Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 05:22, контрольная работа
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности.
Введение
2. Формирование единого российского государства в период XII-XVI вв.
2.1 . Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.
2.2. Специфика формирования единого российского государства.
2.3. Формирование сословной организации общества. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
3. Литература.
2.3. Формирование сословной организации общества.
Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
Время
с конца XV в. по XVII в. характеризуется
в отечественной истории как период сословной
феодально-крепостнической монархии (период
между окончанием феодальной раздробленности
и абсолютизмом). Укрепляя централизованное
государство, монархи – великие князья
Иван III, Василий III, царь Иван IV стремились
найти опору в сословном строе. Сословия
– общественные группы людей феодального
общества, различное положение которых
в государстве определяется юридическими
актами. В рассматриваемый период в силу
экономических и политических причин
одни сословия сформировались и законодательно
закрепились как привилегированные, другие
были отнесены к категории податного населения.
Государственной формой землевладения
была феодальная вотчина. Земля принадлежала
феодалу по праву наследственного пользования.
Эту землю можно было менять, продавать
не только родственникам, но и другим владельцам
вотчин. Чтобы быстрее освоить и успешнее
эксплуатировать вотчину, а также иметь
военную поддержку, владельцы вотчин (князья,
бояре) часть земли передавали своим вассалам
на определенных условиях. Такое землевладение
получило название условного, служилого
или поместного. Дворяне, составлявшие
двор князя или боярина, владели поместьем,
которое получали при условии несения
службы на вотчинника. Дворян называли
также помещиками (от слова «поместье»).
С XIV в. начался рост монастырского землевладения.
Богатство монастырей росло потому, что
их земли не делились между наследниками,
как было после смерти светских землевладельцев.
Русские князья, заинтересованные в поддержке
церкви, заменили налог в ее пользу – десятину
– раздачей земель. Ордынские завоеватели
не посягали на захват земель православной
церкви. Самым знаменитым среди русских
монастырей стал Троицкий монастырь, основанный
Сергием Радонежским (около 1321-1391гг.) в
70 км от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра).
Монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный
центр. Ученики и последователи Сергия
построили в XIV-XV вв. около 100 монастырей
общежитийного типа, т.е. на основе совместного
владения хозяйством и коллективистской
организации жизни обители. В XIV
в. появился новый термин «крестьяне»,
означавший складывание нового социального
слоя, ставшего самым крупным в русском
обществе угнетаемым классом. Крестьянская
колонизация шла на новом месте. Власть
оказывала помощь «новоприходцам». Князья
выдавали феодалам грамоты, где оговаривались
льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока
не будет освоена полученная земля. Прикрепление
к земле и переход их под юрисдикцию феодалов
как бы уравнивали в правах почти все земледельческое
население. В ходе этого процесса исчезали
формы социальной зависимости «смердов»,
«закупов», «изгоев», а к началу XVIII в. и
холопов. Кроме частного феодального
землевладения (княжеской, боярской, монастырской
вотчины, поместья) существовало, особенно
на окраинах страны, значительное число
крестьянских общин – «черных» земель,
плативших подати в казну. Феодалом по
отношению к «черноземельцам» выступало
государство. С ростом городов,
которые в России сохраняли зависимость
от феодального государства, увеличивалось
число ремесленников, купцов, занимавшихся
в основном торговлей сельскохозяйственной
продукцией. Население города, имея личную
свободу, делилось на «черных ремесленников»,
несших «тягло» – комплекс натуральных
и денежных повинностей в пользу государства,
и ремесленников, принадлежащих боярам,
монастырям или князьям, освобожденных
от несения тягла. С XVI в. берет начало
формирование особого социального слоя
– казачества. На Дону появились поселения
ушедших из центра вольных людей. Необходимость
постоянной борьбы с нападениями внешних
врагов вызвала создание у казаков прочной
военной организации, построенной на демократической
по тем временам основе. Все внутренние
проблемы (выбор атаманов, хозяйственные
дела), судебные вопросы решались на общем
сходе – круге. Российские власти оказывали
помощь казачеству, стремясь опереться
на него в обороне границ государства.
Сословную организацию феодального российского
общества, сформировавшуюся в XV-XVII вв.,
многие историки характеризуют как самодержавно-государственно-
Переход к абсолютизму
3.
Литература:
1. И.А. Исаев "История государства и права России", М. "Юристъ", 2002г.
2. Ю.П. Титов "Проблемы российского абсолютизма", сборник научных статей, под ред. К.И. Батыра, М.1983г.
3. "История государства и права России", под ред. Ю.П. Титова М. "Былина", 1996г.
4. История государственного управленяи в России", под ред. В.Г. Игнатова, Ростов- на - Дону, "Феникс", 2003г.
5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. История России. Учебник для вузов. М., 1997.
6. В.И. Куликов
"История государственного
7.Ключевский
В.О.«Краткое пособие по
8. История государства Российского»-//Собр.соч.-Т.V.-
9. Платонов С.Ф.
9.Учебник русской истории».-М.
10.Гумилев Л.Н. «От Руси к России».-М.1992. «История России».-М.1993 (Издание российской экономической академии им. Г.В.Плеханова).
11. Оргиш В. П. «Древняя
Русь. Образование Киевского гос-ва и вв.
Информация о работе Формирование единого Российского государства (XII-XVI вв)