Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ Великой французской буржуазной революции: её значение и влияние на дальнейшее развитие Франции; её влияние на развитие истории мировой цивилизации.
Задачи:
Рассмотреть основные этапы и особенности Великой французской революции;
Рассмотреть важнейшее законодательство отдельных этапов революции.
В Декларации получила воплощение антифеодальная концепция государственной власти как выражения национального суверенитета («источник суверенитета зиждется по существу в нации»). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника, общество имело право требовать отчёта от каждого должностного лица по «вверенной ему части управления» (ст.15).
Закон рассматривался как «выражение общей воли», причём подчёркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа сословной организации государственного аппарата и обоснование буржуазной представительной системы.
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, революционная буржуазия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твёрдой основе закона». Согласно ст. 5, всё, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без обеспечения неприкосновенности личности не могло быть и речи о пользовании экономическими и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 чётко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще применённого, изданного и обнародованного до совершения правонарушения». Идея законности определяла также и процессуальные гарантии личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 Декларации указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес феодальным представлениям о виновности подозреваемого.
Декретами 1789 – 1790 гг. Учредительное собрание национализировало земли духовенства, отменило сословный строй и феодальную систему наследования (майорат), упразднило старые феодальные границы и ввело новое административно – территориальное деление (департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны). Однако консервативно настроенные депутаты Учредительного собрания поспешили принять меры против «беспорядка и анархии» (декрет 10 августа 1789 г.), против подстрекательства к неповиновению законам (декрет 18 июня 1791 г.). Явно антидемократичным был также декрет от 22 декабря 1789 г., который ввёл имущественный и другие избирательные цензы, поделив тем самым всех французских граждан на активных и пассивных. (Быть активным значит: надо быть французом, достигнуть 25 – летнего возраста, прожить в данной местности не менее 1- го года, платить прямой налог в размере местной трёхдневной заработной платы, не находиться в положении прислуги).11Все неимущие и малоимущие были зачислены в разряд пассивных и не имели право голоса. Антидемократические положения были включены в закон Ле Шапелье 1791г., формально направленный против феодальных корпораций и цеховых объединений, но практически запрещавший рабочие союзы, собрания и стачки. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.
Заключительным итогом деятельности Учредительного собрания явилась Конституция 1791 г. Окончательный её текст был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 – 1891 гг. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы по избирательным цензам. Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 г. и уже через несколько дней король присягнул на верность Конституции. Страна была объявлена конституционной монархией.
Согласно Конституции Учредительное собрание закрылось, передав власть однопалатному Национальному (Законодательному) собранию. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королём. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за уголовные дела требовалось согласие Национального собрания.
Принятый собранием законопроект, подлежал утверждению королём: королевское вето носило лишь отлагательный характер. Но это право не распространялось на законодательные акты финансового или конституционного характера.
Исполнительную власть король осуществлял с помощью назначаемых им министров. Он был обязан: руководить внутренним управлением и внешними отношениями; утверждать назначение высших чиновников; возглавлять вооружённые силы, назначая часть командного состава.
Король
имел право действовать
Отныне только выборные органы осуществляли местное управление, а их деятельность контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правительства, король мог их отменить. В случае неповиновения он мог отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Национальное собрание.
Также изменилась и судебная система. Было предусмотрено создание: Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства; суда присяжных для рассмотрения уголовных дел; Кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям.
Установлено, что судьи выбирались на определённый срок и могли быть смещены только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.
Но
в целом ряде вопросов государственной
власти Конституция следовала консервативной
линии. Конституция восприняла деление
граждан на активных и пассивных, признав
лишь за последними право участвовать
в выборах государственных органов. Привилегия
богатства отражалась и в распределении
депутатских мест. Одна треть Законодательного
собрания избиралась в соответствии с
размером территории, вторая – пропорционально
численности активных граждан, третья
– в соответствии с суммой уплачиваемых
налогов, т.е. в зависимости от размеров
собственности. Непоследовательный характер
революции проявился и в том, что она
не распространялась на французские колонии,
где продолжало сохраняться рабство.
Глава
III. Жирондистская республика (1792
– 1793 гг.) и конституционное
законодательство того
периода.
Принятие Конституции 1791 г. отнюдь не означало окончания политической борьбы в стране, так как новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. фактически совершился раскол третьего сословия, в результате чего окончательно сформировались три основные политические группировки:
1) фельяны (фейяны) – представители крупной конституционно – монархической буржуазии и либерального дворянства (консервативное «крыло»);
2) жирондисты – центристы, представители более радикальной торгово – промышленной средней буржуазии;
3) якобинцы – радикалы, выражавшие интересы средней и мелкой буржуазии, ремесленников, крестьянства.
Примерно в это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. – Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем и наступление на Париж. Король и дворяне – тайные союзники интервентов – связывали с иностранным вторжением свои надежды надежды на будущее. Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание вынесло окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791г., а также сбросило стоявшую у власти партию крупной буржуазии – фельянов. Под давлением народа Законодательное собрание было вынуждено отменить деление граждан на активных и пассивных и назначить выборы в Национальный Учредительный Конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции. Первым же своим актом 21 сентября 1792 г. Конвент упразднил королевскую власть, а на следующий день Франция была объявлена республикой.
Состав Конвента отражал сложную расстановку классовых сил на новом этапе революции. Руководящие позиции здесь заняли жирондисты (Бриссо и др.), взявшие в свои руки правительственную власть. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет. Жирондисты, став правящей партией, заняли вполне консервативные позиции и впоследствии стремились остановить революцию.
Под напором якобинцев, за которыми стоял революционный народ, жирондисты вынуждены были провести ряд радикальных мер. Ещё до созыва Конвента 25 августа 1792 г. жирондистское правительство провело через Законодательное собрание новый аграрный закон отменивший выкуп крестьянами феодальных земель. Фактически это узаконило положение, уже сложившееся в ходе аграрной революции. Был принят также декрет о разделе конфискованных земель эмигрантов и передаче их путём бессрочной аренды или продажи крестьянам.
25 сентября Франция была провозглашена Первой республикой. 2 октября 1792 г. был учреждён Комитет Общественной безопасности для охраны республики. 10 марта 1793 г. Конвент принял декрет, учреждавший Чрезвычайный уголовный трибунал, приговоры которого не могли быть обжалованы, а 6 апреля 1793 г. – декрет, учреждавший Комитет общественного спасения.
17 января 1793 г. Конвент осудил короля. Якобинцы настояли на открытом и поименном голосовании. В результате за смертную казнь короля без всяких отсрочек проголосовали 387 депутатов, за тюремное заключение 334 депутата. 21 января Людовик XVI гильотинирован. После его казни Конвент провозгласил 1793 г. четвёртым годом равенства. 12
В мае 1793 г. по требованию якобинцев он декретировал установление максимума (твёрдые цены) на зерно.
Политика
жирондистского Конвента, во многом непоследовательная
и центристская, привела республику
на грань гибели. Жирондисты, став правящей
партией, заняли консервативные позиции
и стремились остановить революцию. Авторитет
жирондистов начинает постепенно падать.
Так, резко ухудшилось экономическое и
в особенности продовольственное
положение Франции, а жирондисты не ставили
вопрос об окончательной и полной
ликвидации феодальных отношений
в деревни. Отменив Конституцию 1791
г., лидеры жирондистов не смогли дать
Франции новый республиканский конституционный
документ. Около двух третей территории
страны оказалось в руках иностранных
войск и контрреволюционеров. Поэтому
под влиянием лозунгов якобинцев, настаивавших
на продолжении революции, в начале июня
1793 г. произошло восстание вооруженных
граждан и национальных гвардейцев. Из
Конвента были выгнаны и в последующем
казнены жирондисты. Власть переходит
к якобинцам.
Глава IV. Якобинская
диктатура (1793 – 1794 гг.)
и её законодательство.
Народное восстание 31 мая – 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской Коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало якобинской диктатуры. Государственная власть перешла в руки наиболее решительной части буржуазии и мелкобуржуазных революционеров – якобинцев, представлявших интересы городской и деревенской бедноты.
Историческая роль якобинцев состояла в том, что они, не останавливаясь перед использованием революционных, плебейских методов борьбы, сокрушили остатки феодального строя, создали прочную основу для развития капиталистических отношений и буржуазной государственности. Наиболее значительным в этом отношении было аграрное законодательство. Уже 3 мая 1793 г. Конвент по предложению якобинцев предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель, конфискованных у дворянской эмиграции. 10 июня был принят декрет, возвращавший крестьянским общинам захваченные дворянством земельные угодья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. Поделенная земля становилась частной собственностью крестьян. Важное значение имел Декрет от 17 июля 1793 г. «Об окончательном упразднении феодальных прав»13, где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, отменяются без всякого вознаграждения. Феодальные документы, подтверждавшие право на землю, подлежали сожжению. Лица, утаивавшие такие документы, сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения. Хотя якобинцы не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, уравнительном и бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента имело большое социально – политические последствия. Оно стало правовой основой превращения крестьян в массу мелких собственников.
Тесная
связь якобинцев с народом вынуждала
их, когда этого требовали чрезвычайные
обстоятельства (продовольственные трудности,
рост дороговизны и т.п.), отступать от
принципа свободы предпринимательства
и незыблемости частной собственности.
В июле 1793 г. Конвент ввёл смертную казнь
за спекуляцию предметами первой необходимости,
в сентябре 1793 г. декретом о максимуме
устанавливались твёрдые цены на продовольствие.
Принятые в конце февраля -
начале марта 1794 г. так называемые
Вантозские декреты
Конвента предполагали бесплатное
распределение среди неимущих патриотов
собственности, конфискованной у врагов
революции. Однако Вантозские декреты,
с энтузиазмом встреченные плебейскими
низами города и деревни, не были проведены
в жизнь из-за сопротивления буржуазии.
В мае 1794 г. Конвент декритировал введение
системы государственных пособий для
нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было
отменено рабство в колониях и т.д.