Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:02, доклад
В ранней Византии существовало три формы земельной собственности: безусловная частная собственность, государственная поземельная собственность и собственность крестьян-общинников. Первая форма являла собой крупное землевладение, основанное на эксплуатации посаженных на землю рабов и зависимых колонов. В отличие от Римской империи в ранней Византии бОльшая часть рабов, которых как в сельском хозяйстве, так и в ремесло было довольно много, наделялась землей, получала пекулий и вела самостоятельное хозяйство.
В ранней Византии
существовало три формы земельной
собственности: безусловная частная
собственность, государственная поземельная
собственность и собственность
крестьян-общинников. Первая
форма являла собой
крупное землевладение, основанное
на эксплуатации посаженных на землю рабов
и зависимых колонов. В отличие от Римской
империи в ранней Византии бОльшая часть
рабов, которых как в сельском хозяйстве,
так и в ремесло было довольно много, наделялась
землей, получала пекулий и вела самостоятельное
хозяйство. Такая форма применения рабского
труда была более рентабельной, но вместе
с тем она способствовала длительному
сохранению рабства в Византии. БОльшая
часть колонов до IV в. была юридически
свободной. Это были держатели чужой земли
по договору. С IV в. начался процесс прикрепления
их к земле и превращения в приписных колонов
(энапографов), не имеющих права покинуть
землю господина. Массы колонов пополнялись
за счет мелких земельных собственников,
потерявших по той или иной причине землю.
Прикрепление к земле свидетельствовало
о разложении рабовладельческого хозяйства.
Государственная
поземельная собственность состояла
из владений фиска и императорских доменов.
Византийский император не имел права
собственности на все земли подданных.
Но в ранней Византии размеры владений
казны и императора были настолько большими
(до 1/3 территории), что обработать эти
земли трудом рабов и колонов было трудно,
и они обычно сдавались в долгосрочную
аренду (эмфитевсис), превращавшуюся со
временем в наследственную. Арендатор
платил строго фиксированную ренту и мог
свободно распоряжаться землей, в том
числе и продавать свои права на нее.
Третья
форма собственности -
крестьянская. На территории, вошедшей
затем в состав Византии, еще с эллинистического
времени существовали общины разных типов
до родовой включительно. Но основной
была свободная соседская община - митрокомия.
Крестьянин такой общины имел право собственности
(владения) на свой земельный участок,
хотя его право отчуждения было несколько
ограничено. Община располагала также
общественной землей, которая являлась
коллективной собственностью деревни.
Несмотря на то что среди крестьян в митрокомии
наблюдалась значительная имущественная
дифференциация, община характеризовалась
высокой сплоченностью ее членов. Она
являлась одновременно и низшей административно-фискальной
единицей, неся коллективную ответственность
перед государством за поступление налогов.
Для раскладки и сбора податей, выполнения
повинностей и совместных работ соседская
община имела выборных должностных лиц,
избираемых на собрании-сходке - высшем
органе самоуправления.
В отличие от поздней Римской империи в ранней Византии муниципальная городская собственность начинает приходить в упадок. Наблюдается значительный рост земельных владений у монастырей и церквей. Церковные земли обычно сдавались в аренду светским собственникам. Монастыри чаще всего сами организовывали обработку земли.