Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:18, реферат
В XI в. города неоднократно откупались от притязаний феодалов. Но беззастенчивые нарушения сеньорами своих обязательств толкали горожан на восстания. Обычно горожане организовывали тайный заговор (communio) и с оружием в руках нападали на сеньора и его рыцарей, убивая их или изгоняя из города. В случае успеха восстания феодалы были вынуждены предоставить городу большую или меньшую степень самоуправления. Однако окончательная победа приходила далеко не сразу, часто в результате повторных восстаний.
Первой «коммуной», т. е. свободным самоуправляющимся городом, стал в 1077 г. Камбре, получивший коммунальную хартию. Затем уже в первой половине XII в. его примеру последовали Сен-Кантен, Бовэ, Нуайон, Лан, Амьен, Суассон, Сен-Рикье, Корби, Реймс и др. В результате установления коммуны город получал права самоуправления (выборный городской совет во главе с мэром), суда и налогового обложения. С сеньором он вступал в договорные отношения, Определявшие привилегии города и степень его независимости. Характерным примером борьбы за установление коммуны является история города Лана, расположенного недалеко от Парижа. В конце XI в. это был один из самых богатых городов Северной Франции. К XII в. борьба между сеньорами города — епископами — и горожанами обострилась. Притеснения особенно усилились, когда епископом стал нормандец Годри (1106). Город откупился от сеньора, уплатив ему значительную сумму денег, и в Лапе была организована коммуна. По просьбе горожан коммуну утвердил король Людовик VI, получивший за это богатые подарки. Но скоро Годри растратил полученные деньги. Пригласив короля в Лан, он просил его уничтожить коммуну, обещая за это уплатить значительную сумму.
С
окончательным оформлением
Наиболее крупные и сепаратистски настроенные феодалы по-прежнему противодействовали процессу централизации. Пытаясь вернуть утраченные права, они с помощью оружия добились от Людовика X (преемника Филиппа IV) некоторых уступок. Однако эти уступки, носившие формальный характер, не могли подорвать уже достаточно сильную французскую сословную монархию.
Столетняя война (начальный период)
В
30-х годах XIV в. нормальное развитие
Франции было прервано Столетней
войной с Англией (1337—1453), приведшей
к массовому уничтожению
Столетняя война была в основном борьбой из-за юго-западных французских земель, находившихся под властью английских королей. В первые годы войны немалое значение имело также и соперничество из-за Фландрии, где сталкивались интересы обеих стран. Французские короли не оставили намерений подчинить себе богатые фландрские города. Последние же стремились сохранить независимость при помощи Англии, с которой они были тесно связаны экономически, так как получали оттуда шерсть — сырье для сукноделия. В дальнейшем главной ареной военных действий стал (наряду с Нормандией) Юго-запад, т. е. территория бывшей Аквитании, где Англия, стремившаяся вновь овладеть этими землями, нашла себе союзников в лице еще независимых феодалов и городов. Экономически Гиень (западная часть бывшей Аквитании) была тесно связана с Англией, куда шли вина, сталь, соль, фрукты, орехи, красящие вещества. Богатства крупных городов (Бордо, Ла-Рошели и др.) в значительной степени зависели от этой очень выгодной для них торговли.
Непосредственным поводом к войне послужили династические притязания английского короля Эдуарда III, внука Филиппа IV Красивого (по женской линии). В 1328 г. умер последний из сыновей Филиппа IV; Эдуард III заявил о своих правах на французскую корону, но во Франции королем был избран старший представитель боковой ветви Капетингов Филипп VI Валуа (1328—1350). Эдуард III решил добиваться своих прав оружием. Война началась в 1337 г. Вторгшаяся английская армия имела ряд преимуществ перед французской: она была невелика, но хорошо организована, отряды наемных рыцарей находились под командованием капитанов, которые непосредственно подчинялись главнокомандующему; английские стрелки из лука, набиравшиеся главным образом из свободных крестьян, были мастерами своего дела и сыграли в сражениях важную роль, поддерживая действия рыцарской конницы. Во французской армии, состоявшей преимущественно из рыцарского ополчения, стрелков было мало, и рыцари не желали с ними считаться и согласовывать свои действия. Армия распадалась на отдельные отряды крупных феодалов; по-настоящему король командовал лишь собственным, хотя и самым крупным, отрядом, то есть только частью войска. Французские рыцари сохранили старую тактику и начинали сражение, обрушиваясь на противника всей своей массой. Но если противник выдерживал первый натиск, то в дальнейшем конницу обычно разъединяли на отдельные группы, рыцарей стаскивали с коней и брали в плен. Получение выкупов за пленников и грабеж населения скоро стали главной целью английских рыцарей и лучников.
Англичане победили на море (в 1340 г. при Слейсе, у берегов Фландрии) и на суше (в 1346 г. при Креси, иа севере Пикардии), что позволило им взять в 1347 г. Кале — важный военный и перевалочный пункт вывозившейся из Англии шерсти. Таким образом, они не только сохранили, но и укрепили свои позиции во Фландрии. В остальном же военные действия англичан на севере были безуспешными. Тогда они перенесли их на юго-запад и снова захватили с моря области Гиень и Гасконь. Наместником английского короля Эдуарда III в Бордо стал его сын Эдуард, прозванный по цвету лат Черным Принцем. Его отряды вместе с гасконскими рыцарями совершали грабительские набеги на центральные французские области, жгли города и села, захватывали богатую добычу. В один из таких набегов в 1356 г. они были настигнуты около Пуатье французами. Численно французская армия намного превосходила английскую, по в ней не было единого командования. Англичане победили благодаря искусному маневру своих лучников, поддержанных рыцарями. Французы понесли тяжелейшее поражение. Цвет рыцарства погиб или сдался в плен, был захвачен и король — Иоанн Добрый (1350—1364). Для Франции настало тяжелое время, казна была совершенно пуста, армии фактически не было. Дальнейшее ведение войны, выкуп пленников, в том числе короля, требовали огромных денег.
Жакерия
В конце мая 1358 г. вспыхнуло крупнейшее в истории Франции и одно из крупнейших в истории Европы крестьянское восстание — Жакерия. Оно было подготовлено всем ходом социально-экономического развития Северной Франции. Рост городов и господство денежной ренты привели к усилению эксплуатации крестьянства. Увеличивались государственные налоги. В 1348 г. на Францию обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»), унесшая тысячи жителей. Убыль населения привела к повышению заработной платы, что, в свою очередь, вызвало издание законов, направленных против ее роста. Эти законы особенно тяжело отразились на беднейших слоях сельского и городского населения. Все эти обстоятельства сами по себе были достаточно тяжелы для народа. Война их усугубила.
Готовясь к блокаде столицы, дофин обязал окрестных крестьян укреплять замки и снабжать их продовольствием. Это было последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. 28 мая в области Бовези (на север от Парижа) крестьяне в стычке с дворянским отрядом убили нескольких рыцарей, что послужило сигналом к восстанию. С необыкновенной быстротой восстание охватило многие области Северной Франции: Бовези, Пикардию, Иль-де-Франс, Шампань. Восстали преимущественно крестьяне; к ним примкнули деревенские ремесленники, мелкие торговцы, сельские священники. Восставших называли «Жаками» (от обычной в то время клички крестьянина «Жак-простак»). Отсюда произошло появившееся позднее название «Жакерия». Современники же называли восстание «войной недворян против дворян», и это название хорошо вскрывает суть движения. С самого начала восстание приняло радикальный характер: жаки разрушали дворянские замки, уничтожали списки феодальных повинностей, убивали феодалов, стремясь «искоренить дворян всего мира и самим стать господами». Общее число восставших во всех областях, по сведениям современников, достигало примерно 100 тыс.
Некоторые города открыто перешли на сторону крестьян; в других восставшие пользовались сочувствием городских низов. Парижане, стремясь помешать блокаде столицы дофином, помогли жакам в разрушении многих замков вокруг Парижа, послав на помощь несколько отрядов. Но настоящий союз горожан и крестьян не сложился.
Наибольший размах восстание приняло в Бовези. Во главе объединившихся отрядов крестьян стал Гильём Каль, человек бывалый и знакомый с военным делом. Он назначал капитанов в отдельные отряды и рассылал по другим областям приказы, запечатанные печатью с королевским гербом; у восставших были и знамена с королевским гербом. Крестьяне выступали против феодалов, но за «доброго короля». 8 июня около селения Мелло крестьяне встретились с войском Карла Злого, короля Наваррского, который спешил со своими на-варрскими и английскими рыцарями в Париж, рассчитывая захватить французский престол. Крестьяне и рыцарские отряды простояли два дня друг против друга в полной боевой готовности. Но так как численный перевес был на стороне Жаков, то Карл Злой предложил перемирие и выразил готовность сотрудничать с крестьянами, называя себя союзником Этьена Марселя. Поверив рыцарскому слову короля, Каль явился к нему для переговоров, но был вероломно схвачен. После этого рыцари бросились на лишенных военачальника крестьян и жестоко их разгромили. Гильом Каль и его товарищи были преданы мучительной казни. На этом восстание в Бовези прекратилось. В других областях, где действовали по большей части разрозненные крестьянские отряды, волнения продолжались до августа 1358 г. Характерно, что сил местного дворянства оказалось недостаточно, и для победы над крестьянами повсюду потребовались королевские отряды. После подавления восстания дворянство жестоко расправилось с крестьянами: казни, штрафы и контрибуции обрушились на деревни и села. Однако, несмотря на победу, феодалы долго не могли забыть панического ужаса, охватившего их во время восстания, и боялись повышать феодальные платежи.
Жакерия
разделила обычную судьбу крестьянских
восстаний эпохи феодализма, которые
неизбежно кончались
Жакерия
способствовала дальнейшему ходу начавшегося
разложения феодальных отношений. Рост
товарного производства, укрепление
самостоятельности
Разгром крестьян означал также конец парижского восстания. В конце июня дофин с большой армией подошел к стенам Парижа. Потеряв надежду на помощь от других городов, Этьен Марсель согласился впустить в столицу английский отряд, приведенный Карлом Злым. Это вызвало возмущение парижан. От Этьена Марселя отшатнулось большинство его приверженцев, и в конце июня он был убит сторонниками дофина. Дофин вступил в Париж и расправился с главными участниками восстания. Мероприятия штатов были отменены, и в дальнейшем они опять стали созываться только по воле короля для вотирования субсидий на войну.
Из бурных событий 1356—1358 гг. королевская власть извлекла некоторые уроки. При Карле V (1364—1380) была проведена налоговая реформа, упорядочен сбор субсидий и установлен контроль над сборщиками. Еще больший урок извлекла для себя городская верхушка. Она воочию убедилась в опасности, которая крылась для нее в народных движениях, и уже не пыталась больше бороться с королевской властью.
Франция во второй половине XIV в.
Мир с Англией, заключенный в 1360 г. в Бретиньи, был для Франции очень тяжелым. Английские владения простирались теперь на юг от Луары вплоть до Пиренеев, что составляло не менее трети страны. Франция должна была готовиться к новым сражениям. При Карле V были проведены реформы: усилена появившаяся в это время артиллерия, увеличены наемные отряды, укреплена власть коннетабля (главнокомандующего королевской армией). На эту должность, вопреки феодальному местничеству, был назначен мелкий бретонский рыцарь Дюгеклен — осторожный и ловкий полководец. Избегая крупных сражений и действуя одновременно почти по всей обширной границе английских владений, французская армия постепенно оттеснила англичан к морю, так что к середине 70-х годов XIV в. у них остались только Бордо, Байонна и побережье между ними. Но эти крупные успехи были достигнуты в результате чрезвычайного напряжения сил. Огромные расходы на войну легли тяжелым бременем на плечи народа — крестьянства и основной массы городского населения, так как привилегированные сословия и городская верхушка по-прежнему перекладывали на них главную долю платежей.
Народные восстания
В 1379—1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских финансовых чиновников, а затем обратили свой гнев против купцов и дворян, грабя и убивая их. Такие же восстания разразились в Алэ, Ниме и Клермоне. Правительству пришлось уступить и уменьшить размеры налога.
В начале 1382 г., когда правительство попыталось вновь вернуться к прежней налоговой политике, начались восстания в северных городах. В феврале в Руане восстали мелкие ремесленники, подмастерья и внецеховая беднота. Часть членов городского совета бежала. Восставшие провозгласили отмену всех налогов и несколько дней были хозяевами города. Такие же восстания произошли в Амьене, Сен-Кантене, Лане, Суассоне, Реймсе, Орлеане.
Одновременно с руанскими событиями и по той же причине вспыхнуло восстание в Париже. Мелкие ремесленники и торговцы вместе с городской беднотой взялись за оружие, образовали отряды, перегородили улицы цепями, поставили стражу у ворот. Восставшие убили главного сборщика налогов и, захватив в ратуше боевые молоты (maillets — отсюда название повстанцев maillotins, майотены, что значит «люди с молотами») и другое военное снаряжение, стали грабить и убивать налоговых сборщиков, членов городского совета, богатых купцов и мастеров, а также дворян. Правительство вынуждено было отменить новые налоги и дать восставшим амнистию, но затем расправилось с их вождями.
Характерно,
что все эти восстания
Вслед за горожанами вновь пришло в движение крестьянство. Отдельные и разрозненные выступления имели место на севере — в районах, где ранее происходила Жакерия. Но главные события развернулись в Лангедоке, Оверни, Пуату, Дофинэ. Там разразилась настоящая крестьянская война, охватившая большую, чем Жакерия, территорию и длившаяся свыше двух лет (с весны 1382 г. по лето 1384 г.). Восставшие крестьяне, к которым присоединились и многие городские ремесленники, именовались тюшенами (tauche — лесок, т. е. «скрывающиеся в лесу». Но возможно, что здесь существует аналогия с именем восставших тогда же крестьян Савойи — тукинов). Война началась с протеста против введения нового тяжелого налога, но вскоре тюшены объявили себя врагами дворянства, духовенства, купцов, «всех, кто не имел шершавых и мозолистых рук». В открытом бою близ Нима они, как и жаки, были разбиты, но, действуя мелкими отрядами и нападая из засады, оставались неуловимыми. Им удалось захватить немало замков и мелких городков. Даже в крупных городах (Бокере, Ниме, Нарбонне, Каркассоне) они находили приют и поддержку, так как и там народ восставал против налогов, а городская верхушка была порой бессильна подавить движение низов. В первой половине 1383 г. на юге тюшены фактически были господами положения, но летом 1383 г. дворянские отряды заставили их отступить в Севеннские и Овернские горы. В 1384 г. главные силы крестьян были разбиты, но отдельные их отряды действовали еще в 1390 г. На южные города и на сельское население обрушились жестокие репрессии и штрафы. Однако правительству все же пришлось снизить налоги, и в конце XIV — начала XV в. оно не рисковало больше их повышать.