Формирование фашизма в Италии: суть учения, цель и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:28, реферат

Описание работы

ФАШИЗМ, общественно-политических течение, возникшее в начале 20 в. К нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем им присущ ряд общих черт.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 23.84 Кб (Скачать)

  2.  Формирование фашизма  в Италии: суть  учения, цель и  задачи.

  ФАШИЗМ, общественно-политических течение, возникшее  в начале 20 в. К нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем им присущ ряд общих черт.

  Итальянский фашизм — авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии премьер-министр Бенито Муссолини с 1922 по 1943 год.

  Этимологически  «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок) — это древний символ римской администрации. Муссолини принял фасцию как символ фашистской партии в 1919 году при создании «fasci di combattimento» (боевых лиг).[1][2][3] Истории прихода фашистов к власти была посвящена Выставка фашистской революции.

  В политической науке итальянский  фашизм означает синкретическую модель правительства, из которой получены и другие разновидности фашизма  — но они не имеют общих политических и философских черт «фашистского минимума», тактических, культурных и  идеологических принципов. В XX веке авторитарно-националистические движения появлялись по всему миру: нацизм в Германии под руководством Гитлера, перонизм в Аргентине под командованием генерала Перона, фалангизм в Испании под главенством Франко, Железная гвардия в Румынии, интегрализм в Бразилии, Аксьон Франсез и Круа-де-птице во Франции, Скрещенные стрелы в Венгрии, австрофашизм Энгельберт Дольфуса в Австрии, Этатизм Шова в Японии, рексизм в Бельгии, Усташи в Хорватии и многие другие.

  До  второй мировой войны фашисты  считали, что они имеют общие  философские принципы: лидер, однопартийная  система, социальный дарвинизм, элитаризм, но каждое правительство придерживалось дискретного национального фашизма, например, португальское клерикально-корпоративное  Новое государство под руководством Салазара; испанский союз между фалангистами, канцелярскими фашистами во главе с Франко. В 1945 году большинство фашистских правительств отмежевались от нацизма — чтобы их национальное разнообразие не было приравнено к гитлеровской разновидности фашизма.[4][5]

  Доктрина

  Основные  идеи итальянского фашизма были изложены в книге «Доктрина фашизма», а  также в произведениях Джованни Джентиле, основателя теории «актуалистического идеализма», которая являлась основной для фашистов.

  Доктрина  провозглашала мир действий в  области человечества, отвергала  «вечный мир» как что-то фантастическое. Фашисты утверждали, что человек  и человечество не могут жить без  войны.

  Манифест  фашизма (итал. Il manifesto dei fasci di combattimento) — работа футуриста Филиппо Маринетти и национал-синдикалиста Алкеста Де Амбриса. Выражает основные идеи и позиции итальянского фашизма[1].

  Манифест  был опубликован в «Il Popolo d'Italia» 6 июня 1919 года. Он состоит из четырёх разделов, каждый из которых описывает программу фашистов в политической, социальной, военной и финансовой областях[2].

  В политическом разделе были обозначены такие цели и задачи как:

  Всеобщее  избирательное право;

  Пропорциональное  представительство на региональном уровне;

  Избирательное право для женщин;

  Создание  национальных советов по делам экономики;

  Роспуск Сената Италии;

  Формирование  Национальных советов (министерств) труда, промышленности, транспорта, здравоохранения, связи и т. д.

  В разделе социальной политики:

  Введение 8-часового рабочего дня;

  Установление  размеров минимальной заработной платы;

  Участие рабочих в управлении производством;

  Усиление  влияния профсоюзов;

  Ремонт  и реконструкция железных дорог, а также постройка новых;

  Пересмотр законопроекта о страховании  по инвалидности;

  Сокращение  пенсионного возраста с 65 до 55 лет.

  В военном разделе:

  Создание  краткосрочной службы в национальной милиции со специальными оборонительными  обязанностями;

  Национализация  военных заводов;

  Мирная, но конкурентоспособная внешняя  политика.

  В разделе финансов:

  Сильный прогрессивный налог на капитал;

  Захват  всего церковного имущества и  отмена всех епархий, на которых лежит  огромная ответственность за нацию  и привилегии бедных слоев населения;

  Пересмотр всех контрактов на военные положения;

  Пересмотр всех военных контрактов и захват в них 85 процентов прибыли.

  Таким образом, манифест сочетал в себе идеи классового сотрудничества, корпоративизма и демократизма.

  Фашизм  на практике оказался далёким от демократии: в 1929 году была введена однопартийная  система (признавалась только одна фашистская партия, лидером которой был Бенито Муссолини).

  Разрешение  силовым методом Корфского кризиса в 1923 году означало расхождение слов и дела во внешней политике (манифест декларировал ведение мирной внешней политики).

  Латеранские соглашения между Италией и папством означали не только успех фашистской дипломатии, но и противоречие: согласно манифесту, государство могло вмешиваться в дела церкви, а соглашения основывались на принципе невмешательства.

  В Италии возникло движение сторонников  вступления страны в войну на стороне  держав Антанты (так называемые «интервенционисты»). В нем сомкнулись националисты, часть социалистов, представителей художественного авангарда («футуристов») и др. Вождем движения стал один из бывших лидеров Итальянской социалистической партии Муссолини, исключенный из ее рядов за призывы к войне. 15 ноября 1914 Муссолини начал выпускать газету «Пополо д'Италия», в которой призывал к «национальной и социальной революции», а затем возглавил движение сторонников войны – «фаши революционного действия». Члены фаши проводили бурные провоенные манифестации, которые в мае 1915 вылились в волну погромов, направленных против граждан Австро-Венгрии и Германии и сторонников сохранения нейтралитета страны, в нападение на парламент. В итоге им удалось втянуть Италию в войну, вопреки воле большинства населения и значительной части политиков. В последствии фашисты считали это выступление исходным моментом своего движения.

  Первым  оформился итальянский фашизм. 23 марта 1919 на съезде бывших фронтовиков  в Милане было официально провозглашено  рождение фашистского движения во главе  с Муссолини, получившим титул «вождя»  – «дуче» (duce). Оно стало называться «Национальной фашистской партией». Отряды и группы «фаши» быстро возникли по всей стране. Всего через три недели, 15 апреля расстрелом левой демонстрации и разрушением редакции социалистической газеты «Аванти» фашисты, по существу, развязали «ползучую» гражданскую войну.

  В Италии триумф партии Муссолини наступил в обстановке слабости и растущего  кризиса системы либеральной  демократии. Правящая система оставалась верхушечной, ее официальные цели и  принципы оставались чуждыми и непонятными  для широких масс населения; политическая неустойчивость росла, правительства  сменялись одно за другим. Резко  упало влияние традиционных партий, появление новых сил в значительной мере парализовало функционирование парламентских  институтов. Массовые забастовки, захваты  предприятий рабочими, крестьянские волнения, экономическая депрессия 1921, вызвавшая крах сталелитейных  комбинатов и «Банка ди сконто», побудили крупных промышленников и аграриев склониться к идее жесткой внутренней и внешней политики. Но конституционная власть оказалась слишком слабой как для того, чтобы подавить растущее революционное движение, так и для того, чтобы осуществить глубокие социальные реформы, которые позволили бы массам примириться с существующим общественным строем.

  Кроме того, либеральная система в Италии была не в состоянии обеспечить успешную внешнюю экспансию и колониальную политику, не могла смягчить неравномерность  в развитии отдельных регионов и  преодолеть местный и групповой  партикуляризм, без чего было невозможно обеспечить дальнейший прогресс итальянского капитализма и завершение формирования национального государства. В этих условиях многие промышленные и финансовые корпорации, а также часть государственного, военного и полицейского аппарата выступили  за «сильную власть», хотя бы даже в  форме правления фашистов. Они  активно финансировали партию Муссолини, попустительствовали погромам. Фашистские кандидаты были включены в правительственные  избирательные списки на муниципальных  выборах в ноябре 1920 и на парламентских  в мае 1921. Министерскими декретами  распускались левые муниципалитеты, до этого атакованные или разгромленные  последователями Муссолини. На местах многие органы власти, армия и полиция  открыто содействовали фашистам, помогали им доставать оружие и даже защищали их от сопротивления рабочих. После того, как в октябре 1922 власти пошли на новые экономические  уступки трудящимся, в Милане состоялись решающие переговоры между Муссолини  и представителями союза промышленников, на которых было согласовано создание нового правительства во главе с  фашистами. После этого лидер  фашистов объявил о проведении 28 октября 1922 «марша на Рим», и на следующий  день король Италии поручил Муссолини  сформировать такой кабинет.

  Фашистский  режим в Италии приобретал четко  выраженный тоталитарный характер постепенно. На протяжении 1925–1929 было закреплено всевластие государства, установлена  монополия фашистской партии, печати и идеологии, создавалась система  фашистских профессиональных корпораций. Период 1929–1939 характеризовался дальнейшей концентрацией государственной  власти и ростом ее контроля над  экономическими и социальными отношениями, повышением роли фашистской партии в государстве и обществе, ускоренным процессом фашизации.

  В идейном отношении фашизм представлял  собой смесь самых различных  идеологий. Но это не означает, что  он не имел своих собственных доктрин  и характерных для него особенностей.

  В основе фашистского взгляда на мир  и общество лежало социал-дарвинистское  понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом  как активной агрессии, биологической  борьбы за существование. Побеждает, с  точки зрения фашиста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Они вполне разделяли мысль, выраженную лидером итальянского художественного направления «футуристов» автором первого манифеста футуризма Филиппо Маринетти Томазо, ставшего позднее фашистом: «Да здравствует война – только она может очистить мир». «Живите опасно!» – любил повторять Муссолини.

  Фашизм  отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить  абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации, государству, партии. Итальянские фашисты заявляли, что  признают индивида лишь постольку, «поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании». Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше  личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход  «от ощущения „я" к ощущению „мы", от прав личности к верности долгу  и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и  называл «социализмом».

  В центре фашистской доктрины находился  не человек, а коллектив – нация (у германских нацистов – «народное  сообщество»). Нация – это «высшая  личность», государство – «неизменное  сознание и дух нации», а фашистское государство – «высшая и самая  мощная форма личности», – писал  Муссолини. При этом в различных  теориях фашизма сущность и становление  нации могли толковаться по-разному. Так, для итальянских фашистов определяющими  моментами были не этническая природа, расовая принадлежность или общая  история, а «единое сознание и  общая воля», носителем которых  и было национальное государство. «Для фашиста все в государстве, и  ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет  ценности вне государства, – учил „дуче". – В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство  как синтез и единство всех ценностей  истолковывает и развивает всю  народную жизнь, а также усиливает  ее ритм».

  Фашисты обвиняли и представительную демократию, и социализм, и анархизм в «тирании числа», в ориентации на равенство  и «миф прогресса», в слабости, неэффективности  и «коллективной безответственности». Фашизм провозглашал «организованную  демократию», при которой подлинная  воля народа находит свое выражение  в национальной идее, реализуемой  фашистской партией. Такая партия, «тоталитарно управляющая нацией», должна не выражать интересы отдельных социальных слоев  или групп, а сливаться с государством. Демократические волеизъявления в  форме выборов излишни. Согласно принципу «вождизма», фюрер или дуче и их окружение, а затем и вожди  более низких рангов концентрировали  в себе «волю нации». Принятие решений  «верхами» (элитой) и бесправие «низов»  считались в фашизме идеальным состоянием.

  Фашистские  режимы стремились опереться на активность масс, пронизанных фашистской идеологией. При посредстве разветвленной сети корпоративных, социальных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий тоталитарное государство  стремилось преобразовать самую  сущность человека, покорить и дисциплинировать его, захватить и полностью контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать  его сознание и характер, воздействовать на его желание и поведение. Унифицированные  пресса, радио, кино, спорт искусство  были целиком поставлены на службу фашистской пропаганде, призванной мобилизовать массы на решение очередной задачи, поставленной «вождем».

Информация о работе Формирование фашизма в Италии: суть учения, цель и задачи