Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, реферат
Современный российский государственный герб складывался столетиями. Двуглавый орёл и св. Георгий, поражающий дракона, много веков во всём мире ассоциируются с Россией. Прежде чем перейти к их истории, авторы сочли полезным сделать небольшой экскурс в прошлое, чтобы некоторые моменты, о которых пойдёт речь далее, стали более понятными.
1. Происхождение Российского государственного герба
2. Большой государственный герб
3. Малый государственный герб
Содержание
1. Происхождение
Российского государственного
2. Большой государственный герб
3. Малый
государственный герб
Происхождение российского государственного герба
Современный российский государственный герб складывался столетиями. Двуглавый орёл и св. Георгий, поражающий дракона, много веков во всём мире ассоциируются с Россией. Прежде чем перейти к их истории, авторы сочли полезным сделать небольшой экскурс в прошлое, чтобы некоторые моменты, о которых пойдёт речь далее, стали более понятными.
О
российской геральдике всё время
приходится говорить как о заимствованной
традиции. Это относится и к
геральдике вообще, и к отдельным
гербам - в том числе к государственному
- в частности. Не было у нас ни
рыцарства, ни рыцарских турниров, ни
крестовых походов, следовательно,
и гербы возникнуть не могли, так
как в них не было надобности.
Но гербы - продукт развития более
давних традиций. Родовые знаки, тотемы,
которые можно считать
История России такова, что многие этапы развития, пройденные народами Европы в незапамятные времена, российский народ или проходил с огромным опозданием, или только начинает проходить то, что западные его соседи оставили далеко в прошлом. Надо думать, это произошло оттого, что важнейшие события, формировавшие европейскую цивилизацию, проходили мимо нас. Ещё в неолите, то есть в VI-V вв. д.н.э., стало расти различие между уровнями развития племён, населявших Европу. Юг переходил на более прогрессивную систему хозяйствования, а северные племена, всё ещё промышлявшие охотой и рыболовством, безнадёжно отстали. Тогда, когда южные европейские народы переживали расцвет и создавали великие культуры, славянские племена, сложившиеся в дальнейшем в русский народ, обитали в дремучих лесах на окраинах Европы. На древних греческих и римских картах мира эти области показаны белыми пятнами. Античным учёным они представлялись царством вечных снегов и лежали вне интересов эллинистической цивилизации. Как знать, возможно, если бы Александр Македонский направил свою армию не в Индию, а на север, вся наша история сложилась бы иначе, более благополучно. Но в то время как азиатов завоевывали греки, а североевропейцев - римляне, приобщая варваров, пусть и насильно, к своей прогрессивной культуре, нас завоевали дикие кочевники. Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 до 1480 года, чёрным пятном легло на судьбу русского народа, безмерно усугубив и в то время имевшееся отставание его от европейских соседей, которое с тех пор уже не удавалось преодолеть. Постоянное запаздывание, отставание от передовых стран мира, составляет трагическую особенность большей части нашей истории. В результате, зачастую не имея возможности использовать собственное достояние, чтобы занять достойное место в Европе, Россия вынуждена была заимствовать и затем развивать достижения других наций - так произошло с религией, письменностью, наукой и культурой. Это всегда ставило её в психологическую зависимость от более развитых соседей, что неизбежно рождало комплекс неполноценности и, как следствие, недоверие, ненависть и вместе с тем зависть к Западу, стремление к обособленности и круговой обороне от внешнего мира. В начале нового тысячелетия мы начинаем осознавать, что очень мало знаем о своём прошлом. Ещё одна наша несчастная особенность состоит в том, что мы сами не сохранили почти никаких свидетельств о своей древности, а другим народам, чьи учёные начали составлять хроники человечества чуть ли не в самом начале истории, ничего не было о нас известно, поэтому и у них мы не можем почерпнуть сведения о своём происхождении. Наши же собственные источники не заслуживают полного доверия, так как, во-первых, появлялись во времена, когда нельзя было писать всю правду, а во-вторых, нередко создавались в угоду политической ситуации. Ужасно то, что, как есть основания предполагать, свидетельства нашей древней истории, уцелевшие в пламени стихийных бедствий и вражеских нашествий, намеренно уничтожались церковью, всеми силами пытавшейся истребить память о дохристианских временах, и властью, преследовавшей те же цели, но по несколько другим причинам. 2
Ко второй половине первого тысячелетия нашей эры развитие новых форм хозяйствования - пашенного земледелия, скотоводства и ремёсел - приводит у восточных славян к постепенному превращению общинного строя в феодализм. Племенные вожди переходят от грабительских набегов друг на друга с целью захвата добычи и пленников к войнам за захват угодий. Родоплеменная дружинная знать начинает прибирать к рукам земли, ранее находившиеся в общинном владении. Междоусобные войны приводят к разорению крестьян, вынужденных вследствие этого обращаться за помощью к князьям, расплачиваясь с ними своей землёй. Так общинное, по сути демократическое, устройство жизни славян навсегда сменяется деспотией. Складывается классовое общество. Аппетиты князей растут, но освящённые временем и древними верованиями традиции общинной демократии накладывают ограничения на княжескую власть. Знать нуждается в другой идеологии, которая развязала бы ей руки. И такая идеология появляется. В середине IX века среди возникшего господствующего класса начинает распространяться византийское христианство - религия, предоставляющая любым правителям сказочные возможности для насаждения и усиления своей власти. Христианство популярно в окружении князя Игоря, а его жена Ольга принимает христианство около 995 года. Происходит то, что уже случилось в других странах: в 988-989 годах князь Владимир Святославич проводит насильственное крещение славян. Главная цель достигнута - новая религия полностью освобождает вождей от всякого контроля со стороны общества и отдаёт им в руки абсолютную, ничем не ограниченную власть над народом. С этого момента власти и церковь начинают методично истреблять не только остатки древней свободы, но и саму память о ней.
С
развитием феодализма происходит собирание
славянских земель под властью Киева.
Киевская Русь превращается в крупнейшее
государство Восточной Европы, отличавшееся
развитыми международными связями
и высоким уровнем культуры. Но
вскоре внутренние конфликты, порождённые
утверждением нового строя, подорвали
единство страны. После смерти киевского
Великого князя Мстислава Владимировича,
последовавшей в 1132 году, Киевская Русь
распалась на отдельные княжества
и феодальные республики, важнейшая
из которых образовалась в крупном
торговом, ремесленном и культурном
центре - Новгороде. Это богатое самостоятельное
государство с парламентом, ограничивающим
власть князя, имевшее тесные торговые
отношения с Европой (входя в
Ганзейский союз торговых городов), могло
бы стать основой для принятия
всей Россией западноевропейской модели
экономики и политического
Утрата
единства и междоусобная рознь сделали
Русь добычей монголо-татар. Доходило
до того, что некоторые князья, преследуя
свои корыстные интересы, обращались
к ним за помощью в борьбе друг
против друга. Раздробленность сделалась
в народном сознании главной причиной
постигшей Русь катастрофы, и с
тех пор ничто так не пугает
русского человека, как призрак распада
страны. Во второй половине XIV в. Московское
княжество возглавило борьбу против
ига, и постепенно стало центром
объединения русских земель. В 1380
г. объединённые русские войска под
руководством Великого князя владимирского
и московского Дмитрия Донского
нанесли поражение монголо-
Изменение
политической ситуации вызвало и
перемены во внешнем оформлении государственной
власти. Никаких общепризнанных официальных
символов на Руси не было, но высокопоставленные
лица - прежде всего князья, а также
церковные иерархи, княжеские уполномоченные
и чиновники - в течение почти
пяти столетий использовали для удостоверения
документов вислые металлические печати
- буллы, образцом для которых служили
византийские печати. На княжеских
буллах чаще всего изображались святые
покровители князей. В XIV в. тип княжеской
буллы меняется - на оборотной стороне
печати помещаются титул и имя
князя. На печатях Великих московских
князей изображения святых обязательно
сопровождались надписью "Печать великого
князя (имя)" или "Печать князя
великого (имя) всея Руси". Со временем
металлические буллы уступают место
вислым восковым и прикладным печатям,
несущим уже (кроме церковных) светские
символы и круговую легенду - расположенную
вокруг изображения надпись с
именем и должностью владельца. С
конца XV в. устанавливается
Относительно
всадника можно сделать следующие
предположения. Всадник-змееборец это
одновременно и Георгий Победоносец,
любимый святой европейской военной
аристократии, и символическое изображение
князя, встречающееся на русских
княжеских печатях ещё с XIII в.
(кроме того, изображение всадника
типично для княжеских и
Относительно же двуглавого орла полной ясности нет. Существует две версии его превращения в символ российской государственности - заимствование с Востока, из Византии, и с Запада, из Европы. Первая версия главенствовала вплоть до наших дней, так как вполне соответствовала имперской идеологии. Вторая появилась вследствие освобождения научной исторической мысли от идеологических штампов.
Двуглавый орёл имеет древнюю историю. Это символ явно восточного происхождения. Древнейшее его изображение находится на развалинах близ туркменской деревни Уэйюк - в области древней Каппадокии, на границе Ассирии. Развалины относятся к эпохе мидийского царя Киаксара (635-596 гг. д. н.э.). Одноглавый орёл уже тогда служил у персов символом верховной власти, что позволяет сделать предположение, что двуглавый орёл символизировал соединение Мидийского царства с Ассирийским, произошедшее в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи - Восточная и Западная, использовавшие в качестве эмблем одноглавых орлов. Древнейшее изображение двуглавого орла в Европе найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре в Афоне, основанном императрицей Пульхерией между 451 и 453 годом. Восточно-Римская империя до своего падения имела эмблему в виде чёрного двуглавого орла с красными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например, на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами.
Первая версия утверждает, что Иван III делает государственной эмблемой двуглавого орла в знак преемственности высшей власти, воспринятой московскими государями от Рима и Византии (Москва - Третий Рим) после брака в 1472 году с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей). Древнейшее изображение такого орла в России находится на троне, привезённом Софьей. Он изображён с опущенными крыльями и увенчан двумя коронами. Двуглавый орёл изображён на печатях, приложенных к договорам с германским императором Максимилианом I (1459-1519). На некоторых печатях Лжедмитрия I (157?-1606) западноевропейской работы у орла крылья подняты. В дальнейшем облик орла неоднократно меняется. Этот процесс продолжается и сегодня. (Орёл в царствование Михаила Фёдоровича (1613-1645), изображение орла в 1699 году). Но некоторые аспекты позволяют усомниться в этой версии. Считалось, что с женитьбой Ивана на Софье изменились в сторону византийских обычаи московского двора: византийская принцесса якобы сообщила Ивану III более высокие представления о его власти, внешне выразившиеся в увеличении придворной пышности, введении сложных церемоний и между прочим - в принятии "византийского герба". Но есть основания считать, что двуглавый орёл не был "византийским гербом". Вероятно, двуглавый орёл не имел отношения к внешнему оформлению верховной власти в Византии, так как его изображение отсутствует на византийских монетах, печатях, надгробиях, на щитах или одежде императорской охраны и везде в тех местах, где он, будучи символом государства, обязательно должен был бы изображаться. И, хотя за образец для печати было взято, скорее всего, византийское изображение двуглавого орла, смысл этой эмблемы Иван III воспринял не с Востока, а с Запада.
В соответствии со второй версией, Иван III поместил двуглавого орла на государственную печать в знак своих императорских притязаний. В отличие от Византии, в Западной Европе двуглавый орёл стал символом высшей власти, так как изображался на монетах и печатях правителей, причём одноглавый орёл символизировал королевскую власть, а двуглавый - императорскую. В XIII в. изображение двуглавого орла широко распространилось в Западной Европе и проникло в южнославянские страны, которые, в частности Сербия, использовали его в качестве государственной эмблемы. Вероятно, Русь, восстановившая после свержения татарского ига связи с балканскими странами и испытавшее так называемое "второе южнославянское влияние", восприняла из Сербии западноевропейскую традицию использования восковых печатей вместо металлических булл, а также тип оформления печатей и иконографию. Этим же путём и двуглавый орёл мог проникнуть на Русь, где его изображение (или нечто напоминающее его) встречается на русских монетах XIV в. - в частности, на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1468) и медных разменных монетах московских князей Василия II, Ивана III и т.д.