Формирование Прусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

история появления Прусского государства + Задача

Работа содержит 1 файл

контрольная по ИГПЗС.docx

— 27.65 Кб (Скачать)

                                                                                                                               3 
 

    1.Формирование Прусского государства 

     Возникновение Пруссии было связано с развернувшейся в XII в. германской колонизаторской экспансией на восток Европы.  

     Начиная с XIV в. Германия стала постепенно превращаться в политическую мозаику различных по значимости — и в общегерманской истории и по размерам — государств. В кризисные периоды истории насчитывалось до 300 государств и полу самостоятельных владений, имперских ленов и т. д., объединенных условной федерацией Священной Римской империи. Наиболее крупными и значимыми государствами в последующей германской истории стали Австрия, Бавария, Пфальц, Саксония, Баден. Особое место в государственно-политической истории Германии заняла Пруссия (Бранденбург). Она не только стала в начале эпохи Нового времени наиболее мощным и влиятельным из германских государств, активным участником европейской государственно-политической и военной истории. Сложившийся в ней к XVII в. государственный абсолютизм был отмечен особым своеобразием и составил специфическое явление в развитии государственных форм не только в Германии, но и в Европе. [4, c.316]

     К середине XII в. сформировалось самостоятельное маркграфство Бранденбург, где правила своя династия. Оно стало центром будущего государства. (В 1230 г. впервые был упомянут новый центр Марки — Берлин).

     В первые века государства город и деревня в нем были мало отличны друг от друга и управлялись единым образом: с помощью бургграфов, осуществлявших главным образом юрисдикцию. С XIII в. управление Маркой изменилось. Область была подразделена на 30 округов, во главе которых поставлен фохт. Ему подчинялись и городские, и деревенские общины. Только крупные церковные вотчины обладали судебным и административным иммунитетами. Фохт объединял в своем лице полицейскую, административную, финансовую и судебную власть, предоставленную ему маркграфом как феодальным сюзереном области. Фохта назначал маркграф — первоначально или из состава своего двора, или выходцев из других областей Германии; позднее — по совету «мужей и городов» фохтства и обязательно из местных известных лиц.

     Высшее управление государством осуществлял дворец правителя, обладавший всеми типическими, чертами феодального двора. Некоторые особенности состава и принципов распределения полномочий были обусловлены военным характером новой области, постоянными колонизационными столкновениями. Наиболее стабильными должностями дворца были гофмейстер (дворецкий), маршал (ведавший конными

                                                                                                                                   4 
 

пастбищами, оснащением войска, позднее — начальник  рыцарского ополчения), камерарий (руководивший финансами государства). При правителе был также протонотарий, считавшийся держателем большой печати и начальником канцелярии.

     Правительственные полномочия маркграфа имели в себе мало государственных черт и почти не отличались от домениальных прав, особенно в колонизируемых областях. Слабо были развиты и ленные связи: большинство феодалов находились в положении министериалов домена правителя. Поэтому Бранденбургское государство XII — XV вв. (нераздельность Марки была закреплена Золотой буллой в 1356 г. вместе с наследственными княжескими правами ее правителя) по своей организации было не ленной монархией, а раннефеодальной.

     В XV в. после нескольких десятилетий династических распрей, вызванных пресечением старой линии правителей Бранденбурга, престол маркграфства (курфюршества) заняли Гогенцоллерны (с 1415 г.). Их династия царствовала до исторического конца Прусского государства. С правлением Гогенцоллернов связано быстрое укрепление военной силы Марки, присоединение новых территорий, создание новой администрации. Хотя в первые десятилетия их власти, государству пришлось испытать и династическое раздробление, вызванное особым порядком наследования.

     В XV в. завершилось оформление земских сословий (наряду с общеимперскими): духовенства, дворянства, городов. В Марке особое значение приобрело дворянство — не только как наиболее богатый слой землевладельцев, но и как носители вотчинного управления, которое получило большое распространение посредством новой передачи иммунитетных прав от курфюрста. В XV — XVI вв. в политической системе Бранденбурга (как и большинства других германских земель и княжеств) закрепились новые институты — ландтаги (земские съезды). Они вели происхождение от традиционных совещаний правителя с сословиями и своим двором. В ландтагах участвовали приглашенные курфюрстом лица из духовенства, рыцарства и от городов. Принцип представительства сословий не сложился. В основном призывались по именным приглашениям правителя. Только города посылали определенное число депутатов, снабжая их своего рода мандатами. В компетенцию ландтага входило обсуждение налогов, мер по обеспечению «общего имперского мира», законодательных предложений. Их влияние на крупные государственно-политические вопросы было невелико. Неизменное, хотя и нерегулярное функционирование земских съездов означало, что в Бранденбурге XV — XVI вв. сложились элементы сословной монархии.

   

                                                                                                                                   5 
 

     В этот период преобразовалось и местное управление княжества. В нем проявились черты территориально-административного государственного, а не чисто домениального управления. Фохтства утратили свое значение, образовались округа (в исторических границах больших общин). Во главе такого земства ставился старшина — на небольшое время (до 6 лет) с военной и полицейской властью, а также общественно-хозяйственными функциями (поддержание состояния дорог, мостов и т. п.). С 1500 г. новое управление стало чисто чиновничьим.

     Большое значение для политической системы Бранденбурга имели религиозная Реформация и последовавший за нею общий передел власти в империи. Приняв сторону протестантизма, бранденбургские курфюрсты во второй половине XVI в. существенно увеличили свои владения за счет самостоятельных католических епископств и даже мелких князей. Протестантизм не предполагал возможности для новой церкви обладать земельными владениями. Поэтому были проведены крупные конфискации внутри княжества. Духовенство как сословие утратило свою обособленность и старые права. В 1542 г. в Марке было сформировано свое церковное управление по синодальному образцу: делами церкви правил отныне светский суперинтендант и коллегия 3 — 4 духовных лиц [4, c.316-319].

    Становление абсолютизма в Пруссии

     XVII в. стал поворотным временем в становлении нового Германского государства. Курфюршество Бранденбург благодаря разного рода внутриимперским и даже общеевропейским политическим противоречиям и полуудачным войнам с соседями присоединило к себе несколько крупных областей. Наиболее важным приобретением было герцогство Пруссия (1635), образовавшееся из земель прежних Тевтонского и Ливонского орденов, а также Померания, земли к западу от старой Марки. Власть и влияние правителей Бранденбурга значительно выросли. В другом отношении, именно в первой половине XVII в. в государственной организации страны стали проявляться черты, характерные для абсолютной монархии. Особенностью ее становления в Бранденбурге стало особое значение административной и военной организации.

     Власть курфюрста не могла претерпеть существенных правовых изменений: ее статус предопределялся традициями и законами, общими для Германской империи, основные суверенные права были закреплены еще в Золотой булле и в Аугсбургском трактате 1555 г. Сохранялось общеполитическое влияние империи на дела княжества. Курфюрст Бранденбургский, кроме всего, считался постоянным почетным имперским казначеем. После Вестфальского мира 1648 г. за Бранденбургом, как и за

                                                                                                                                   6 
 

другими германскими землями, было полностью  признано право на суверенную внешнюю  политику и заключение политических союзов. В начале XVII в. курфюрсты утвердили династическую нераздельность владений (Герский домениальный договор 1603 г.). Это стало важнейшей предпосылкой политического возвышения княжества.

     На первую половину XVII в. пришлось становление центральной администрации княжества. До этого правительство Бранденбурга было практически неорганизованно.  Существовали только высший апелляционный суд   (Судебная палата) и орган общего финансового контроля за сословными институтами сбора налогов и пошлин. (Чиновная палата).   Администрация курфюрста была представлена несколькими   советниками,    важнейшим из которых считался   канцлер.    Он, в частности, представлял правительство на ландтагах. Кроме этого, реальная администрация находилась в руках новых местных властей. Земли старых владений были поделены вначале на 3, потом на 2 особых старшинства. Они управлялись советниками-чиновниками, там были свои суды и финансовые органы. Во главе т. н. Новой марки, кроме того, стоял назначенный курфюрстом  штатгальтер   со всей полнотой военной, полицейской и административной власти. Своя администрация начала устанавливаться и в новых областях.

     В 1603 г. для централизованного руководства владениями был создан Тайный совет из 9 членов — высших должностных лиц, назначенных курфюрстом, Первоначально Совет образовывался только для «подачи советов» правителю, для «лучшего ведения дел». Однако вскоре он сосредоточил у себя все нити реального государственного управления. Вне поля его деятельности оставались только Судебная палата и церковь. Совет стал высшим финансовым орга­ном страны, располагал прямыми полицейскими, хозяйственными, правовыми полномочиями. Заседал Совет дважды в неделю, причем курфюрст в его работе практически не участвовал, только утверж­дал регулярно его решения. Создание нового органа было разрывом с прежним принципом сословной администрации. Статус Совета и его деятельность неоднократно регламентировались специальными уставами. С 1616 г., по новому уставу, ему был вменен надзор и за Судебной палатой, а затем и церковью.

     В 1651 г. Тайный совет был подразделен на 19 департаментов. Это была практически первая известная в Европе попытка сочетать высшие правительственные полномочия с ведомственным управлением. Департаменты строились и по ведомственному, и по территориальному принципу (так, 4 из них заведовали новыми землями, нескольким поручались международные дела по отдельным странам, нескольким — разные сферы

                                                                                                                                   7 
 

отношений с империей). Совет был расширен. Его официально возглавил директор как председатель коллегии.

     Второй стороной возрастания значения государственности в княжестве, а с нею и власти курфюрста стало развитие военной организации. До XVII в. армия была невелика и состояла в главном из феодально-сословного ополчения от рыцарства (до 7,5 тыс. конницы) и городов (до 10 тыс. пехоты). В XVI в. началось строительство мощных крепостей, размещение там постоянных гарнизонов. На протяжении XVII в. в Бранденбурге был осуществлен переход к рекрутсконаемной системе формирования (первый набор — в 1620 г., со службой всего в три месяца, полный переход на новую систему — в 1693 г.). Наборы осуществляли сами полки, для чего выделялись специальные охотники-офицеры. Финансовая сторона рекрутства была возложена на специальных отдельных комиссаров. Рекрутство разрушило сословно-привилегированный характер армии: с 1703 г. набирать их начали и из крепостных. Это стала вполне абсолютистская армия нового подчинения и регулярного строя.

     Переход к новой армии вызвал, во-первых, введение новых налогов — повсеместных и общих — контрибуции, а затем и акциза. Во-вторых, стала формироваться совершенно особая организация военно-гражданского управления в центре и на местах. В качестве посредников между гражданскими и военными властями учреждались в округах комиссары. При них — окружные коллегии из рыцарства и чиновников, выполнявшие обязанности контроля за финансами и в силу этого с полицейской властью. При очередной реорганизации армии курфюршество было разделено на 3 военных округа, каждый во главе с военным губернатором (с 1655 г. — генеральным военным комиссаром). Под его началом сложилась целая сеть военных должностных лиц: генерал-квартирмейстер (по размещению войск), генерал-провиантмейстер (по интендантству), генерал-аудитор (по общему контролю за расходованием средств). На уровне провинций и новоприсоединенных земель учреждались должности старших комиссаров, при полках, расквартированных по крепостям и городам, — комиссаров с финансовыми полномочиями. По сути, рядом с чиновничье-бюрократическим государством сложилась новая организация — военное государство, регулировавшее различные сферы управления в единстве и в замкнутой подчиненности верховной власти курфюрста. Это была не только административная особенность государственного строя Бранденбурга. В этом заключалась важнейшая предпосылка к нарочитой военизации политики Пруссии в XVIII в. и деформированному значению в ее последующей истории военного элемента.

Информация о работе Формирование Прусского государства