Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:11, доклад
авоевательные войны франков ускорили процесс
создания Франкского государства. Глубинные же причины
становления франкской государственности коренились в
разложении франкской свободной общины, в ее классовом
расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.
Формирование феодального общества и государства
франков. Завоевательные войны франков ускорили процесс
создания Франкского государства. Глубинные же причины
становления франкской государственности коренились в
разложении франкской свободной общины, в ее классовом
расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.
Государство франков по своей форме было раннефео-
дальной монархией. Оно возникло в переходном от общин-
ного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию
рабовладения. Это общество характеризуется многоуклад-
ностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных,
общинных, феодальных отношений), незавершенностью про-
цесса создания основных классов феодального общества. В
силу этого раннефеодальное государство несет на себе
значительный отпечаток старой общинной организации, уч-
реждений
племенной демократии.
Государство
франков прошло в своем
новных пержзда (с конца V до VII в. и с VIII по середи-
ну IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризу-
ется не только сменой правящих династий (на смену Меро-
вингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа
глубокой
социально-экономической и
ройки франкского общества, в ходе которой постепенно
складывалось собственно феодальное государство в форме
сеньориальной
монархии.
Во втором периоде в основном завершается создание
крупной феодальной земельной собственности, двух основ-
ных классов феодального общества: замкнутого, иерархи-
чески соподчиненного, связанного вассально-ленными уза-
ми класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого
им зависимого крестьянства - с другой. На смену относи-
тельной централизации раннефеодального государства при-
ходит феодальная
раздробленность.
В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родо-
вые связи, отношения эксплуатации среди самих франков
не были развиты, немногочисленной была и франкская слу-
жилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в хо-
де военных походов Хлодвига.
Наиболее
ярко социально-классовые
лассовом обществе франков, как свидетельствует Саличес-
кая правда, правовой памятник франков, относящийся к V
в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, одна-
ко, не получил широкого распространения. Раб в отличие
от свободного общинника-франка считался вещью. Его кра-
жа приравнивалась к краже животного. Брак раба со сво-
бодным влек за собой потерю последним свободы.
Салическая правда указывает также на наличие у фран-
ков других социальных групп: служилая знать, свободные
франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между
ними были не столько экономическими, сколько социаль-
но-правовыми. Они были связаны главным образом с проис-
хождением и правовым статусом лица или той социальной
группы, к которой это лицо принадлежало. Важным факто-
ром, влияющим на правовые различия франков, стала при-
надлежность к королевской службе, королевской дружине,
к складывающемуся государственному аппарату. Эти разли-
чия наиболее ярко выражались в системе денежных возме-
щении, которые служили охране жизни, имущественных и
иных прав
отдельных лиц.
Наряду с рабами существовала особая категория лиц -
полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной
вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял
собой непол ноправного жителя общины франков, находяще-
гося в личной и материальной зависимости от своего гос-
подина. Литы могли вступать в договорные отношения,
отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных
походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог
быть освобожден своим господином, у которого, однако,
оставалось его имущество. За преступление литу полага-
лось, как правило, то же наказание, что и рабу, напри-
мер смертная казнь за похищение свободного человека.
Право франков свидетельствует и о начавшемся иму-
щественном расслоении франкского общества. В Салической
правде говорится о господской челяди или дворовых слу-
гах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже зо-
лотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйс-
тво.
Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о
достаточной прочности общинных порядков, об общинной
собственности на поля, луга, леса, пустоши, о парных
правах общинников-крестьян на общинный земельный надел.
Само понятие частной собственности на землю в Саличес-
кой правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение
аллода, предусматривая право передачи надела по нас-
ледству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци-
ально-классовых различий у франков и было непосредс-
твенно связано с превращением аллода в первоначальную
форму частной феодальной земельной собственности. Аллод
- отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение
свободных франков - сложился в процессе разложения об-
щинной собственности на землю. Он лежал в основе воз-
никновения, с одной стороны, вотчинного землевладения
феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от
них крестьян.
Процессы
феодализации у франков
пульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в
руки франкских королей, служилой аристократии, коро-
левских дружинников переходит значительная часть гал-
ло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать,
связанная в той или иной мере вассальной зависимостью
от короля, захватившего право распоряжения завоеванной
землей, становится крупным собственником земель, скота,
рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской
аристократии, которая переходит на службу к франкским
королям.
Одной из попыток решить проблему укрепления госу-
дарственного единства в условиях повсеместного непови-
новения центральным властям стал церковный собор "пре-
латов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году.
Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуро-
вейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленни-
ков", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление
властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых мес-
тах", но одновременно ограничивал и право гражданских
судей и сборщиков налогов на церковных землях, заклады-
вая таким образом законодательную основу их иммунитета.
Епископы к тому же по решению собора должны были впредь
избираться "духовенством и народом" при сохранении за
королем лишь права одобрять результаты выборов.
К ослаблению
власти франкских королей
всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе
новых пожалований, предоставления новых прав землевла-
дельцам, установления новых сеньориально-вассальных
связей могло произойти в это время усиление королевской
власти и восстановление единства франкского государс-
тва. Такую политику и стали проводить Каролинги, факти-
чески правившие страной еще до перехода к ним королевс-
кой короны в
751 году.
Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715-
741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней
смуты в стране, с конфискаций земель своих политических
противников, с частичной секуляризации церковных зе-
мель. Он воспользовался при этом правом королей на за-
мещение высших церковных должностей. За счет созданного
таким образом земельного фонда стали
раздаваться новой знати земельные пожалования в пожиз-
ненное условное держание - бенефиции (от лат. benefici-
um - благодеяние, милость) при несении той или иной
службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот,
кто мог служить королю и приводить с собой войско. От-
каз от службы или измена королю влекли за собой потерю
пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми
людьми, которые несли в его пользу барщину или платили
оброк. Использование такой же формы пожалований Другими
крупными землевладельцами привело к складыванию отноше-
ний сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими
феодалами.
Усилению личной власти императора способствовал и
бурный процесс закрепощения крестьян в это время. В ус-
Информация о работе Формирование феодального общества и государства франков