Формирование и эволюция понятия «цивилизация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:44, реферат

Описание работы

Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации. Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Формирование и основные значения понятия «цивилизация»..………….4
1.2. Взгляд на цивилизацию в ее развитии………………………………..6
1.3. Типы цивилизаций.....……………………………………...…...11
2. Эволюция понятия «цивилизация»……………………………………….12
Заключение………………………………………………………………….........15
Список используемой литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по ИМЦ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Понятие цивилизации в истории социальной философии рассматривалось на двух уровнях - глобальном и локальном. Концепции локальных культур или цивилизаций начали разрабатываться со второй половины XIX в. в противовес идее единства исторического процесса, эволюционистскому подходу к культуре. Признание множественности культур и права каждой из них на самостоятельное существование и развитие отвечает принципам демократии и гуманизма, способно служить как одним из оснований плодотворного взаимодействия и диалога культур, так и их обособления и враждебного противостояния. Различные концепции локальных культур по их идейной направленности можно расположить между этими двумя крайними точками. Все это означает, что концепциями локальных культур не следует приписывать какой-то одной строгой социально-политической ориентации. Они могут отражать различное умонастроение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Типы цивилизаций 

     В культурологии ставится вопрос о  типологии цивилизаций. Цивилизации  разделяются по:

1) господствующему  типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;

2) принципу  естественно-географической среды  – «открытые» и «закрытые», интравертные и экстравертные;

3) религиозному  принципу.

     Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные  циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная.

     Ю.В.Яковцев  представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.

Такая типология выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.

     В концепции многолинейной эволюции Дж. Стюарта более четко выражен  современный этап междисциплинарных  исследований. Дж. Стюарт выдвинул идею культурной экологии, обобщив параллелизмы в развитии культур в сходных географических условиях.

     В.С.Степиным создана концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном и техногенном.

Различия  между техногенной и традиционной цивилизациями произошли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр. Эти типы цивилизаций существуют одновременно 
 
 
 
 

2. Эволюция понятия «цивилизация» 

     Понятие «цивилизация» происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признавалась Мирабо только за Европой.

     Французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789) связывает  цивилизацию с теорией прогресса  и рассматривает ее как стадию всемирно-исторического процесса, противопоставленную  «варварству». Французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.

     К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму (1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.

     В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка Франсуа Гизо (1787–1874). Гизо в своей работе «История цивилизации Франции» стремится разрешить противоречие между прогрессом всего человечества и разнообразием историко-этнографического материала. Им закладываются основы «этноисторической концепции цивилизации». Ученый считал, что существуют одновременные и «локальные» цивилизации и цивилизация как прогресс человеческого общества.

     В конце XIX – начале XX в. термины цивилизации и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.

     А. Тойнби рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, целостность, ограниченную определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и параметры технического прогресса. М. Вебер также кладет в основу цивилизации религию.

     Ф. Конечны в основании цивилизации положил несколько признаков: социальную целостность; внутренний строй цивилизации, основанный на категориях блага, истины, здоровья и благополучия, красоте.

     Л.И. Мечников считает, что решающее воздействие  на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа.

     Л.Н. Гумилев – цивилизация зависит  от особенностей этнической истории.

     Таким образом, на протяжении XVIII–XX вв. утверждается следующее понимание цивилизации:

– цивилизация  как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры;

– уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;

– ступень  общественного развития следующая  за варварством;

– цивилизация  как уникальное этническое или историческое образование.

Современные исследователи считают, что понятия  цивилизация и культура близкие. На всемирной конференции ЮНЕСКО (1982), посвященной культурной тематике, было выработана установка, что под  культурой следует понимать комплекс материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включая образ жизни и правила человеческого бытия, систему ценностей, традиций, верований.

     Цивилизация – это качественный рубеж в  истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации. Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.

     Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется  прогрессирующим общественным разделением  труда и развитием информационно- транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности был уже совершен. Это позволяет характеризовать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

     В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

     Цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Аннерс Э. История европейского общества: Пер. со швед. - М.: Постскриптум, 1994.

2. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. - М.: Наука, 1989.

3. Бабушкин С.А. Теория цивилизации. Курск, 1997.

4. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций: от античности до конца XIX в. СПб., 2002.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Цивилизация:  теория, история и современность.  М., 1989.

7. Яковец  Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

Информация о работе Формирование и эволюция понятия «цивилизация»