Формирование Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 01:07, реферат

Описание работы

В этой работе рассматриваются факторы, обусловившие образование Древнерусского государства; политический и экономический строй Древней Руси, проанализируем правление первых русских князей. А также ответ на вопрос: «Каково историческое значение принятия христианства?».

Содержание

Введение
Глава 1. Объединение восточнославянских земель в Древнерусское Государство. Роль варягов в создании русской государственности
Глава 2. Политический и экономический строй Древней Руси Первые русские князья
Глава 3. Принятие христианства на Руси и его историческое значение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Формирование древнерусского государства.срок до 2.12.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся  в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные  государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину ("за море"), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и "есть могыла его в Ладозе".13

     Киевский  летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где "есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова". К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об "Ольговой могиле" не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно. 
 
 
 

Глава 3. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

     Самые первые известия о проникновении  христианства на Руси относятся еще  к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и  с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

1.Это  нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

2.Единобожие  соответствовало сущности единого  государства во главе с монархом.

3.Христианство  укрепляло семью, вводило новую  мораль.

4.Способствовало  развитию культуры - философия, богословская  литература.

5.Социальное  расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие) 

Видимо  и сам Владимир задумался над  своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

     В летописях говорится о религиозных  миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство  не подошло, потому что запрещало  употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

     В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.

     Херсонес  был взят и Владимир послал в Константинополь  гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять  крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.

     Прошло  много времени между крещением  Владимира и христианизацией  Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые  встречают огромное сопротивление со стороны язычников.

     Сначала крещение принял Киев. Началось строительство  церквей.

В Новгороде  Владимир поручил эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его близких, но вскоре мятеж был подавлен.

     Византия  помогала в этом Руси v переправлялись книги. Составлялся их тщательный перевод. Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.

     Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

     Историческое  значение этого времени заключалось в следующем:

     1) Приобщение славяно-финского мира  к ценностям христианства.

     2) Создание условий для полнокровного  сотрудничества племен Восточно-европейской  равнины с другими христианскими  племенами и народностями.

     3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

     Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных  славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось).14

     Приобщение  к тысячелетней христианской истории  ставило перед русским обществом  новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.

       Крещение Руси, понимаемое не  как кратковременное действие, не  как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

     Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства.

     В этом смысле христианство нельзя противопоставлять  язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены.

       Не будучи в силах достичь  действительного и быстрого превращения  новообращенных в христиан, греческие  священники пошли на уступки  прежней вере: они признали реальность  существования всех славянских  богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством.

     Новая русская церковь стала новым  и обильным источником доходов для  ее духовной матери - константинопольской  церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно  было заплатить приспособлением  христианской идеологии к язычеству славян.

     Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным летописцем и народом потому, что в главных  своих событиях она сливала воедино  феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.

     Понадобилось  несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества  не ослабевало v возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом.

1.Церковь  получила земли, на которых  организовала свое хозяйство.  Прежде всего - монастыри: обет  безбрачия, уход от всего земного.  Во главе - игумен. Со временем  монастыри стали центрами торговли, и даже ростовщичества.

2.Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

3.При  церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.

4.Церквям  князья стали поручать судопроизводство  по семейным и религиозным  делам. 

5.Содействуя  развитию культуры и грамотности,  церковь подавила культуру, основанную  на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Вопрос  о происхождении славян считается  одним из основных вопросов в истории  Восточной и Юго-Восточной Европы. Древнерусское государство явилось  важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.

     Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в  составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них  ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

     Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская  Правда, дожили и до Московского  государства. Имели они значение и для права соседних народов.

     Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII века. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Скрынников Р.Г. Русь X - XVII в.; Учеб пособие. СПб.,1999.

2. История отечественного государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев (и др.); под ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 2000г.

4. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»// М. 2002г.

5. Методическое пособие по истории. Автор Захаров В.Ю. 2000г.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учеб. История России с древнейших времен до наших дней - М 2001.

7. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.

8. Отечественная история: Учебное пособие/ Под редакцией Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака.- 2-е издание, испр. и доп.- Гардарики, 2005.

9. Анохин Г.И. Новая гипотеза производства государства на Руси. // Вопросы философии и истории. - 2004.

10. Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М.: Школа-Пресс,2001.

11. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). - М.: Аспект Пресс, 2002.

12. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. - Т.1 Курс русской истории. Часть 1. - М.: Мысль, 1987.

13. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. - М.: Мысль, 2000.

14. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн.- Кн.1: История России с древнейших времен. - М.: Мысль, 2002.

Информация о работе Формирование Древнерусского государства