Гиппократ-основоположник научной медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Работа содержит 1 файл

история медицины 2.docx

— 26.95 Кб (Скачать)

Минздравсоцразвития Российской Федерации.

ГОУ ВПО «Иркутский Государственный Медицинский Университет»

 

Кафедра общественного  здоровья и здравоохранения с  курсом истории медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Гиппократ-основоположник научной медицины»

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент 307 группы

 медико-профилактического  факультета

Пономарев Алексей

Проверила: Бардымова Е.В.

 

 

 

Иркутск 2013

Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён  отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о  том, какие труды оставил после  себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени  врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались  анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э.  медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III  века до н. э.

У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника" написана ими.

Гиппократ скончался  по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в  Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э. показывали путешественникам.

Наиболее ранними  работами Гиппократа считаются "Афоризмы". Можно согласиться с мнением  Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора, но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта; кроме того, "Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.

В "Афоризмах" указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и  т. д. Некоторые из афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.

Например, большинство  врачей имеют представление о "лице Гиппократа" при перитоните, описанном  в "Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак; менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа,  желтый или черный цвет. Но если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю смерть".

В "Афоризмах" Гиппократ приводит классификацию  заболеваний по возрастам: в молодом, среднем возрасте и в старости.

Влияние египетской медицины в определенной степени  прослеживается во взглядах Гиппократа на происхождение и развитие заболеваний. В Египте с его жарким климатом все живое и саму жизнь связывали  с влагой, водой. Это не могло не отразиться на общих взглядах при  объяснении непонятных тогда явлений  о происхождении жизни и заболеваний.

В книге "О природе  человека" Гиппократ выступает  больше как философ, определяя свое отношение к господствовавшей в  то время точке зрения, согласно которой человек происходит из какой-либо одной жидкости: желчи, крови, слизи, которые меняются в зависимости  от времени года и возраста человека. Гиппократ считал, что в основе строения человека лежат изменения  всех видов жидкости. "Как в  течение года преобладает то зима, то весна, то лето, то осень, так и  в человеке преобладает то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом так называемая черная". Исходя из соотношения в организме  указанных элементов, Гиппократ  приходит к выводу, что "болезни  порождаемые переполнением, излечиваются опорожнение, а рождающиеся от опорожнения  лечатся наполнением, происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся  от праздности уничтожаются трудом".

Причину болезни  Гиппократ видел в самой природе (влияние богов он не исключал, да это было бы и опасно для того времени). В книге "О воздухах, водах и местностях" он писал: " Однако всякая (болезнь) из них имеет  свою собственную природу, и ничто  не делается вне природы. И далее: "... вообще, врачу следует по своему благоразумию идти навстречу наступающим  болезням, природным расположениям, временам года и возрастам и все  напряженное разрешать, а все  ослабленное - укреплять, ибо таким  путем лучше всего прекращается страдание, и в этом, по моему мнению, заключается лечение". Он придерживался  такого принципа: противоположное лечится противоположным. В то же время он отметил, что в одних случаях причиной заболеваний являются эпидемии, в других - образ жизни, поэтому подход врача при лечении больных не может быть одинаковым. Главным принципом выдвинутого им лечения  было: "Приносить пользу или не вредить". В зависимости от состояния влаг в  организме человека и окружающей природы люди, как считал Гиппократ, разделяются на 4 типа: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. При наивном объяснении причин указанных темпераментов поражает точность описания самих темпераментов. Впоследствии великий физиолог И. П. Павлов в основу деления темпераментов положил тип высшей нервной деятельности. Но для это потребовались столетия.

При рассмотрении взглядов Гиппократа на патогенез заболеваний, его трудов по анатомии человека ("О  железах", "О семени и природе  ребёнка", "О сердце") можно, конечно, говорить о наивности многих понятий и установок ученого, но они дают нам представление  об уровне знаний древних по описанным  разделам медицины. Кроме того, к  изучению научных трудов исследователей прошедших столетий не совсем справедливо  подходить с точки зрения наших  взглядов. Прагматический подход здесь  не оправдан. При изучении научного наследия любого ученого для нас  очень важны идеи его исследований, взгляды на положение своей науки  и самого ученого в окружающем мире. С этих позиций работы Гиппократа являются поистине бесценными.

Вопросам диагностики  в сочинениях Гиппократа уделено  большое внимание. К этому разделу  относятся работы: "Предсказания", "Косские прогнозы", "Прогностика". "Предсказания" и "Косские прогнозы" написаны в форме кратких заметок или афоризмов о диагностике различных заболеваний с описанием как их общих проявления (озноб, лихорадка, кома, судороги), так и локализации поражений (лицо, шея, глаза, подреберье и т. д.). Говоря о необходимости ранней диагностики заболеваний, индивидуального подхода при назначении лекарств, Гиппократ в книге "О древней медицине" писал: "Но верную точность редко можно встретить, так как большая часть врачей, кажется мне, испытывает то же, что плохие кормчие. Ошибки этих, если они управляют кораблем в спокойном море, остаются незамеченными, если же их настигает сильная буря и противный ветер, тогда уже для всех делается очевидным, что корабль погиб от их неопытности и по их вине. Таким же образом очень многие плохие врачи, когда лечат людей легко больных, по отношению к которым даже весьма важные допущенные ошибки не приносят никакой опасности, - а многие подобного рода болезни и гораздо чаще, чем опасные, встречаются у людей - и в таких болезнях погрешают, то это бывает скрыто от простых людей, когда же они встретят великую, сильную опасную болезнь, тогда их неумение и ошибки для всех делаются явными..."

Наиболее законченным  и зрелым произведением Гиппократа является "Прогностика", где он показал себя выдающимся врачом-исследователем. Это вполне объяснимо, так как  для решения вопросов прогноза необходимо быть не только хорошим диагностом настоящего состояния больного, но и на основе клинического течения  болезни предвидеть дальнейший ее ход. И не случайно в начале работы Гиппократ  пишет: "Мне кажется, что для  врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения. В  самом деле, когда он будет предузнавать и предсказывать у больных  и настоящее, и прошедшее, и будущее, у всё то, что больные опускают при своём рассказе, то, конечно, ему будут верить, что он больше знает дела больных, так что с большей доверчивостью люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше будет совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие". В этой книге Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения для прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость, положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов, характер пищеварения и выделения). Он отмечает прежде всего значение сочетания симптомов для верного прогноза.

В своих сочинениях Гиппократ поднял ряд новых вопросов, которые разрабатываются и в  настоящее время. Например, работы "О  воздухах, водах и местностях" и "Эпидемии" посвящены медицинской  географии, специальному разделу современной  медицины. Влияние местности, климата, ветров, почвы, воды на распространение  и течение заболеваний несомненно, и Гиппократ, много путешествовавший в молодые годы, с завидной наблюдательностью описал это в указанных работах. И в самом деле, разве состав воды не влияет на распространение мочекаменной болезни и заболеваний щитовидной железы? Или взять вопросы особенности холодовой патологии в разных районах нашей страны. Разве это не представляет интереса - научного и практического - для медицины? Мы хорошо знаем, что в некоторых районах нашей страны, например, более распространены мочекаменная болезнь, заболевания щитовидной железы, что зависит от состава воды.

Велики заслуги  Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение этой "клятвы": "... направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от  причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время. В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставление". В статье "Закон", выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что "по званию их много, на деле же - как нельзя менее". В работе "О враче", указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает весьма полезны, презираются".

Говоря о необходимости  профессиональной подготовки хирурга  и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь". В подготовке хирурга  он основное внимание уделял не технической  стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит к хирургии".

В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит  не только о правилах поведения врача  в обществе, но и о положении  медицины в системе других наук и  связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и  немного в самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства..."

Долгое время  идёт полемика (продолжается она и  сейчас): к чему относится врачевание, к науке или искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может стать действительно  искусством после длительной, целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой  работы. "Поэтому должно вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами немалое  время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт величайшую пользу, как больным, так и тем, которые  занимаются с ними. И не нужно  стесняться разузнавать от простых  людей, если что покажется полезным для удобства лечения, ибо я думаю, что вс искусство в целом так было обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия".

В наставлениях для  врачей Гиппократ высказался и за необходимость коллегиальных решений  вопросов диагноза и лечения затруднительных  случаев. Он писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в диагностике и  лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям обращены его слова: "Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...".

Важное место  в сочинениях Гиппократа отводится  научной работе врача. Он начисто  отвергает дилетантский подход к  возможности научных открытий и  утверждает значение исторического  изучения того или иного вопроса. "А мне кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто ещё не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а также точно доводить, до конца сделанное наполовину". И далее: "...в медицине уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это невозможно".

Информация о работе Гиппократ-основоположник научной медицины