Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:20, контрольная работа
XVII в. стал поворотным временем в становлении нового Германского государства. Курфюршество Бранденбург благодаря разного рода внутриимперским и даже общеевропейским политическим противоречиям и полуудачным войнам с соседями присоединило к себе несколько крупных областей. Наиболее важным приобретением было герцогство Пруссия (1635), образовавшееся из земель прежних Тевтонского и Ливонского орденов, а также Померания, земли к западу от старой Марки.
XVII в. стал поворотным
временем в становлении нового
Германского государства.
Власть и влияние
правителей Бранденбурга значительно
выросли. В другом отношении, именно
в первой половине XVII в. в государственной
организации страны стали проявляться
черты, характерные для абсолютной
монархии. Особенностью ее становления
в Бранденбурге стало особое значение
административной и военной организации.
Власть курфюрста
не могла претерпеть существенных правовых
изменений: ее статус предопределялся
традициями и законами, общими для
Германской империи, основные суверенные
права были закреплены еще в Золотой
булле и в Аугсбургском трактате
1555 г. Сохранялось общеполитическое
влияние империи на дела княжества.
Курфюрст Бранденбургский, кроме всего,
считался постоянным почетным имперским
казначеем. После Вестфальского
мира 1648 г. за Бранденбургом, как и
за другими германскими землями,
было полностью признано право на
суверенную внешнюю политику и заключение
политических союзов. В начале XVII в.
курфюрсты утвердили
На первую половину
XVII в. пришлось становление центральной
администрации княжества. До этого
правительство Бранденбурга было практически
неорганизовано. Существовали только
высший апелляционный суд (Судебная
палата) и орган общего финансового
контроля за сословными институтами
сбора налогов и пошлин (Чиновная
палата). Администрация курфюрста
была представлена несколькими советниками,
важнейшим из которых считался канцлер.
Он, в частности, представлял
правительство на ландтагах. Кроме
этого, реальная администрация находилась
в руках новых местных властей.
Земли старых владений были поделены
вначале на 3, потом на 2 особых старшинства.
Они управлялись советниками-
В 1603 г. для централизованного
руководства владениями был создан
Тайный совет из 9 членов – высших
должностных лиц, назначенных курфюрстом.
Первоначально Совет
Совет стал высшим финансовым
органом страны, располагал прямыми
полицейскими, хозяйственными, правовыми
полномочиями. Заседал Совет дважды
в неделю, причем курфюрст в его
работе практически не участвовал,
только утверждал регулярно его
решения. Создание нового органа было
разрывом с прежним принципом
сословной администрации. Статус Совета
и его деятельность неоднократно
регламентировались специальными уставами.
С 1616 г., по новому уставу, ему был
вменен надзор и за Судебной палатой,
а затем и церковью.
В 1651 г. Тайный совет
был подразделен на 19 департаментов.
Это была практически первая известная
в Европе попытка сочетать высшие
правительственные полномочия с
ведомственным управлением. Департаменты
строились и по ведомственному, и
по территориальному принципу (так, 4 из
них заведовали новыми землями, нескольким
поручались международные дела по отдельным
странам, нескольким – разные сферы
отношений с империей). Совет был
расширен. Его официально возглавил
директор как председатель коллегии.
Второй стороной
возрастания значения государственности
в княжестве, а с нею и власти
курфюрста стало развитие военной
организации. До XVII в. армия была невелика
и состояла в главном из феодально-сословного
ополчения от рыцарства (до 7,5 тыс. конницы)
и городов (до 10 тыс. пехоты). В XVI в. началось
строительство мощных крепостей, размещение
там постоянных гарнизонов. На протяжении
XVII в. в Бранденбурге был осуществлен
переход к рекрутско-наемной
Наборы осуществляли
сами полки, для чего выделялись специальные
охотники-офицеры. Финансовая сторона
рекрутства была возложена на специальных
отдельных комиссаров. Рекрутство разрушило
сословно-привилегированный
Переход к новой
армии вызвал, во-первых, введение новых
налогов –повсеместных и общих
– контрибуции, а затем и акциза.
Во-вторых, стала формироваться совершенно
особая организация военно-
При очередной реорганизации
армии курфюршество было разделено
на 3 военных округа, каждый во главе
с военным губернатором (с 1655 г. –
генеральным военным
По сути, рядом
с чиновничье-бюрократическим
Правовая политика
власти во второй половине XVII в. была направлена
также на отказ от старого сословного
строя. В 1653 г. собрался последний ландтаг
полного состава. Потеряло значение
сословное финансовое управление в
связи с введением постоянных
и неизменных, собираемых только по
воле власти налогов. Дворянство стало
превращаться в замкнутое сословие:
запрещалось недворянам приобретать
рыцарские имения, ограничивалось право
вступать в брак с недворянами.
Благодаря искусной
дипломатической игре курфюршеству
удалось приобрести новый государственно-