Формирование феодального общества и государства франков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:11, доклад

Описание работы

авоевательные войны франков ускорили процесс
создания Франкского государства. Глубинные же причины
становления франкской государственности коренились в
разложении франкской свободной общины, в ее классовом
расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Работа содержит 1 файл

история экономики.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Формирование  феодального  общества   и   государства

франков.  Завоевательные войны франков ускорили процесс

создания  Франкского государства.  Глубинные же  причины

становления  франкской  государственности  коренились в

разложении  франкской свободной общины,  в ее  классовом

расслоении, начавшемся еще в первых веках  новой эры.     

 Государство  франков  по  своей  форме было раннефео-

дальной монархией.  Оно возникло в переходном от общин-

ного к  феодальному обществе,  которое  миновало в своем развитии стадию

рабовладения.  Это общество характеризуется многоуклад-

ностью  (сочетанием  рабовладельческих,  родоплеменных,

общинных,  феодальных отношений), незавершенностью про-

цесса создания основных классов феодального общества. В

силу этого  раннефеодальное государство  несет  на  себе

значительный  отпечаток старой общинной организации, уч-

реждений  племенной демократии.                           

 Государство  франков прошло в своем развитии  два  ос-

новных пержзда (с конца V до VII в. и с VIII по середи-

ну IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризу-

ется не только сменой правящих династий (на смену  Меро-

вингам пришли Каролинги).  Он стал началом нового этапа

глубокой  социально-экономической и политической перест-

ройки франкского общества,  в ходе  которой  постепенно

складывалось  собственно феодальное государство в форме

сеньориальной монархии.                               

 

    Во втором периоде в  основном  завершается  создание

    крупной феодальной земельной собственности, двух основ-

    ных классов  феодального общества:  замкнутого, иерархи-

    чески соподчиненного, связанного вассально-ленными уза-

    ми класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого

    им зависимого крестьянства - с другой. На смену  относи-

    тельной централизации  раннефеодального государства при-

    ходит феодальная раздробленность.                        

     В V-VI вв. у франков сохранились еще  общинные, родо-

    вые связи,  отношения эксплуатации среди самих  франков

    не были развиты, немногочисленной была и франкская  слу-

    жилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в хо-

    де военных  походов Хлодвига.                             

     Наиболее  ярко социально-классовые различия  в раннек-

    лассовом обществе франков, как свидетельствует Саличес-

    кая правда,  правовой памятник франков, относящийся к V

    в.,  проявлялись в положении рабов. Рабский труд, одна-

    ко,  не получил широкого распространения. Раб в отличие

    от свободного общинника-франка считался вещью. Его  кра-

    жа приравнивалась к краже животного.  Брак раба со сво-

    бодным влек за собой потерю последним свободы.           

     Салическая  правда указывает также на  наличие у фран-

    ков других социальных групп:  служилая знать, свободные

    франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между

    ними  были не столько экономическими,  сколько социаль-

    но-правовыми. Они были связаны главным образом с проис-

    хождением  и  правовым статусом лица или той социальной

    группы,  к которой это лицо принадлежало. Важным факто-

    ром,  влияющим на правовые различия франков, стала при-

    надлежность к королевской службе,  королевской дружине,

    к складывающемуся  государственному аппарату. Эти разли-

    чия наиболее ярко выражались в системе денежных  возме-

    щении,  которые  служили охране жизни,  имущественных и

    иных прав отдельных лиц.                                 

     Наряду  с рабами существовала особая категория лиц  -

    полусвободные литы, жизнь которых оценивалась  половиной

    вергельда свободного,  в 100 солидов.  Лит  представлял

    собой непол  ноправного жителя общины франков, находяще-

    гося в личной и материальной зависимости от своего гос-

    подина.  Литы  могли  вступать  в договорные отношения,

    отстаивать  свои интересы в суде,  участвовать в военных

    походах вместе со своим господином. Лит, как и  раб, мог

    быть освобожден своим господином,  у которого,  однако,

    оставалось  его имущество.  За преступление литу полага-

    лось,  как правило, то же наказание, что и рабу, напри-

    мер смертная казнь за похищение свободного человека.     

     Право франков  свидетельствует  и  о начавшемся иму-

    щественном  расслоении франкского общества. В  Салической

    правде  говорится о господской челяди или дворовых слу-

    гах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже зо-

    лотых  дел мастерах),  обслуживающих господское хозяйс-

    тво.                                                     

     Вместе  с тем  Салическая  правда  свидетельствует  о

    достаточной  прочности  общинных порядков,  об общинной

    собственности на поля,  луга,  леса,  пустоши, о парных

    правах общинников-крестьян на общинный земельный надел.

    Само понятие  частной собственности на землю в  Саличес-

    кой  правде отсутствует.  Она лишь фиксирует зарождение

    аллода,  предусматривая право передачи надела  по  нас-

    ледству  по мужской линии.  Дальнейшее углубление соци-

    ально-классовых  различий у франков  и  было  непосредс-

    твенно  связано  с превращением аллода в первоначальную

    форму частной  феодальной земельной собственности. Аллод

    - отчуждаемое,  переходящее по наследству землевладение

    свободных франков - сложился в процессе разложения  об-

    щинной  собственности на землю.  Он лежал в основе воз-

    никновения,  с одной стороны,  вотчинного землевладения

    феодалов, а  с другой - земельного держания зависимых  от

    них крестьян.                                            

     Процессы  феодализации у франков получают  мощный  им-

    пульс  в  ходе завоевательных войн VI-VII вв.,  когда в

    руки франкских  королей,  служилой  аристократии,  коро-

    левских  дружинников  переходит значительная часть гал-

    ло-римских  поместий в Северной Галлии.  Служилая знать,

    связанная  в  той или иной мере вассальной зависимостью

    от короля,  захватившего право распоряжения завоеванной

    землей, становится крупным собственником земель, скота,

    рабов,  колонов.  Она пополняется частью  галло-римской

    аристократии,  которая  переходит на службу к франкским

    королям.                                                
     

    Одной из  попыток  решить  проблему укрепления госу-

    дарственного  единства в условиях повсеместного  непови-

    новения  центральным властям стал церковный собор "пре-

    латов и знатных  людей",  прошедший в Париже в 614 году.

    Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуро-

    вейшим образом  мятежей и наглых  вылазок  злоумышленни-

    ков",  грозил  наказанием за "хищения и злоупотребление

    властью чиновникам,  сборщикам налогов на торговых мес-

    тах",  но  одновременно ограничивал и право гражданских

    судей и сборщиков  налогов на церковных землях, заклады-

    вая таким  образом законодательную основу их иммунитета.

    Епископы к  тому же по решению собора должны были впредь

    избираться  "духовенством  и народом" при сохранении за

    королем лишь права одобрять результаты выборов.          

     К ослаблению  власти франкских королей привело  прежде

    всего истощение  их земельных ресурсов. Только на основе

    новых пожалований,  предоставления новых прав землевла-

    дельцам,   установления  новых  сеньориально-вассальных

    связей могло  произойти в это время усиление королевской

    власти  и  восстановление единства франкского государс-

    тва. Такую  политику и стали проводить Каролинги, факти-

    чески правившие  страной еще до перехода к ним  королевс-

    кой короны в 751 году.                                   

     Реформа  Карла Мартелла.  Майордом Карл Мартелл (715-

    741 гг.) начал  свою деятельность с усмирения  внутренней

    смуты в стране, с конфискаций земель своих политических

    противников,  с  частичной  секуляризации церковных зе-

    мель.  Он воспользовался при этом правом королей на за-

    мещение высших церковных должностей. За счет созданного

    таким образом  земельного фонда стали                  

    раздаваться новой  знати земельные пожалования в пожиз-

    ненное условное держание - бенефиции (от лат. benefici-

    um  -  благодеяние,  милость)  при несении той или иной

    службы (чаще всего конной военной).  Землю получал тот,

    кто мог служить  королю и приводить с собой  войско.  От-

    каз от службы или измена королю влекли за собой  потерю

    пожалования.  Бенефициарий  получал  землю с зависимыми

    людьми,  которые несли в его пользу барщину или платили

    оброк. Использование  такой же формы пожалований Другими

    крупными землевладельцами привело к складыванию отноше-

    ний  сюзеренитета-вассалитета  между крупными и мелкими

    феодалами.                                               

Усилению личной власти  императора  способствовал  и

бурный процесс  закрепощения крестьян в это время. В ус-

Информация о работе Формирование феодального общества и государства франков