Формирование образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:12, реферат

Описание работы

Реформы в России редко совершались эволюционно, чаще они становились революциями, от разрушительной силы которых общество впоследствии долго приходило в себя. Особенно опасны революционные реформы в сфере образования, ибо они претендуют на системный слом сложившихся за десятилетия, а порой и века традиций, убеждений, норм, методик, организационных структур, консервативного мышления правительства.

Содержание

Введение
Реформирование образования в России
Реформа среднего образования
Реформа высшего образования
Актуальные проблемы образования в России
Статья о реформах образования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Рост  национального самосознания с большой  остротой ставит вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров в  такой важной сфере, как межэтническое  общение. Отсутствие активного противостояния любым проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодых людей.

     Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро -- те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал.

     г) Понижение социального  статуса учителя. Проблема государственного финансирования

     Совершенствование народного образования немыслимо  без измерения той ситуации, в  которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.

     Если  придерживаться формальных критериев -- наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство  педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

     Основная  группа педагогов -- женщины, Хотя давно  стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа  испытывает острую нехватку «мужского  влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

     Формирование  педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов -- тоже необходимая предпосылка  их гражданского и профессионального  роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

     Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

     Одна  из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью. 

    3.Статьи  о реформах образования

     Магистр изящных искусств

     В вузах появились  новые специальности

     [20.04.2011] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 января 2011 г. N 86 г. Москва "О внесении изменений в перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 505" 

     Сегодня в "РГ" публикуются  изменения, которые вносятся в перечень вступительных испытаний в вузы. Они связаны с тем, что каждый год число вузов, которым разрешено проводить собственные вступительные испытания, меняется. Кроме того, появляются новые направления подготовки, а требования к некоторым специальностям становятся иными.

     По  новому стандарту

     Подготовлен третий вариант проекта  стандартов для старшей  школы 

     Напомним, новые стандарты  для старшеклассников предлагают школьникам самим выбирать предметы, которые они будут  изучать на углубленном или базовом уровне. Разработчики стандартов выделили шесть предметных групп. Первая - это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп ученику предлагалось выбрать один-два предмета. При этом три дисциплины - ОБЖ, Россия в мире и физкультура преподаются на одном уровне и являются, как и индивидуальный исследовательский проект, обязательными для всех.

     Осторожно, вузы закрываются

     апреля  в ВШЭ открывается  ХII Международная  конференция по проблемам  развития экономики  и общества, где  один из главных докладов будет посвящен образованию. Какой процент  ВВП надо тратить на образование? Почему школы не спешат получить автономный статус? Как привлечь бизнес к подготовке кадров, и что делать с плохими вузами? Об этом "РГ" рассказывает научный руководитель НИУ-ВШЭ, председатель Программного комитета конференции Евгений Ясин.

     В сфере образования мы попали в  ловушку, расставленную законодательством 90-х годов. В итоге создано много  вузов, работающих на то, чтобы выдать диплом и получить деньги, но знаний они не дают. К их числу относятся  не только некоторые частные и  заново созданные вузы, но и те, которые существовали и раньше. Им автономия ни к чему. Драма в том, что есть люди, которые там работают и те, которые там учатся. Надо иметь большое мужество, чтобы сказать: сегодня мы закрываем 500 вузов. Куда пойдут студенты, преподаватели? Кроме того, вузы в небольших городках - это все же центры культуры, пусть и не самого высокого уровня. И закрыв их, надо что-то предложить взамен. С помощью административных мер этот вопрос не решить. Нужна определенная программа, и в свое время был предложен принцип: "деньги идут за учащимся", базирующийся на конкуренции. Механизм простой: тот вуз, куда идут  абитуриенты, имеет большие шансы получить средства из бюджета.

     Вузовские лицензии станут бессрочными

     Какому  вузу дадут лицензию и кто имеет  право его проверять

     [25.03.2011] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 г. Москва "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"

     В "Российской газете" в пятницу, 25 марта будут опубликованы новые  правила лицензирования образовательной  деятельности. Они касаются не только образовательных учреждений, но и  научных, и всех других, подразделения  которых заняты профессиональной подготовкой.

     Теперь  у лицензии на право ведения вузом  образовательной деятельности нет  срока действия.

     - До сих пор она выдавалась  на пять лет, - уточнила глава  Рособрнадзора Любовь Глебова. - Теперь лицензия бессрочная.

     Однако  расслабляться вузам и техникумам не стоит. Получив лицензию единожды, они через год обязаны будут  принять контрольную комиссию. А  вот потом проверки могут буквально  сваливаться "как снег на голову".

     - Все знали, что раз в пять  лет им придется проходить лицензирование "по новой". Но на самом деле - признаемся себе в этом - процедура повторного лицензирования была скрытой формой проверки соблюдения лицензионных требований, - говорит глава Рособрнадзора. - Лицензирование носит заявительный характер. Таким образом вузы заявляют о своей ответственности.

     По  новым правилам, для того, чтобы  получить лицензию на образовательную  деятельность, соискателю надо иметь  в собственности или на правах аренды оснащенные здания и помещения  не только для практических занятий, но и для занятий спортом, а также позаботиться о питании и медицинском обслуживании учащихся.

     Второе  требование для того, кто хочет  получить лицензию на образовательные  услуги - наличие учебно-методической документации по образовательным программам. Третье - наличие литературы, в том числе - учебно-методической, четвертое -  штат педагогических работников, включая привлеченных со стороны. Пятое требование - соблюдений всех условий к организации учебного процесса.

     Разовые занятия в виде лекций, стажировок, семинаров лицензировать не обязательно. Как и индивидуальную педагогическую трудовую деятельность. Так что лицензию с репетитора никто требовать не может.

     Правилами оговорено, что считается грубыми  нарушениями лицензионных требований. Это, например, необорудованные помещения для занятий, отсутствие столовой и медпункта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Конечно, российское образование на современном  этапе нуждается в серьезнейшем реформировании. Вышеперечисленные  проблемы – лишь малая часть всего  того, что должно быть изменено в системе современного образования. Реформы должны быть проведены и в сфере дошкольного образования, и в сельских школах. Следует повышать престиж профессии педагога. А для этого нужно существенно увеличить финансирование, что, помимо всего прочего, должно обеспечить приток новых кадров в образование. Нельзя забывать об улучшении качества образования педагогов. Существуют также проблемы качественного питания, досуга учеников и досуга студентов. Правительству РФ следует также помнить, что все реформы должны проводиться без отрыва от современной молодежной политики. Реформирование должно быть направлено на интеграцию российского образования в систему международного образования.

     В последние годы реформированию современного образования стало уделяться гораздо больше внимания, но этого, к сожалению, пока все равно недостаточно для выхода на хороший международный уровень.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Бордовский В. А., Корольков А. А.  «Реформирование образования как созидание, а не как революция» // Научно-методический журнал «Физическая культура», Санкт-Петербург - 1998 - №4
  2. Кузьминов Я.  «Фабрика звезд для академии» // Российская газета. – 17.11.2004
  3. Лемуткина М.  «Вуз заказов» // Газета.Ру (http://www.gazeta.ru) – 11.11.   
  4. Официальный портал Министерства Образования и Науки Российской Федерации http://www.ed.gov.ru
  5. «Содержание Единого Государственного Экзамена» // Интернет-портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена (http://ege.edu.ru) - Система Федеральных образовательных порталов «Российское образование» - 2001-2004
  6. Статьи из Российской газеты - http://www.rg.ru/sujet/74.html
  7. Филиппов В. М.  «О приоритетах развития системы образования в 2004-2005 годах и итогах первого этапа модернизации российского образования» // Доклад и.о. министра образования РФ на коллегии 25.02.2004
  8. Шиц М.  «Бесплатного образования не бывает» // Российская газета. – 12.11.2004

Информация о работе Формирование образования в России