Галикарнасский мавзолей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

Примерно в 110 км южнее Эфеса с его четвертым чудом света, на самой юго-западной оконечности Малой Азии, лежит небольшой турецкий городок Бодрум. Две тысячи лет назад этот город назывался Галикарнас. Здесь находилось пятое чудо света - мавзолей карийского царя Мавсола. Как уже говорилось, в конце II тысячелетия до Р. Хр. греки в поисках нового жизненного пространства начали заселять Малую Азию. В это время возникли, в частности, такие города, как Эфес, Галикарнас и, несколько дальше от побережья, Миласа. В 546 г, до Р. Хр. эти земли попали под власть персидского царя Кира II.

Работа содержит 1 файл

Галикарнасский мавзолей.doc

— 36.50 Кб (Скачать)


.::Галикарнасский мавзолей::.

 

 

 

.:Кто добился рассвета Галикарнаса?:.

 

Примерно в 110 км южнее Эфеса с его четвертым чудом света, на самой юго-западной оконечности Малой Азии, лежит небольшой турецкий городок Бодрум. Две тысячи лет назад этот город назывался Галикарнас. Здесь находилось пятое чудо света - мавзолей карийского царя Мавсола. Как уже говорилось, в конце II тысячелетия до Р. Хр. греки в поисках нового жизненного пространства начали заселять Малую Азию. В это время возникли, в частности, такие города, как Эфес, Галикарнас и, несколько дальше от побережья, Миласа. В 546 г, до Р. Хр. эти земли попали под власть персидского царя Кира II. Огромная персидская держава простиралась от Средиземного моря до Инда и от Черного моря до Индийского океана. Ее размеры были слишком велики, чтобы можно было управлять ею из одного центра. Поэтому в пределы Персидского царства входил целый ряд небольших государств со своими царями, которые, хотя и подчинялись царю Персии, имели полную свободу действий во всем, что не противоречило интересам персидского царя царей. Таких царей-наместников называли сатрапами, а области, вверенные их управлению, сатрапиями. Одной из сатрапий была Кария - прилегающая к морю область на юго-западе Малой Азии. Около 400 г. до Р. Хр. здесь правил Гекатомн, верный вассал персидского царя Артаксеркса. Столицей его владений была Миласа, расположенная в горах северо-восточнее Галикарнаса. Но эта столица не устраивала Гекатомна, и он решил перенести ее в Галикарнас. Правда, Миласа лежала на пересечении важных торговых путей, но Галикарнас имел две естественные гавани, защищенные с моря островом, и в географическом отношении был очень удобен для судоходства вдоль берегов Малой Азии. Чтобы превратить небольшой портовый город в царскую резиденцию, Гекатомн затеял в нем обширное строительство, но до переезда в новую столицу он не дожил. В 377 г. до Р. Хр. он скончался, и на трон вступил его старший сын Мавсол.

 

.:Как Мавсол решил прославить в веках свое имя?:.

 

Молодой сатрап энергично продолжил начинания своего отца. Весь город, амфитеатром поднимающийся от порта вверх по склонам гор, был окружен мощными укреплениями. В центре города появилась большая агора - площадь для собраний. Над ней в отдалении был выстроен храм бога войны Ареса. А между агорой и храмом, на равном удалении от них, Мавсол решил воздвигнуть себе монументальное надгробие - мавзолей, который бы своим названием и величественным видом служил вечным напоминанием потомкам о его имени и славе.

Как и большинство других персидских царей и сатрапов, Мавсол был страстным поклонником греческого искусства и культуры.

 

             

Карийский царь Мавсол (умер в 352 г. Р. Хр.). Статуя высотой 3,05 м была найдена среди развалин мавзолея. Нь, находится в Британском музее в Лондоне.

 

 

Создание проекта мавзолея он поручил не местным архитекторам, а пригласил всех греческих мастеров строительного искусства принять участие в специальном конкурсе. Пожалуй, не было ни одного известного греческого зодчего, который бы не попробовал свои силы в этом художественном состязании. После того, как в 404 г. До Р.Хр. спартанский полководец Лисандр одержал победу над Афинами, установив господство Спарты над всей Грецией, архитекторы и художники почти лишились заказов от эллинов. Города и общины были слишком бедны, чтобы приглашать зодчих, ваятелей, золотых дел мастеров и других художников и ремесленников, поэтому они были рады любому заказу, даже если он поступал извне, от варваров.

 

.:Как выглядел мавзолей царя?:.

 

Победителями в конкурсе оказались Сатир и Пифей. Их проект выглядел следующим образом. На пятиярусном основании площадью 33 х 39 м высился огромный куб длиной 27 м и шириной 33 м. Общая высота основания и куба составляла 22 м. Над ними располагалась собственно усыпальница, целлу окружало 39 одиннадцатиметровых колонн. В виде крыши над колоннадой возвышалась 24-ступенчатая пирамида, увенчанная мраморной квадригой - колесницей с четверкой запряженных в ряд коней. Общая высота мавзолея была 49 м - с шестнадцатиэтажный дом.

 

 

Голова коня из мраморной квадриги на вершине мавзолея

Гробница была очень необычна для того времени - можно сказать, что она коренным образом ломала сложившуюся в Греции традицию. До этого в греческой архитектуре господствовали горизонтальные линии, т.е. строения были вытянуты в ширину, а мавзолей весь был устремлен вверх. К тому же у греков было принято предавать земле своих умерших, даже самых знатных и почитаемых граждан.

 

 

Плита с изображением битвы амазонок работы греческого скульптора Скопаса. Высота фриза 90 см. В какой части мавзолея он находился, не установлено

Мавсол же пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам, что, впрочем, за тысячу лет до этого уже делали египтяне и персы, возводившие свои пирамиды и величественные гробницы. Таким образом, архитектура галикарнасского мавзолея соединила в себе особенности греческого, египетского и персидского стилей и послужила образцом для аналогичных надгробных сооружений будущем. С тех пор немало выдающихся людей было погребено в по-добных усыпальницах, которые по имени их первостроителя получили название „мавзолей". Первый в мире мавзолей, ставший пятым чудом света, поражал не только своей необычной конструкцией. Его фризы и барельефы, созданные выдающимися скульпторами, представляли собой настоящие шедевры и изумляли своей красотой весь мир. На них были изображены состязания на колесницах, битва амазонок, боги и другие мифологические персонажи, причем мраморные фигуры были выполнены в лучших античных традициях. Однако этими шедеврами сам Мавсол уже не смог полюбоваться. Он умер в 353 г. до Р. Хр., когда гробница еще не была закончена. Его жена Артемизия в знак своей безграничной любви к мужу довела строительство до конца.

 

             

Две реконструкции мавзолея, выполненые известными архитекторами: слева реконструкция Йоганна Фишера фон Эрлаха (1656-1723), справа - Карла Фридриха Шинеля (1781-1841).

Она была не только женой, но и сестрой Мавсола. За обожаемого ею старшего брата она вышла замуж еще в ранней юности. Тем самым Артемизия поступила в соответствии с обычаем египетских фараонов, которые часто женились на своих сестрах, поскольку право на получение наследства имели у них не сыновья, а старшая дочь.

Достраивая гробницу, Артемизия увековечила и себя: конями квадриги на крыше мавзолея правил не возница, как обычно, а царская чета - Мавсол и Артемизия. Современники отмечали, что решение царицы поставить памятник самой себе вряд ли понравилось бы умершему царю.

 

.:Кто завершил строительство после смерти Мавсола?:.

 

Артемизия тоже не дожила до окончания строительства мавзолея. Она умерла через два года после смерти своего мужа и брата. Завершение строительных работ оказалось под вопросом. Но тут инициативу взяли в свои руки скульпторы, архитекторы и мастера, участвовавшие в строительстве. Такое уникальное произведение искусства, решили они, не должно остаться незавершенным. Мавзолей сооружался на века, поэтому его нужно было закончить и без заказчика. Вначале действительно казалось, что он будет стоять вечно. Гробница Мавсола не пострадала, когда в 334 г. до Р. Хр. Александр Македонский взял город в осаду и разрушил его. Устоял мавзолей и в других войнах. Но „веки вечные" продолжались для него всего 1500 лет: в XII в. после Р. Хр. большая часть строения рухнула в результате землетрясения. Триста лет спустя крестоносцы использовали руины как каменоломню, когда возводили укрепления для обороны от турок. В результате мавзолей был разобран до основания. В 1523 г. войска турецкого султана Су-леймана Великолепного захватили Га-ликарнас. Место, где когда-то возвышался мавзолей, теперь застраивалось домами для завоевателей. В 1857 г. английские археологи выкупили двенадцать турецких домов и извлекли из-под обломков то, что еще сохранилось от мавзолея, этого „памятника беззаветной любви, которая даруется свыше", как назвал его когда-то один римский поэт. Находки археологов, живые свидетельства этой самоотверженной любви, занимают теперь почетное место среди наиболее ценных экспонатов Британского музея в Лондоне.



Информация о работе Галикарнасский мавзолей