Города Нового времени

Автор: a*************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Изучение истории городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для жизни людей, то есть обеспечить им лучшие условия для выполнения исключительно важных обязанностей. Чем города становятся сложнее, тем больше усложняется знание о них. В свете произошедшего в ХХ веке стремительного роста городов и городского населения, процесса урбанизации, во многом изменившего и продолжающего изменять облик нашей планеты – тема является как никогда актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Города Древнего мира
1.1. Города Древнего Востока
1.2. Города Античного мира
2. Средневековый город
2.1. Предпосылки развития городов в эпоху феодализма
2.2. Средневековые города Европы
2.3. Средневековые города Востока
3. Города Нового времени
3.1. Особенности развития городов в колониальных и зависимых странах
3.2. Особенности городов США и странах переселенческого капитализма
4. Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История городов.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Во  второй половине ХVII в. ведущее положение в европейской торговле и в борьбе за колонии захватывает Англия. В трех англо-голландских войнах она сокрушает морскую и торговую мощь Голландии.

     Роль  Англии как первой промышленной, торгово-финансовой и колониальной державы мира создала  новые предпосылки развития английских городов. Она радикально изменила экономико-географическое мнение столицы Англии - Лондона и способствовала развитию интенсивных процессов урбанизации.

     Наряду  с Лондоном в Англии после промышленного переворота формировались крупнейшие скопления промышленных городов. Текстильная промышленность способствовала развитию Ланкашира. Развитию Манчестера способствовала близость Ливерпуля с его удобной гаванью. Крупные промышленные города росли в районах Бирмингема, Глазго, Ньюкасл, и др. К концу века урбанизация в стране достигла 77%.

     Условия жизни рабочего класса в этих колыбелях  промышленного капитализма были ужасающими. Грязь, дым, копоть стали  символами индустриальных районов  Англии. 
 

  • Города  Германии в ХVII- начале XX в.

     Длительное  время в Центральной Европе не складывалось условий для развития крупных городов: сохранялись унаследованная от средневековья плотная сеть относительно небольших городских поселений, лишь некоторые из которых достигали более или менее значительных размеров. С перемещением торговых путей к Атлантическому океану, упадком средиземноморской торговли города Центральной Европы оказались в стороне от главнейших новых торговых путей. Крайняя политическая раздробленность Германии не создавала условий для развития промышленности. Положение усугублялось разорением страны после войн, которые велись почти непрерывно.

     Процессы  урбанизации в Германии резко  усилились во второй половине и особенно в конце XIX в.

     Для городов Германии конца XIX-начала XX в., было характерно резкое размежевание на "город богатых" и "город бедных", большая острота классовой борьбы, особенно сильная эксплуатация рабочего класса. 

3.1. Особенности развития городов в колониальных и зависимых странах в XVII - начале XX в.

       История европейских колониальных захватов началась сразу за географическими открытиями конца XV-XVI вв. и продолжалась до конца ХIХ в.

     Рассматривая  процессы формирования географии городов в бывших колониальных странах, выделим четыре типа формирования территориальных структур городов и их сетей, связанные с социально-экономическими особенностями колониальной экспансии в этих странах:

  • Латиноамериканский тип

     Латиноамериканский  тип - формируется в условиях полного  разрушения местных цивилизаций  колонизаторами, ограбления и массового  истребления ими покоренных народов, заселения завоеванных стран мигрантами из стран-метрополий, рабами-неграми, привезенными для работы на рудниках и плантациях, мигрантами из других стран; на основе смешения этих этнических групп формируются новые этнические общности и складываются совершенно новые социально-экономические структуры и новая сеть городов.

  • Индийский тип

     Индийский тип - развивается в условиях постепенного завоевания, подчинения и ограбления колонизаторами стран и народов, но без их тотального уничтожения или истребления. Социально-экономические структуры, в том числе сеть городов, перестраиваются в соответствии с целями и требованиями колонизаторской политики и хозяйственного грабежа покоренных стран.

  • Африканский тип

     Африканский тип - в известной мере носит промежуточный характер. Вначале цели колонизаторов заключаются в массовом вывозе негров-рабов для работы на других континентах, прежде всего в Латинской и Северной Америке. Затем наступает "индийский" этап - постепенного завоевания глубинных территорий для эксплуатации их населения и природных ресурсов.

  • Североамериканский тип

     Североамериканский тип - существенно отличается от трех других. В результате истребления, оттеснения или заключения в резервациях местных народностей на завоеванной территории мигрантами из Европы, не сливающимися с аборигенным населением, создаются так называемые страны переселенческого капитализма, получающие независимость от стран-метрополий, либо связанные с ними системой хозяйственно-политических отношений на началах известного партнерства (британские доминионы).

     Рассмотрим  формирование сетей городов первых трех типов, относящихся к колониальным странам.

     Завоевание  испанскими и португальскими колонизаторами Латинской Америки совершалось  с необычайной жестокостью, и сопровождалось полным разрушением сложившихся здесь цивилизаций. Главной целью конкистадоров было золото. Предполагается, что в течение первых десятилетий испанских завоеваний на Вест-индских островах погибло I млн. индейцев.

     Ко  времени освобождения стран Латинской Америки от испанского и португальского господства сеть их городов сформировалась, хотя в последующий период, претерпела значительные изменения. До сих пор размещение, планировка, названия латиноамериканских городов связаны с наследием колониального периода. Огромный континент как бы "оцеплен" городами, возникшими на океанских берегах или вблизи них, откуда начиналась его колонизация; другие города расположились в долинах рек, в предгорьях или горных котловинах, контролируя "дороги проникновения" вглубь континента.

     Индийский тип формирования сетей городов в колониальных странах существенно отличался от латиноамериканского. Особенность заключалась в том, что так же широко прибегая ко всякого рода насилию, подлогам и произволу, колонизаторы здесь стремились грабить завоеванные народы, опираясь на местных правителей и проводя принцип "разделяй и властвуй". Сложившиеся социально-экономические структуры видоизменялись в том направлении, в каком это было выгодно колонизаторам. В соответствии с этой политикой сложившаяся сеть городов не разрушалась, а переориентировалась на новые центры - опорные базы колониального владычества, созданные колонизаторами в господствующих стратегических пунктах в самый ранний период колониальных захватов.

     Индийский тип развития сети городов в странах-колониях характерен для большинства стран Азии. В Индонезии, на Филиппинах, Вьетнаме, на Малайском полуострове важнейшее значение приобрели основанные колонизаторами города-порты, в других случаях административными центрами колоний стали удобно расположение исторические столицы. В некоторых случаях административные центры создавались вблизи основных объектов эксплуатации.

     До  конца ХV в. развитие тропической Африки происходит при почти полном отсутствии хозяйственных и культурных связей с европейскими странами. Основной район с более развитыми феодальными отношения, со значительными элементами рабовладения, с развитыми ремеслами и торговыми центрами сложился в бассейне Нигера. Крупнейшие осуществляли крупную торговлю со странами Магриба и бассейна Нила. В XI в. сюда проникает ислам, развивается письменность, ремесла, при участии арабских архитекторов сооружаются мечети и торговые кварталы.

     К югу от Нигера крупные государственные  образования сложились в Северной Нигерии. Среди городов-государств, некоторые были весьма велики. Процветали торговля, ремесла, в том числе производство тканей индиго, работорговля. Распространение работорговли и рабовладения способствовало массовому вывозу рабов португальцами в Америку. Прибрежная полоса, откуда португальцы совершали экспедиции за рабами и где они выменивали их у местных вождей, получила название Невольничьего берега.

     После первых португальских открытий и  последовавшего затем превращения  Африки в "заповедное поле охоты на чернокожих" главной целью европейских колонизаторов было создание опорных пунктов на берегу для обеспечения работорговли и торгового пути вокруг Африки в Индию. Затем эти пункты стали исходными базами продвижения вглубь Африки и ее раздела между колониальными державами. В дальнейшем, опорные военно-стратегические и административные центры становились, как правило, крупнейшими на континенте торгово-промышленными городами, через которые шла эксплуатация африканских колоний.

     К началу XX в. в Африке сложился ряд  групп городских поселений. Среди исторических городов, расположенных в глубине континента, некоторые полностью утратили значение, другие получили некоторое развитие. Очень сильно выросли прибрежные города, положение которых оказалось удобным в качестве баз проникновения глубь африканских стран. Наибольшее развитие получили новые города: приморские портовые и административно-политические, либо глубинные административно-политические центры, основанные в стратегических пунктах, контролирующих завоеванные районы. Некоторые крупные города выросли вблизи месторождений полезных ископаемых. 

3.2. Особенности географии городов и градостроительства в США и других странах переселенческого капитализма.

     Первые  европейские поселения в Северной Америке были основаны в Гренландии норманнами, но они не были долговечными; норманнские поселенцы частично погибли, частично смешались с эскимосами; лишь в ХVIII в. европейцы вновь появились у берегов Гренландии, положив начало ее современной колонизации.

     Значительно более крупные очаги европейской  колонизации были созданы в Северной Америке в начале ХVII в. французами и англичанами.

     Одновременно  в Америку хлынул поток иммигрантов  из Европы. Местные индейские племена  были безжалостно истреблены или  загнаны в резервации. На плантации  юга из Африки завезены миллионы рабов-негров. После войны между Севером и Югом рабство было ликвидировано, однако жестокая эксплуатация негров продолжалась. По мере заселения страны, роста промышленности, перерастания быстро развивавшегося капитализма в его империалистическую стадию расовые, национальные и социальные противоречия в стране быстро усиливались, достигая исключительной даже для капиталистических стран остроты.

     Быстрое развитие городов сопровождалось ожесточенной конкуренцией между ними и возвышением тех из них, экономико-географическое положение которых оказывалось более благоприятным по мере сооружения каналов, железных дорог, освоения месторождений полезных ископаемых и сельскохозяйственных земель.

     В микрогеографии быстро развивавшихся  американских городов сочетались крайне высокая плотность застройки в центре с обширными малоэтажными жилыми образованиями, разраставшимися во все стороны и центральных кварталов. Небоскребы - типично американское изобретение, связанное с непомерной стоимостью земли в центрах городов. Первые небоскребы в 20-40 этажей стали строить в США в конце XIX в.. Наряду с деловыми зданиями, стали сооружать жилые небоскребы, высокая стоимость квартир в которых приводила к "джентрификации" ("одворяниванию") центров - вытеснению из них бедноты.

     Планировка американских городов крайне примитивна - почти повсюду она представляет собой нарезанную безразлично к рельефу сетку прямоугольных кварталов. Если на ровных территориях такая планировка еще более или менее приемлема, то в условиях сильно пересеченной местности она становится бедствием.

     С конца XIX в. начинается процесс быстрого развития богатых пригородов в американских городах, чему способствовала автомобилизация, приобретшая именно в США наиболее широкие масштабы. Кроме того, старательно внедрявшийся в сознание американца стереотип индивидуального дома, как символа американской мечты и традиций, также делал жизнь в пригородах более предпочтительной и побуждал не только богатых американцев, но и средние слои американского общества переезжать в субурбанизированные зоны, оставляя перенаселенные центры беднейшим иммигрантам. Этот процесс примет особенные масштабы в середине и второй полови XX в. и приведет, наряду с транспортным параличом, загрязнением окружающей среды, ростом безработицы, преступности, наркомании и т.п., к современному кризису американских городов.

     В США была рано осознана потенциальная  опасность, исходящая для правящих классов от пролетариата промышленных центров, а так же склонного к  бунтарству студенчества. Поэтому здесь, они с самого начала стремились к территориальному разобщению администрации, вузов и промышленной деятельности: столицы страны и штатов размещались в небольших городах, в которых развитие промышленности ограничивалось; университетские "кампусы" традиционно развивались вдали от больших городов.

Информация о работе Города Нового времени