Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа
Нацизм тогда, как и международный терроризм сегодня, был врагом человеческого достоинства, самых священных свобод и ценностей, в первую очередь - права на жизнь. Он не скрывал своих целей в отношении народов Европы и всего мира - порабощение, ассимиляция, этнические чистки. В схватке с таким врагом никакие договоренности и примирение были невозможны.
Введение 3
Германия в период нацизма 4
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение
Германия в период нацизма
Заключение
Список литературы
Национал-социализм или нацизм это германская разновидность фашизма, основанная на теории превосходства биологически «избранной» расы, а также аналогичные течения, возникшие по германскому примеру в других странах.
Политическим и идеологическим предшественником национал-социализма в Германии было немецкое националистическое и антисемитское движение, которое сформировалось в конце 1870–1880-х годов. Его сторонники происходили преимущественно из среды городских и сельских мелких собственников и деклассированных элементов. Уже одна из первых политических организаций движения – «Лига антисемитов» имела тайное членство и была построена на жестких принципах слепого повиновения вождям. Лига и связанные с ней группировки собирали подписи под петицией за ограничение гражданских прав евреев, устраивали еврейские погромы. Действовали также «Христианско-социальная рабочая партия», «Социальная имперская партия», «Немецкий народный союз», «Немецкая партия реформ», «Немецкий союз антисемитов», объединение антисемитских студенческих союзов и др. В 1888 было создано объединенное общенациональное «Немецкое антисемитское объединение». Его программа предусматривала создание «немецко-социального государства» с сильной императорской властью, ограничением демократических свобод и агрессивной внешней политикой. Антисемиты предлагали ввести жесткое «государственно-
В начале 20 в. на идейную и общественную арену Германии вышло националистическое движение «фёлькише» (от нем. das Volk – народ). «Фёлькише» трактовали народ как культурно-биологическую и мистическую общность «крови и почвы» и пропагандировали превосходство «германского духа» и немецкой культуры над бездушной либеральной цивилизацией остальной Европы. Они не только воспевали древнегерманское прошлое и Средневековье, но и соединяли идеализацию старины с «расовыми теориями» Хустона Стюарта Чемберлена (1855–1927), графа Гобино и др., идеями социал-дарвинизма и господства сильных, а также с мистическими и оккультными учениями (теософией, ариософией и т.д.). Все эти старые и новые учения использовались для того, чтобы обосновать изначальное биологическое «превосходство» германской или «арийской» расы. Движение «фёлькише» составляли многотысячные общественные организации – молодежные, крестьянские, приказчицкие, рабочие и иные союзы, а также интеллигентские группы, которые занимались разработкой идеологии немецкого расизма и национализма. Среди этих последних особое место занимали оккультные ордена – «Германский орден», «Орден рыцарей святого Грааля» и «Общество Туле», избравшее своей эмблемой древний знак «свастики», который затем заимствовали национал-социалисты.
Значительная активизация националистических организаций в Германии произошла в период Первой мировой войны. Сотни тысяч человек состояли в таких появившихся в 1917–1918 группах, как «Свободный комитет за немецкий рабочий мир», «Независимый комитет за германский мир», «Народный комитет за скорейший разгром Англии» и т.д.
После поражения Германии в войне националистические и реваншистские настроения усилились. 5 января 1919 на базе кружков и комитетов, связанных с «Туле» и Дрекслером, в одной из пивных Мюнхена было провозглашено создание Немецкой рабочей партии; в ней состояло первоначало около 40 человек. К осени 1919 в партию по заданию военного командования вступили офицеры, унтер-офицеры и солдаты, включая ефрейтора Адольфа Шикльгрубера, австрийца по происхождению, принявшего фамилию Гитлер и капитана Эрнста Рёма. В феврале 1920 партия сменила имя на НСДАП – Национал-социалистическую немецкую рабочую партию; членов партии (их было уже около 200) стали называть «наци» или «нацистами».
Германские фашисты опирались на широкое недовольство последствиями быстрой индустриальной модернизации страны, которое еще с 19 в. разделялось большой частью населения. «Фёлькише» и нацисты активно использовали антиурбанистические и аграрно-романтические настроения. Однако «антииндустриализм» национал-социалистов на поверку оказывался мнимым, поскольку соединялся с ницшеанскими концепциями «воли к власти» и социал-дарвинистской агрессией. Последнее требовало создания сильной державы, которая для поддержания собственной мощи и борьбы с конкурентами нуждалась и в развитой индустрии.
В 1921 Гитлеру удалось полностью захватить в свои руки руководство НСДАП. В том же году партия приступила к организации собственных военизированных групп – «штурмовых отрядов» (СА) во главе с Рёмом и Германом Герингом. Она получила немалые денежные суммы от военных кругов и некоторых промышленников.
Нацистская партия была первоначально лишь одной, причем далеко не самой сильной среди многочисленных и разветвленных группировок немецких ультраправых и фашистов. «Многообразие всех этих туристских клубов, трудовых товариществ, спортивных кружков, полковых объединений, стрелковых обществ, союзов воинов, офицерских союзов, организаций народного, национального, военного возрождения – производит впечатление полного хаоса.., – замечал немецкий юрист Э.Гумбель, автор исследования о фашистском движении Германии начала 1920-х гг. – Было бы неправильно думать, что все эти союз действительно существуют независимо друг от друга. Зачастую один из них происходит от другого; кружки, носящие совершенно различные имена, могут оказаться одной и той же организацией, так как одни и те же люди являются обычно членами целого ряда союзов... Действительный активный состав этих тайных организаций не превышает 200 тыс. членов»
Вначале 1922 Гитлер заявил одному из «консервативно-революционных» теоретиков А.Мёллеру ван ден Бруку: «У вас есть все, что отсутствует у меня. Вы разрабатываете духовное оружие для Германии. Я же не более чем барабанщик и собиратель, давайте же работать вместе». Гитлеровцы блокировались с другими крайне правыми союзами – «Оберланд» и «Имперский флаг», вступили в объединенный «Немецкий боевой союз». Но «скромность» нацистов длилась недолго. Очень скоро НСДАП выступила в качестве претендента на власть в немецком государстве.
В январе 1923 НСДАП провела общегерманский съезд и 6-тысячный парад в Мюнхене. Но реальным влиянием нацисты пользовались в тот период, прежде всего, на Юге страны, в первую очередь, в Баварии. Осенью 1923 в организации насчитывалось более 50 тыс. членов.
В январе 1923 НСДАП провела общегерманский съезд и 6-тысячный парад в Мюнхене. Но реальным влиянием нацисты пользовались в тот период, прежде всего, на Юге страны, в первую очередь, в Баварии.
В ноябре 1923 были запрещены национал-социалистические издания в Баварии. Нацистские вожаки отделались весьма мягким наказанием. Согласно приговору мюнхенского суда 1 апреля 1924, Людендорф был оправдан, Гитлер и несколько его сподвижников получили приговоры до 5 лет тюрьмы, однако с правом досрочного освобождения. В тюрьме Гитлер занимался тем, что писал свою главную «теоретическую» книгу Моя борьба (Mein Kampf). Уже в декабре 1924 «фюрер» вышел на свободу. Оказавшись на свободе, Гитлер предпринял меры по восстановлению НСДАП. Вплоть до великого экономического кризиса, охватившего Германию в начале 1930, влияние национал-социалистов в целом оставалось ограниченным.
В конце 1929 нацисты добились успеха на выборах в ряде земельных парламентов, кроме того, было преодолено своеобразное «политическое табу» – их впервые (хотя и ненадолго) включили в земельное правительство (в Тюрингии). Большинство активистов крайних националистических группировок вступили в НСДАП, приняв авторитет ее «фюрера» и ее программу
Экономический кризис 30-х годов
Воспользовавшись почти всеобщими настроениями недовольства, порожденными острейшим социальным и экономическим кризисом, в котором оказалась Германия в 1930–1932, национал-социалисты смогли добиться стремительного роста своих рядов и популярности. Они вновь приобрели широкие симпатии в своей традиционной базе – среди мелких собственников, расширили националистическую агитацию среди рабочих и безработных, развивали контакты среди предпринимателей. Количество членов НСДАП в 1932 превысило 1 млн. НСДАП стала крупнейшей политической силой страны: на выборах в рейхстаг в сентябре 1930 она собрала более 18% голосов, в июне 1932 – более 37% (в ноябре 1932 число голосов несколько сократилось – до одной трети). В ряде земель были сформированы правительства с участием нацистов.
Яльмар Шахт, 1877-1970 гг., блестящий экономист - представитель правого крыла германских политиков, был одной из главных фигур процесса оздоровления германской экономики в 1923-1930 гг. В эти годы он занимал посты уполномоченного по финансам, а затем и президента Рейхсбанка. После прихода нацистов к власти он вновь был назначен президентом Рейхсбанка в 1933, а годом позже, в июле 1934, стал министром экономики. Он и был архитектором финансового оздоровления Германии в 1933-37 гг. и, хотя сам не был нацистом, в большой степени способствовал укреплению нацистского режима. Под его руководством экономика Германии перешла под централизованное управление государства. Работодатели и рабочие оказались объединенными в "Немецкий рабочий фронт", а профсоюзы были распущены и их имущество конфисковано. Забастовки были запрещены, для решения трудовых конфликтов были учреждены специальные суды. На работодателей оказывалось давление с целью увеличения числа рабочих мест. Были начаты обширные общественные работы: прокладка железных дорог; постройка помпезных общественных зданий; закладывалась основа крупной военной индустрии. Эти огромные по масштабу экономические акции финансировались за счет внутренних займов в соответствии с детальным планом, разработанным Шахтом.
Главное внимание уделялось увеличению сельскохозяйственной продукции, а также развитию производства синтетических материалов, заменявших сырье, импортировавшееся из других стран, например, выработке бензина из угля, производству синтетического каучука или искусственных волокон, даже если они обходились дороже, чем импортируемые натуральные продукты. Таким образом, нашла свое решение проблема безработицы, которая была для режима в 1933 году своеобразной "бомбой замедленного действия", и одновременно была ослаблена экономическая зависимость от других стран. Вдобавок в народе появилось ощущение, что совершено "всеобщее национальное усилие".
В связи с этим усилием в процессе оздоровления экономики снова встал вопрос: как относиться к евреям, которые своей профессиональной деятельностью внесли большой вклад в оздоровление экономики? Когда накануне своего назначения на пост министра экономики в июле 1934 г., Шахт спросил Гитлера, как он должен относиться к евреям, учитывая возложенные на него функции, фюрер ответил: "евреи могут продолжать заниматься хозяйственной деятельностью по-прежнему".
Вскоре после принятия Нюрнбергских законов, которые многие в Германии постарались использовать для нанесения евреям также и экономического ущерба, Шахт обратился к главам правительств немецких земель, и разъяснял, что устранение евреев из экономической сферы пока отложено: "только правительство Рейха будет решать, следует ли сократить экономическую деятельность евреев или нет". Подобная политика последовательно проводилась им в 1935-37 годах.
Из этого, однако, не следует, будто Шахт в какой бы то ни было мере был настроен проеврейски - напротив, человек, правый до мозга костей, он явился одним из крестных отцов союза между нацистами и умеренно правыми кругами в 30-х годах. Его отношение к евреям было продиктовано прагматизмом: с исчезновением экономической необходимости в еврейской работе, отпадет и причина, вынуждающая режим оставлять евреям их нынешний статус. Тем не менее, в эти годы многим евреям казалось, что они могут продолжать жить в Германии. Даже в апреле 1938 года в этой стране насчитывалось около 40.000 еврейских предприятий, дававших средства к существованию местной общины.
После назначения в 1936 году рейхсмаршала Германа Геринга ответственным за выполнение четырехлетнего плана, между ним и Шахтом обострились разногласия: Гитлер все более склонялся на сторону Геринга. В сентябре 1937 года Шахт фактически оставил свой министерский пост, а через несколько недель был уволен официально. В 1939 году он оставил пост президента Рейхсбанка. С увольнением прагматика Шахта усилилось давление идеологизированных нацистов, а, следовательно, положение немецких евреев.
Но это не означает, что при Шахте вообще не существовало политики экономического притеснения евреев. Напротив, подобная политика проводилась, но лишь в тех областях, где не причиняла вреда экономическому восстановлению Германии.
В рамках экономического вытеснения евреев, центральное место занимала так называемая "ариизация". Этим термином обозначалась передача еврейского имущества немцам. Следовательно, подобный термин использовался исключительно в сфере экономики. Не означал он и национализации еврейского имущества, поскольку в результате "ариизации" оно переходило в руки частных лиц, а не нацистского государства.
Процесс "ариизации имущества" начался уже во второй половине 1933 года, но до 1938 года он осуществлялся не в силу закона или официального указа, а лишь как следствие "стечения определенных обстоятельств". Ясно однако, что "обстоятельства" всегда умышленно создавались нацистами, использовавшими так называемую ситуацию предложения, которому нельзя отказать, например: прекращали определенным заводам поставки сырья и оборудования, применяли эмбарго и проч. Несмотря на то что. еврей-хозяин был вынужден идти на невыгодную сделку, за ним все-таки оставалось некое подобие свободы выбора: он имел возможность сам выбирать покупателей своего предприятия.
Какие же предприятия подвергались процессу "ариизации"? Во-первых, те, от которых практически не было пользы для восстановления мощи рейха, то есть магазины, маленькие фабрички, особенно в селах и деревнях. Иногда и более крупные предприятия подвергались "ариизации", например, большие издательства Моссе и Ульштейна. За право приобретения издательства Ульштейна возникла конкурентная борьба между двумя нацистскими лидерами, Аманом и Геббельсом - победил Аман.