Французская дипломатическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Французская дипломатическая школа имеет многовековую историю. Именно эта страна первой восприняла модель дипломатии, зародившуюся в итальянских государствах в эпоху Возрождения. Великие французские политические и государственные деятели, писатели и учёные внесли свой вклад в развитие дипломатической службы своей страны. Благодаря этому, Франция добилась больших успехов в этой области.

Работа содержит 1 файл

зарождение французской дипломатической школы.docx

— 23.38 Кб (Скачать)

     Французская дипломатическая школа имеет  многовековую историю. Именно эта страна  первой восприняла модель дипломатии, зародившуюся в итальянских государствах в эпоху Возрождения. Великие  французские политические и государственные  деятели, писатели и учёные внесли свой вклад в развитие дипломатической  службы своей страны. Благодаря этому, Франция добилась больших успехов  в этой области. Именно французский  язык являлся всеобщим дипломатическим  языком начиная с XVIII века и до заключения Версальского договора.

     Институт  консульства, зародившийся в Италии в раннем средневековье и служивший для разрешения споров между купцами, существовал и во Франции. Уже в XIII веке французские консулы допускались в Александрию и Триполи, а в XIV веке они обосновались в различных портах Средиземноморья.

     Что касается правильной системы дипломатических  представительств, также зародившейся в Италии, Франция переняла её не сразу. Французский король Людовик  XI (1461-1483гг.), опасаясь шпионов, выступал против создания постоянных представительств. Однако сам он широко пользовался дипломатическими агентами для достижения своих целей. В период его правления около семидесяти человек служили в дипломатических миссиях. Чаще всего за границу отправлялись слуги, повара, портные, которые наблюдали за тем, что происходило за рубежом. Например, в 1477 году Людовик направил в миссию своего парикмахера.

     Первые  постоянные дипломатические представительства  были созданы при Франциске I (1515-1547гг.) в Венеции, Швейцарии, Португалии, а позднее – в Польше, Дании, Швеции, Венгрии и Турции. В то время на французской службе было много итальянцев (например, Жоффруа Тавелли посол в Граюбюндене). Французские посланники часто принадлежали к духовенству, т.к. церковные служители довольствовались малым и обычно имели хорошие связи. Наряду с ними  среди работников дипломатической службы нередко встречались купцы. Дипломатам предписывались следующие качества: умение хорошо говорить и писать, хорошее знание римского права, способность ориентироваться в чужой стране, а также, в случае необходимости, интриговать.

     Для ведения государственных дел в XVI в. во Франции существовал так называемый Conseil des Affaires (Тайный Совет). Король был собственным министром иностранных дел, он опирался на финансовых секретарей. По указу Генриха II был создан департамент финансовых секретарей, а их число сократилось до четырех. Вскоре финансовые секретари стали именоваться статс-секретарями, как в Испании. В это же время статс-секретарь по иностранным делам Луи де Револь закладывает основы современного ведомства, которое до сих пор располагается по адресу набережная Кэ д’Орсэ дом 37.

     В то время как в других европейских  странах в связи с растущим значением постоянных миссий задачи консульской службы начинают постепенно сужаться, Франция расширяет свои консульские представительства. Особых успехов французы достигли на востоке. Консулы в Турции имели право осуществлять правосудие над французскими гражданами по французским законам. Эти консулы имели уже штат из канцелярских служащих и переводчиков. А в начале XVII века Франция получила привилегии по сравнению с консулами других стран – отныне она могла защищать интересы тех европейцев, правительства которых не были представлены при Высокой Порте дипломатическими миссиями.

     В первой половине XVII века огромный вклад в развитие теории и практики дипломатии внёс кардинал Ришелье. В 1624-1642 гг. при Людовике XIII он стал очень влиятельным человеком во французской внешней политике. В это время он уже не служил в статс-секретариате иностранных дел, а являлся «главным министром короля». Со времени Ришелье французская дипломатическая служба приобретает стройную систему, так как он считал, что дипломатия будет намного эффективнее, если руководство внешней политикой и контроль за действиями послов будут сосредоточены в одном министерстве. Поэтому специальным декретом 1626 года вся ответственность за ведение внешних дел была возложена на Министерство иностранных дел, состоявшее из трёх департаментов: шифровального, правового и финансового. Кроме центрального аппарата Франция имела достаточно разветвлённую сеть постоянных дипломатических представительств за рубежом. Французские представители делились на категории чрезвычайных послов, ординарных послов, посланников и резидентов. В ходе эволюции дипломатической службы всем послам стал присваиваться титул чрезвычайных. Ришелье всегда сам следил за работой министерства, а наиболее важные вопросы решались между ним и королём.

     Ришелье можно назвать теоретиком светской дипломатии, потому что именно он первым предложил отойти от религиозных  принципов во внешней политике. Он был убежден, что интересы государства  должны стоять на первом месте и  оставаться незыблемыми. Поэтому, когда  речь шла об этих интересах, вопросы вероисповедания как бы отходили для него на второй план. Кардинал говорил: «И гугеноты, и католики были в моих глазах одинаково французами». По мнению Ришелье, союзников следовало искать исходя из их военной и географической полезности. Также он выступал за создание прочных и постоянных взаимоотношений между государствами. В конце своей жизни Ришелье написал «Политической завещание», в котором были отражены его взгляды на внутреннюю и внешнюю политику Франции.

     Преемником  кардинала стал Мазарини. На этот период истории французской дипломатии приходится первый во Франции случай назначения женщины на дипломатическую  службу. Рене дю Бек была назначена послом в 1646 г..Ей было поручено сопровождать в Варшаву невесту польского короля Владислава IV. Она успешно справилась с этой миссией.

     При Людовике XIV и особенно при Людовике XV происходит отход от централизованного ведения внешней политики. Эти короли вели скрытую от официальной дипломатической службы политику. Особая тайная канцелярия, через которую они осуществляли такую дипломатическую деятельность, получила название «секрет короля». «Секрет короля» был наиболее крупной тайной дипломатической службой, превосходившей тайные канцелярии других стран. Людовик XV даже имел своих тайных агентов в других странах Европы. Нередко официальные представители и тайные агенты проводили резко расходившиеся курсы. В результате секретные посланники старались сорвать деятельность главы миссии.

     В то же время происходят изменения в организации внешнеполитических ведомств: при крупных и даже некоторых мелких миссиях появляются секретари, должность которых соответствовала должности помощника в министерстве. Подобный институт секретарей ранее был развит в Венеции. Уже при Людовике XIV были введены должности советников посла, которые стояли по положению выше секретарей. Консульское дело в те времена находилось не в компетенции Министерства иностранных дел, а в ведении Морского министерства. В 1673 году во Франции был разработан Торговый кодекс, подробно определявший полномочия консулов. Также именно при Людовике XIV статс-секретарь Министерства иностранных дел стал официально носить титул министра.

     В конце XVII века особое внимание начинает уделяться обучению будущих работников дипломатической службы. Чтобы способствовать развитию торговли и политики, были приняты меры в области изучения языков. Способных молодых людей отправляли за границу для изучения языков стран Ближнего Востока. Позднее в Париже при содействии Жана Кольбера, тогдашнего руководителя Морского министерства, была создана Школа иностранных языков для подготовки переводчиков. В отличие от Венеции, где уже в XVI веке вёлся сбор дипломатических документов, во Франции такая практика отсутствовала. Только в конце XVII века был осуществлён ряд мер по созданию библиотеки, а в последующем – архива. Таким образом, начался систематический сбор документов. В 1711 году архив был размещен в башне над часовней старого Лувра. Одновременно с этим возникает мысль об использовании архива в качестве учебного центра для подготовки способных молодых людей к дипломатической службе. В 1712 году для этих целей была учреждена Политическая академия. К сожалению, она просуществовала недолго. Уже в 1720 году академия прекратила своё существование в связи с тем, что её учеников обвиняли в разглашении информации, хранящейся в архиве. С тех пор некоторых молодых людей отправляли в Школу публичного права при Страсбургском университете, где они обучались дипломатическому делу.

     Появление архива и библиотеки способствовало созданию фундаментального труда, написанного  в 1716 году послом Людовика XIV Франсуа де Кальером (1645-1717гг.) под названием «Способы ведения переговоров с государями». Гарольд Никольсон назвал это произведение «великим и выдающимся», которой и по сей день остается «лучшим из когда-либо написанных по дипломатии». Труд Кальера во многом отличается от трудов, созданных ранее (например, от «Писем из миссий» Макиавелли). Это объясняется началом нового этапа в дипломатической теории. Именно с появлением этой книги дипломатия стала рассматриваться как наука и искусство. В своей работе Кальер сосредоточил своё внимание на том, как наилучшим образом выстраивать политические взаимоотношения между правителями. Дипломатия, по его мнению, является механизмом осуществления этих отношений, а её главная цель – избежать военного конфликта. «Послам не надлежит войну производить. Звание их есть должность миролюбивая», - пишет он.

      В «Способах ведения переговоров  с государями» особое внимание уделяется  процедуре переговоров. Они, по мнению автора, должны проходить в спокойной  и мирной обстановке, чему во многом способствует дипломатический иммунитет. Неприкосновенность посла – непременное  условие доверия между сторонами. А доверие, в свою очередь, является основой серьёзной дипломатии. Применение обмана, согласно Кальеру, недопустимо, так как обеспечить стабильность при переговорах можно только на основании достоверной информации.

      В данной книге, как и во многих других трудах по дипломатии, говориться о  качествах, которыми должны обладать посланники. Прежде всего, дипломат должен обладать наблюдательным умом, трезвым рассудком видеть действительную сущность вещей, он должен быть смел, а не робок, терпелив и самое главное – образован, ведь для достижения наилучших результатов дипломату следует учитывать национальные особенности, культуру и традиции тех стран, с которыми он ведёт переговоры.  
 
 

Информация о работе Французская дипломатическая школа