Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:28, реферат
ФАШИЗМ, общественно-политических течение, возникшее в начале 20 в. К нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем им присущ ряд общих черт.
2. Формирование фашизма в Италии: суть учения, цель и задачи.
ФАШИЗМ, общественно-политических течение, возникшее в начале 20 в. К нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем им присущ ряд общих черт.
Итальянский фашизм — авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии премьер-министр Бенито Муссолини с 1922 по 1943 год.
Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок) — это древний символ римской администрации. Муссолини принял фасцию как символ фашистской партии в 1919 году при создании «fasci di combattimento» (боевых лиг).[1][2][3] Истории прихода фашистов к власти была посвящена Выставка фашистской революции.
В политической науке итальянский фашизм означает синкретическую модель правительства, из которой получены и другие разновидности фашизма — но они не имеют общих политических и философских черт «фашистского минимума», тактических, культурных и идеологических принципов. В XX веке авторитарно-националистические движения появлялись по всему миру: нацизм в Германии под руководством Гитлера, перонизм в Аргентине под командованием генерала Перона, фалангизм в Испании под главенством Франко, Железная гвардия в Румынии, интегрализм в Бразилии, Аксьон Франсез и Круа-де-птице во Франции, Скрещенные стрелы в Венгрии, австрофашизм Энгельберт Дольфуса в Австрии, Этатизм Шова в Японии, рексизм в Бельгии, Усташи в Хорватии и многие другие.
До
второй мировой войны фашисты
считали, что они имеют общие
философские принципы: лидер, однопартийная
система, социальный дарвинизм, элитаризм,
но каждое правительство придерживалось
дискретного национального
Доктрина
Основные идеи итальянского фашизма были изложены в книге «Доктрина фашизма», а также в произведениях Джованни Джентиле, основателя теории «актуалистического идеализма», которая являлась основной для фашистов.
Доктрина провозглашала мир действий в области человечества, отвергала «вечный мир» как что-то фантастическое. Фашисты утверждали, что человек и человечество не могут жить без войны.
Манифест фашизма (итал. Il manifesto dei fasci di combattimento) — работа футуриста Филиппо Маринетти и национал-синдикалиста Алкеста Де Амбриса. Выражает основные идеи и позиции итальянского фашизма[1].
Манифест был опубликован в «Il Popolo d'Italia» 6 июня 1919 года. Он состоит из четырёх разделов, каждый из которых описывает программу фашистов в политической, социальной, военной и финансовой областях[2].
В политическом разделе были обозначены такие цели и задачи как:
Всеобщее избирательное право;
Пропорциональное представительство на региональном уровне;
Избирательное право для женщин;
Создание национальных советов по делам экономики;
Роспуск Сената Италии;
Формирование Национальных советов (министерств) труда, промышленности, транспорта, здравоохранения, связи и т. д.
В разделе социальной политики:
Введение 8-часового рабочего дня;
Установление размеров минимальной заработной платы;
Участие рабочих в управлении производством;
Усиление влияния профсоюзов;
Ремонт и реконструкция железных дорог, а также постройка новых;
Пересмотр законопроекта о страховании по инвалидности;
Сокращение пенсионного возраста с 65 до 55 лет.
В военном разделе:
Создание краткосрочной службы в национальной милиции со специальными оборонительными обязанностями;
Национализация военных заводов;
Мирная, но конкурентоспособная внешняя политика.
В разделе финансов:
Сильный прогрессивный налог на капитал;
Захват всего церковного имущества и отмена всех епархий, на которых лежит огромная ответственность за нацию и привилегии бедных слоев населения;
Пересмотр всех контрактов на военные положения;
Пересмотр всех военных контрактов и захват в них 85 процентов прибыли.
Таким образом, манифест сочетал в себе идеи классового сотрудничества, корпоративизма и демократизма.
Фашизм на практике оказался далёким от демократии: в 1929 году была введена однопартийная система (признавалась только одна фашистская партия, лидером которой был Бенито Муссолини).
Разрешение силовым методом Корфского кризиса в 1923 году означало расхождение слов и дела во внешней политике (манифест декларировал ведение мирной внешней политики).
Латеранские соглашения между Италией и папством означали не только успех фашистской дипломатии, но и противоречие: согласно манифесту, государство могло вмешиваться в дела церкви, а соглашения основывались на принципе невмешательства.
В Италии возникло движение сторонников вступления страны в войну на стороне держав Антанты (так называемые «интервенционисты»). В нем сомкнулись националисты, часть социалистов, представителей художественного авангарда («футуристов») и др. Вождем движения стал один из бывших лидеров Итальянской социалистической партии Муссолини, исключенный из ее рядов за призывы к войне. 15 ноября 1914 Муссолини начал выпускать газету «Пополо д'Италия», в которой призывал к «национальной и социальной революции», а затем возглавил движение сторонников войны – «фаши революционного действия». Члены фаши проводили бурные провоенные манифестации, которые в мае 1915 вылились в волну погромов, направленных против граждан Австро-Венгрии и Германии и сторонников сохранения нейтралитета страны, в нападение на парламент. В итоге им удалось втянуть Италию в войну, вопреки воле большинства населения и значительной части политиков. В последствии фашисты считали это выступление исходным моментом своего движения.
Первым оформился итальянский фашизм. 23 марта 1919 на съезде бывших фронтовиков в Милане было официально провозглашено рождение фашистского движения во главе с Муссолини, получившим титул «вождя» – «дуче» (duce). Оно стало называться «Национальной фашистской партией». Отряды и группы «фаши» быстро возникли по всей стране. Всего через три недели, 15 апреля расстрелом левой демонстрации и разрушением редакции социалистической газеты «Аванти» фашисты, по существу, развязали «ползучую» гражданскую войну.
В
Италии триумф партии Муссолини наступил
в обстановке слабости и растущего
кризиса системы либеральной
демократии. Правящая система оставалась
верхушечной, ее официальные цели и
принципы оставались чуждыми и непонятными
для широких масс населения; политическая
неустойчивость росла, правительства
сменялись одно за другим. Резко
упало влияние традиционных партий,
появление новых сил в
Кроме
того, либеральная система в Италии
была не в состоянии обеспечить успешную
внешнюю экспансию и
Фашистский режим в Италии приобретал четко выраженный тоталитарный характер постепенно. На протяжении 1925–1929 было закреплено всевластие государства, установлена монополия фашистской партии, печати и идеологии, создавалась система фашистских профессиональных корпораций. Период 1929–1939 характеризовался дальнейшей концентрацией государственной власти и ростом ее контроля над экономическими и социальными отношениями, повышением роли фашистской партии в государстве и обществе, ускоренным процессом фашизации.
В идейном отношении фашизм представлял собой смесь самых различных идеологий. Но это не означает, что он не имел своих собственных доктрин и характерных для него особенностей.
В основе фашистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, биологической борьбы за существование. Побеждает, с точки зрения фашиста, всегда сильнейший. Таков высший закон, объективная воля жизни и истории. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил. Они вполне разделяли мысль, выраженную лидером итальянского художественного направления «футуристов» автором первого манифеста футуризма Филиппо Маринетти Томазо, ставшего позднее фашистом: «Да здравствует война – только она может очистить мир». «Живите опасно!» – любил повторять Муссолини.
Фашизм
отрицал гуманизм и ценность человеческой
личности. Ее следовало подчинить
абсолютному, тотальному (всеобъемлющему)
целому – нации, государству, партии.
Итальянские фашисты заявляли, что
признают индивида лишь постольку, «поскольку
он совпадает с государством, представляющим
универсальное сознание и волю человека
в его историческом существовании».
Программа германской нацистской партии
провозглашала: «Общая польза превыше
личной пользы». Гитлер часто подчеркивал,
что в мире происходит переход
«от ощущения „я" к ощущению „мы",
от прав личности к верности долгу
и ответственности перед
В
центре фашистской доктрины находился
не человек, а коллектив – нация
(у германских нацистов – «народное
сообщество»). Нация – это «высшая
личность», государство – «неизменное
сознание и дух нации», а фашистское
государство – «высшая и самая
мощная форма личности», – писал
Муссолини. При этом в различных
теориях фашизма сущность и становление
нации могли толковаться по-
Фашисты
обвиняли и представительную демократию,
и социализм, и анархизм в «тирании
числа», в ориентации на равенство
и «миф прогресса», в слабости, неэффективности
и «коллективной
Фашистские
режимы стремились опереться на активность
масс, пронизанных фашистской идеологией.
При посредстве разветвленной сети
корпоративных, социальных и воспитательных
учреждений, массовых собраний, торжеств
и шествий тоталитарное государство
стремилось преобразовать самую
сущность человека, покорить и дисциплинировать
его, захватить и полностью
Информация о работе Формирование фашизма в Италии: суть учения, цель и задачи