Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:44, реферат
Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации. Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Формирование и основные значения понятия «цивилизация»..………….4
1.2. Взгляд на цивилизацию в ее развитии………………………………..6
1.3. Типы цивилизаций.....……………………………………...…...11
2. Эволюция понятия «цивилизация»……………………………………….12
Заключение………………………………………………………………….........15
Список используемой литературы……………………………………………
Понятие
цивилизации в истории социальной философии
рассматривалось на двух уровнях - глобальном
и локальном. Концепции локальных культур
или цивилизаций начали разрабатываться
со второй половины XIX в. в противовес идее
единства исторического процесса, эволюционистскому
подходу к культуре. Признание множественности
культур и права каждой из них на самостоятельное
существование и развитие отвечает принципам
демократии и гуманизма, способно служить
как одним из оснований плодотворного
взаимодействия и диалога культур, так
и их обособления и враждебного противостояния.
Различные концепции локальных культур
по их идейной направленности можно расположить
между этими двумя крайними точками. Все
это означает, что концепциями локальных
культур не следует приписывать какой-то
одной строгой социально-политической
ориентации. Они могут отражать различное
умонастроение.
1.3. Типы
цивилизаций
В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Цивилизации разделяются по:
1) господствующему
типу хозяйственной
2) принципу
естественно-географической
3) религиозному принципу.
Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная.
Ю.В.Яковцев представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.
Такая типология выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.
В
концепции многолинейной
В.С.Степиным создана концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном и техногенном.
Различия
между техногенной и
2. Эволюция
понятия «цивилизация»
Понятие «цивилизация» происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государственный. Однозначной трактовки этого термина нет ни в современной, ни в зарубежной науке. Понятие появилось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с пониманием культуры и обозначало совокупность определенных особенностей высокоразвитых обществ. Термин был употреблен французским экономистом маркизом де Мирабо (1715–1789) в работе «Друг людей или трактат о населении» для показа различий между цивилизованной Европой и варварскими порядками колониальных стран. Цивилизация признавалась Мирабо только за Европой.
Французский
философ Поль Анри Гольбах (1723–1789) связывает
цивилизацию с теорией
К концу XVIII в. это понимание претерпело трансформацию благодаря немецким исследователям братьям Александру (1769–1859) и Вильгельму (1767–1835) Гумбольтам, считавшим, что цивилизация не зависит от уровня развития, любой народ является цивилизованным.
В середине XIX в. появляется тенденция, когда термин цивилизация сближается с понятием культура и начинает употребляться по отношению к целым эпохам. Этот подход является заслугой французского историка Франсуа Гизо (1787–1874). Гизо в своей работе «История цивилизации Франции» стремится разрешить противоречие между прогрессом всего человечества и разнообразием историко-этнографического материала. Им закладываются основы «этноисторической концепции цивилизации». Ученый считал, что существуют одновременные и «локальные» цивилизации и цивилизация как прогресс человеческого общества.
В конце XIX – начале XX в. термины цивилизации и культура начинают выступать как однопорядковые понятия. Вместе с тем возникает вопрос: если понятия цивилизация и культура однопорядковые, то тогда получается, что вместе с возникновением человечества возникла и цивилизация. Л.Г. Морган дает ответ, что цивилизация связана с определенным уровнем развития культуры.
А. Тойнби рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, целостность, ограниченную определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия и параметры технического прогресса. М. Вебер также кладет в основу цивилизации религию.
Ф. Конечны в основании цивилизации положил несколько признаков: социальную целостность; внутренний строй цивилизации, основанный на категориях блага, истины, здоровья и благополучия, красоте.
Л.И. Мечников считает, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа.
Л.Н. Гумилев – цивилизация зависит от особенностей этнической истории.
Таким образом, на протяжении XVIII–XX вв. утверждается следующее понимание цивилизации:
– цивилизация как синоним культуры, используемый для обозначения материальной культуры;
– уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;
– ступень общественного развития следующая за варварством;
– цивилизация как уникальное этническое или историческое образование.
Современные исследователи считают, что понятия цивилизация и культура близкие. На всемирной конференции ЮНЕСКО (1982), посвященной культурной тематике, было выработана установка, что под культурой следует понимать комплекс материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включая образ жизни и правила человеческого бытия, систему ценностей, традиций, верований.
Цивилизация
– это качественный рубеж в
истории человечества, определенная
стадия, на которой формируется присущий
ей культурно-социальный комплекс. Культура
– базис, на которой возникает цивилизация.
Цивилизация открывает возможности для
развития культуры. Культура – показатель
уровня развития цивилизации. Цивилизация
– общество самобытного типа, характеризующееся
наличием определенных признаков, основными
из которых являются: урбанизация, социальная
стратификация, хозяйственная и политическая
активность, типизация человеческой личности,
внешняя жизнедеятельность и др.
Заключение
Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества.
Во-вторых,
цивилизация с самого начала характеризуется
прогрессирующим общественным разделением
труда и развитием
В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т. д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его материально-вещественное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.
Цивилизация
есть собственно социальная организация
общества, характеризующаяся всеобщей
связью индивидов и первичных общностей
в целях воспроизводства и приумножения
общественного богатства.
Список
используемой литературы
1. Аннерс Э. История европейского общества: Пер. со швед. - М.: Постскриптум, 1994.
2. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. - М.: Наука, 1989.
3. Бабушкин С.А. Теория цивилизации. Курск, 1997.
4. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций: от античности до конца XIX в. СПб., 2002.
5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
6. Цивилизация: теория, история и современность. М., 1989.
7. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
Информация о работе Формирование и эволюция понятия «цивилизация»