в те годы на советских заводах, представляла собой копии либо модификации западных аналогов (например, трактор Fordson, собиравшийся в Волгограде). Чтобы создать собственную инженерную базу, в срочном порядке создавалась отечественная система высшего технического образования. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее.

В 1930 г., выступая на XVI съезде ВКП(б), Сталин признал, что индустриальный прорыв возможен лишь при построении «социализма в одной стране» и потребовал многократного увеличения заданий пятилетки, утверждая, что по целому ряду показателей план может быть перевыполнен.      С целью повышения стимулов к работе, оплата стала более сильно привязываться к производительности. Прежде всего, ударников на заводах просто лучше кормили. (В период 1929—1935 гг. городское население находилось на карточном обеспечении важнейшими продуктами питания). В 1935 г. появилось «движение стахановцев», в честь забойщика шахты А. Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. выполнил за смену 14,5 нормы.           Поскольку капиталовложения в тяжёлую индустрию почти сразу превысили ранее запланированную сумму и продолжали расти, была резко увеличена денежная эмиссия (то есть печать бумажных денег), и в течение всей первой пятилетки рост денежной массы в обращении более чем в два раза опережал рост производства предметов потребления, что привело к росту цен и дефициту потребительских товаров.                                             Параллельно государство перешло к централизованному распределению принадлежащих ему средств производства и предметов потребления, осуществлялись внедрение командно-административных методов управления и национализация частной собственности. Возникла политическая система, основанная на руководящей роли ВКП(б), государственной собственности на средства производства и минимуме частной инициативы.                                                                                             Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов были мигрантами из сельской местности. Тем не менее, доли в 50% городского населения СССР достиг только в начале 1960-х годов.         В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 г. и 1 января 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза. Вслед за первой пятилеткой последовала вторая, с несколько меньшим акцентом на индустриализации, а затем третья пятилетка, которая проходила в условиях начавшейся Второй мировой войны.

Рост  физического объёма валовой продукции промышленности СССР за 1928-1937гг. 
(в скобках указаны проценты к 1928 г.)
Предметы  потребления 1928 г. 1932 г. 1937 г.
Чугун, млн. т. 3,3 6,2 (188 %) 14,5 (439 %)
Сталь, млн. т. 4,3 5,9 (137 %) 17,7 (412 %)
Прокат  чёрных металлов, млн. т. 3,4 4,4 (129 %) 13 (382 %)
Уголь, млн. т. 35,5 64,4 (181 %) 128 (361 %)
Нефть, млн. т. 11,6 21,4 (184 %) 28,5 (246 %)
Электроэнергия, млрд. кВт·ч 5,0 13,5 (270 %) 36,2 (724 %)
Бумага, тыс. т. 284 471 (166 %) 832 (293 %)
Цемент, млн. т. 1,8 3,5 (194 %) 5,5 (306 %)
Сахарный  песок, тыс. т. 1283 828 (65 %) 2421 (189 %)
Станки  металлорежущие, тыс. шт. 2,0 19,7 (985 %) 48,5 (2425 %)
Автомобили, тыс. шт. 0,8 23,9 (2987,5 %) 200 (25000 %)
Обувь кожаная, млн. пар 58,0 86,9 (150 %) 183 (316 %)

                                                                                                                                                                                                                                           
 
 
 

  2.2. В ходе работы над планом второй пятилетки, который охватывал уже 120 отраслей промышленности против 50 отраслей в 1928-1932 гг., выяснилось, что отнюдь не все его составители реально представляют себе действительные трудности дальнейшего роста советской экономики и те обстоятельства, от которых во многом зависит их успешное преодоление. Выдвигалось требование продолжать форсированное развитие тяжелой индустрии, причем темпами более высокими, чем в период первой пятилетки.

  XVII съезд ВКП(б), проходивший в начале 1934 г., специально рассмотрел проект новой пятилетки и внес полную ясность в понимание сущности и специфики индустриального развития СССР в 1933-1937 гг. Нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе выступил с критикой тех, кто предлагал еще более расширить размах капитального строительства и выпуск важнейших средств производства. Г.К. Орджоникидзе внес поправку в проект резолюции съезда, которая получила единодушную поддержку: среднегодовые темпы прироста промышленной продукции на вторую пятилетку были определены в 16,5% против 18,9 по наметкам Госплана.

  Принципиально по-новому съезд поставил вопрос о  соотношении темпов роста промышленного  производства средств производства и предметов потребления. Ускоренное развитие тяжелой индустрии в предыдущие годы позволило в короткий срок создать фундамент для технической реконструкции всех отраслей народного хозяйства. Теперь предстояло завершить строительство материально-технической базы социализма и обеспечить существенный подъем народного благосостояния. Среднегодовой темп роста средств производства определялся в 14,5%.

  Заложив к началу второй пятилетки основы тяжелой индустрии и добившись  заметного преобладания объема промышленной продукции над валовой продукцией сельского хозяйства. Коммунистическая партия не сочла задачу индустриализации СССР полностью решенной. На XVII съезде в соответствии с материалами январского (1933 г.) объединенного Пленума и ЦК ВКП(б) подчеркивался сам факт перевода страны на рельсы индустриализации и прямо говорилось о продолжении политики индустриализации в годы второй пятилетки. В отличие же от предыдущего периода, когда главенствовал курс на создание основ тяжелой промышленности, теперь центр тяжести перемещался в плоскость борьбы за завершение технической реконструкции всего народного хозяйства, за упрочение импортной независимости первого и тогда все еще единственного в мире пролетарского государства.

  Принципиальная  особенность индустриализации СССР в годы второй пятилетки заключалась и в том, что вся грандиозная программа нового строительства, завершения технической реконструкции в целом должна была быть выполнена при относительно невысоком увеличении численности рабочих и служащих. В рамках всего народного хозяйства намечался прирост на 26%, в том числе по крупной промышленности – на 29%. Одновременно съезд утвердил задание поднять производительность труда  в промышленности на 63% против 41 в первой пятилетке. Тем самым была принята установка на то, чтобы производительность труда «стала решающим фактором выполнения намеченной программы увеличения продукции во втором пятилетии».

Информация о работе Города Советской России в эпоху ускоренной индустриализации