Горнозаводская промышленность Южного Урала в 18 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые «чудские копи». Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ГОРНОЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЮЖНОГО УРАЛА …..……5
1.1. Медеплавильный завод …………………………………………………..…7
2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО…………………………………….8
2.1. Горнопромышленные округа………………………………………………12
3. ИСТОРИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………….......20
3.1. Феодально-крепостническое отношение………………………………….21
3.2. . Виды промышленности………………………………………………..…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

  Особенно бурное развитие горнозаводской промышленности на Южном Урале происходит в 50-х годах. За одно десятилетие здесь было построено 26 металлургических заводов, в том числе 10 на территории современной Челябинской области: Златоустовский доменный, молотовый и медеплавильный (основан в 1751 году купцом И. Мосоловым, продан Л. Лугинину), Катав-Ивановский доменный и молотовый (основан в 1755 году купцом И. Твердышевым в компании с купцом И. Мясниковым), Верхне-Кыштымский .доменный и молотовый (основан в 1755 году Н. Демидовым), Нижне-Кыштымский молотовый (основан в 1756 году Н. Демидовым), Саткинский доменный, молотовый и медеплавильный (основан в 17В6 году А. Строгановым; в 1779 продан Л. Лугинину), Юрюзань-Иваиовский доменный и молотовый (основан в 1758 году И. Твердышевым и И. Мясниковым), Усть-Катавский молотовый (основан в 1758 году И. Твердышевым и И. Мясниковым), Уфалейский доменный и молотовый (основан в 1760 году И. Мосоловым) и Симский молотовый (основан в 1761 году И. Твердышевым и И. Мосоловым).

  К 1773 году (к началу крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева) на Южном Урале действовало уже 73 завода. На этих заводах в 1767 году было выплавлено 1317 тыс. пудов чугуна, что составляло 26,2 процента выплавки его на Урале, или 22,6 процента общероссийской выплавки; выделано 558,6 тыс. пудов железа, что составляло 21,9 процента всей продукции Урала; добыто 61,9 тыс. пудов меди, что составляло 32,1 процента всей меди, добываемой в стране (Кашинцев Д. История металлургии Урала. [7. C. 227-234]

         Таким образом, горнозаводская промышленность Южного Урала уже к 20-летию своего существования заняла почетное место в металлургической промышленности страны, что свидетельствует о быстром развитии нового промышленного района.

3.1 Феодально-крепостническое отношение

В последней четверти XVIII века развитие горнозаводской промышленности на Южном Урале заметно замедляется. Это объясняется тем, что феодально-крепостнические отношения, господствовавшие в стране, уже устарели и превратились в оковы дальнейшего развития производительных сил.

  Из новых медеплавильных заводов в этот период на Южном Урале возник лишь Миасский, основанный владельцем Златоустовского завода Лугининым. Разрешение на постройку этого завода было получено еще в 1773 году. Но бурные события этого года отсрочили строительство, и завод стал действовать только в 1777 году.

  Несколько лучше обстояло дело с черной металлургией. В 1777 году был расширен Симский завод, ставший теперь доменным и молотовым. В 1779 году построен новый молотовый цех Юрюзанского завода, давший основание Минскому заводу. В 1779 году возникли Миньярский, в 1784 — Артинский молотовый, в 1787—1789 годах— Кусинский доменный и молотовый заводы. В дальнейшем число заводов и их географическое размещение осталось почти неизменным вплоть до XX века.

  Таким образом, к концу XVIII в., можно сказать, окончательно сформировался район Южноуральской горнозаводской промышленности. Выплавка чугуна на заводах Южного Урала в 1800 году превысила 1881 тыс. пудов, что составляло 19,2 процента всей продукции чугуна, выплавляемого в России. Производство железа достигло 1529 тыс. пудов, или 24,5 процента общероссийского производства.

  Возникновение и развитие горнозаводской промышленности на Южном и на Среднем Урале шло разными путями. На Среднем Урале строительство заводов производилось в основном казной, па Южном — исключительно частными предпринимателями, главным образом купцами. Особенно энергичную деятельность развернули симбирские купцы И. Твердышеа и И. Мясников, построившие в компании 10 металлургических заводов, в том числе: Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Юрюзанский, Симский, Белорецкий и др. Четыре завода построено старыми горнопромышленниками Н. Н. Демидовым и А. А. Строгановым.

  Государство всемерно поддерживало и развивало частную инициативу. Оно предоставляло предпринимателям денежные субсидии и всяческие льготы. Для строительства заводов и обеспечения их рудой и лесом государство бесплатно отводило заводчикам огромные территории «пустопорожних» земель, разрешало покупать и арендовать земли у башкир. На практике, эта покупка и аренда была близка к бесплатному получению заводчиками в свою полную собственность огромных природных богатств. Так заводчик Твердышев «купил» 300 тысяч десятин за 300 рублей, Шувалов арендовал «на вечные времена» 180 тысяч десятин за 20 рублей. Дело не обходилось без обычных в колониальной практике обманов, спаивания, подарков, запугивания, а то и прямого насилия. Юридически земли у башкир считались общинными. Но в продаже и подписании договоров участвовала не вся община, а лишь ее верхушка (старшины), которая за хорошие подарки продавала земли общинников за бесценок. Благодаря этому заводчики становились не только промышленниками, но и крупными землевладельцами, сосредоточивали в своих руках сотни тысяч десятин земель и лесов.

  Государство содействовало заводчикам и в обеспечении заводов дешевой рабочей силой, вопрос о которой на Южном Урале, в условиях относительно слабой заселенности края, приобрел особую остроту.

  Оно начало приписывать к заводам феодальной знати и старых горнопромышленников (Демидова, Строганова и др.) тысячи государственных крестьян, которые были обязаны работать на заводах в счет подушной подати. В то же время всем заводчикам разрешалось покупать крестьян «в разных уездах селами и деревнями» и переселять их на заводы. Только Твердышев купил и переселил на свои заводы 15 тыс. крепостных крестьян. Правительство содействовало также обеспечению заводов квалифицированными кадрами мастеров, посылая их со старых казенных заводов Среднего Урала, особенно с Екатеринбургского.

  Содействие и помощь со стороны государства, предоставление всяческих льгот предпринимателям обеспечили им получение высоких прибылей. Так, себестоимость полосового железа на Урале составляла 19-20 копеек за пуд, с провозом до С.-Петербурга — 33 копейки, а продавалось оно почти по 80 копеек за пуд. Следовательно, предприниматели имели до 150 процентов чистой прибыли. Это не могло не привлечь внимание денежного, капитала в промышленность.

  Если в начале XVIII в. владельцы капиталов предпочитали вкладывать свои деньги в торговлю и Петру I приходилось чуть ли не дубинкой загонять таких людей в промышленные «кампании», то к середине XVIII в., когда со всей очевидностью обнаружилась высокая рентабельность промышленного производства и норма предпринимательской прибыли значительно превзошла обычный уровень торговых прибылей, положение изменилось. Русские купцы начинают сами извлекать свои деньги из торговли, строят металлургические предприятия и становятся заводчиками, в том числе и на Южном Урале.[7. C. 223-224]

       Таким образом, зарождение и бурное развитие горнозаводской промышленности на Южном Урале в XVIII веке являлось закономерным следствием экономического развития страны, расширения ее внутреннего рынка и роста спроса на металл. Поскольку этот процесс происходил в условиях господства феодально-крепостнического строя, то основой процветания явилось крепостное право со всеми его специфическими чертами. «Во времена оны,— писал В. И. Ленин в 1899 году,— крепостное право служило основой высшего процветания Урала и господства его не только в России, но отчасти и в Европе. В 18 веке железо было одной из главных статей отпуска России».

3.2. Виды промышленности

Кроме металлургии, которая являлась основной отраслью на Южном Урале, развивались и другие виды промышленности. Раньше всего здесь появилось винокурение. Уже в 1737 году существовал Миасский казенный винокуренный завод. К началу 70-х годов их стало уже пять, притом довольно крупных: на трех из них было занято до тысячи человек вольнонаемных рабочих. Продукция этих заводов распространялась далеко за пределами Южного Урала, достигая на востоке городов Томска и Кузнецка.

  Сравнительно большое развитие получила кожевенная и салотопная промышленность. К 70-м годам XVIII в. в Исетской провинции имелись два стекольных завода, шляпная фабрика (Челябинского купца Битюкова), «пильная мельнина» — казенный лесопильный завод (на р. Большая Каргала).

  В Челябинске было развитое ремесленное производство. Здесь работали серебряники, слесаря, столяры, сапожники, портные. В 90-х годах XVIII в. в городе насчитывалось мещан (в число которых включались ремесленники) — 679 душ мужского пола то есть больше, чем во всех других городах Южного Урала вместе взятых.

  Большое развитие получила добыча соли. Вначале Исетская провинция довольствовалась солью, доставляемой из Тобольска. Затем соль стада добываться в озеpax, находящихся в степной полосе Южного Урала. Особенно славилась соль из оз. Беляй или Эбелей (в, 200 верстах от Троицка). Соль не только обеспечивала всю Исетскую провинцию, но вывозилась и в Екатеринбург.

  В 1752 году была организована добыча и обработка глины для изготовления посуды и других, изделий. Самой лучшей считалась глина, добываемая в 5 верстах к северу от Чебаркуля и у В.-Увельской слободы. После промывки она отправлялась на фабрики в Петербург. Кроме этого, в 15 верстах от Чебаркульской крепости, у деревни Кундравинской, добывалась черная, светло-голубая и кирпичного цвета глина, употреблявшаяся местным населением для отделки печей и производства посуды. Особо огнеупорными были горшки, сделанные из кизильской глины.

  Успешное развитие сельского хозяйства и промышленности, а также пограничное положение Южного Урала обусловили значительный рост товарного обмена. Крестьяне продавали излишки хлеба, мяса и других продуктов сельского хозяйства. Ремесленники снабжали деревни необходимыми крестьянам орудиями и бытовыми предметами. Обмен происходил на ярмарках, которые проводились в определенные дни 1-2 раза в год во всех крупных слободах и крепостях.[8. C.334-335]

  Наряду с этим в XVIII в. Южный Урал стал одним из крупнейших пунктов внешней торговли России с народами Казахстана и Средней Азии, хозяйственные связи с которыми установились еще в глубокой древности. С постройкой южноуральских линий для этих связей открылся самый кратчайший и безопасный путь.

  Крупным торговым центром стал Оренбург, перенесенный в 1743 году на новое место. Помимо крепости там были построены большой каменный гостиный двор, каменная таможня и меновой двор с сотнями лавок и амбаров для купцов, приезжавших из Средней Азии. Пошлины в Оренбурге были ниже общероссийских (по 3 копейки с рубля вместо 5 копеек), что еще более способствовало притоку товаров. Торговый оборот Оренбурга уже в 1751 году достиг 2,8 млн. рублей.

  Другим крупным торговым центром Южного Урала являлся г. Троицк, основанный в 1743 году. Здесь тоже был построен меновой двор, хотя и деревянный, но, по выражению П. И, Рыжкова, «весьма изрядный», имевший около 600 лавок, амбаров, кладовых, Здесь также была учреждена таможня и торговля производилась на тех же льготных условиях, что и в Оренбурге. Сюда охотнее приезжали среднеазиатские купцы, и Троицк стал оттеснять Оренбург. Большая часть товаров пошла через Троицк.

  Из Средней Азии сюда шло золото и серебро (большей частью в индийских рупиях, персидских и бухарских монетах), бумажные и шелковые ткани. Через Среднюю Азию на Южный Урал поступали товары из далекой Индии — кисея, шелк, парча и др., из Казахстана — лошади (от 10 до 15тыс. в год), бараны и овцы (40—50 тыс. голов в год), мерлушка, верблюжья шерсть, шкуры волков, лисиц и пр.

  Из России в Казахстан и Среднюю Азию вывозились сукна, краски, котлы медные и чугунные, юфть (особенно красная), черно-бурые лисицы, бархат, бисер, иглы, наперстки и прочие изделия. В продажу казахам все больше и больше шел хлеб. Вывоз свинца, меди, железа и стали не в изделиях был запрещен. Не разрешалось также продавать ружья и оплачивать привозимые из-за рубежа товары золотом и серебром.

          На внутренний рынок России с Южного Урала, кроме импортных товаров, шли башкирские лошади, в том числе иноходцы (ценились по 30—50 рублей и больше, в то время, как обыкновенные добротные лошади стоили 12 рублей), пушнина (меха лисиц, волков, выдр, горностаев и др.). В большом количестве поступали на рынок мед, воск, рыба, икра. За пределы края вывозилась соль и водка.

  Но основной продукцией Южного Урала были металл и металлические изделия. Чугун и сортовое железо большей частью поступали на внутренний рынок. Экопорт их составлял не более 25 процентов. Только Н. Демидов со своих Каслинского и Кыштымского злводов большую часть продукции сбывал на внешнем, рынке. Другие же заводы, как например Катав-Ивановский пользовались преимущественно внутренним рынком. Так, в ведомости этого завода прямо указывалось: «...Отпуска за море в 1760 году не было. Сделанное в 1760 году разных сортов железо отчасти при заводах продавалось... а остальное в апреле 1762 года отправлено для продажи в разные места вниз и вверх по Волге». Это свидетельствует о возросшем спросе на железо внутри страны, о росте внутреннего рынка.

  Медь, экспорт которой с 1756 года был запрещен, шла полностью на удовлетворение нужд государства и на внутренний рынок. Так, в 1760 году, на 11 заводах Южного Урала было выплавлено 45 180 пудов меди. Из них сдано на монетный двор 31 719 пудов, остальные 13 442 пуда проданы на рынках в Москве, Туле, Казани и других городах. [8. C.354-355]

  Таким образом, Южный Урал вел довольно широкую торговлю. Троицкая Ярмарка имела всероссийское значение и стояла на третьем месте в стране после Макарьевской и Ирбитской. Торговля в Троицке велась, главным образом, приезжими купцами из Европейской России, но все больше в нее включались и местные купцы. Некоторые из них вели крупный торг скотом и кожами.

  Южный Урал, являясь составной частью всероссийского рынка, способствовал его расширению, укреплял экономические связи между различными областями страны.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 года. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых, которым был передан казенный Невьянский завод. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве. По судоходной Чусовой грузы транспортировались в центральную часть России.

Информация о работе Горнозаводская промышленность Южного Урала в 18 веке