Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:17, контрольная работа
Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты.
Во-первых, история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин. Эти причины, где бы их не находить (на земле или на небе), являются факторами, предопределяющими движение истории и ее направленность.
4Россия в мировой
цивилизации
Место России в мировой цивилизации.
Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной). Проблема определения русской цивилизации была поставлена в 30-е годы XIX века П.Я. Чаадаевым. Эти проблемы были поставлены в «Философских письмах», автор относит Россию к культурной периферии, признавая Запад культурным центром, идеализируя Запад он признает его чуждым русской культуре. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям. Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций. По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства.
5«Повесть временных
лет» об образовании
2.
Теории образования
Древнерусского государства.
Еще профессор Санкт-Петербургской Академии
наук немец Т. З. Байер, не знавший русского
языка, а тем более древнерусского, в 1735
г. в трактате на латинском языке высказал
мнение, что древнерусское слово из летописей
- «варяги» - это название скандинавов,
давших государственность Руси. В поисках
соответствующего термина в древнесеверных
языках, Байер нашел, однако, лишь единственно
приближенно напоминающее «варяг» слово
«вэрингьяр» (veringjar, имен. падеж множ. числа);
лингвисты до сих пор затрудняются хотя
бы искусственно смоделировать именительный
падеж единственного числа от этого термина.
Больше того, «вэрингьяр» упоминается
в древнесеверных источниках для обозначения
«наемных телохранителей византийских
императоров», как правило, называвших
себя «русами» по происхождению, а не «норманнами»
или «свеями», то есть прямо никак не свидетельствовали
о своей причастности к Скандинавии.
Тем не менее, именно Байер заложил основу
так называемой норманской теории происхождения
государственности на Руси. И в XVIII в., и
в последующие два с половиной столетия
гипотеза Байера нашла поддержку эрудитов
как из числа германоязычных ученых (Г.
Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, И. Э.) в России и
за рубежом, так и среди русскоязычных
(Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, А.А. Шахматов.).
А патриотический запал М.В. Ломоносова,
С.П. Крашенинникова и др., как и нестандартные
по форме сочинения Ю. Венелина дали повод
норманистам обвинять этих и последующих
антинорманистов в том, что их сочинения
- всего лишь плод патриотических настроений
или хуже того - фантазия дилетантов. B итоге
дискуссий сложились мощные, живые и поныне,
«норманская» и «антинорманская» школы. При
этом среди «антинорманистов», многие
(например, И. П. Шаскольский) соглашаются
с тем, что варяги - скандинавы, и одновременно
утверждают, что они не принесли государственность
на Русь, а лишь сыграли некоторую политическую
роль как наемники при княжеских дворах
и были ассимилированы славянами. Предпосылки
образования Древнерусского
государства
К вопросу образования Русского государства обращалось и обращается большое число представителей различных наук - от истории, археологии до лингвистики и географии. Положительным является тою, что увеличивается число публикаций, повышается комплексность исследования вопроса о происхождении Древнерусского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства.
В 30-60 гг. XVIII века немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманнами). Они и положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
Против этой теории в то время решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.
Возникновение государства
на Руси хронологически вписывается
в процесс
7Жизнь и быт
восточных славян.
Религиозные верования
древних славян представляли собой
поклонение явлениям природы, культ
предков. Главные языческие боги славян:
Дажьбог - бог солнца; Перун - бог грома
и молнии; Стрибог - бог воздуха и ветра;
Белее - покровитель скотоводства, Сварог
- бог неба и огня и его сыновья Сварожичи.
Природа представлялась населенной духами
и душами умерших (лешие, русалки, водяные).
Почитались также умершие предки, позднее
покровитель рода - дедушка домовой.
Главным занятием славян было земледелие.
Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым
и переложным.
Подсечно-огневое земледелие распространилось
в лесной полосе. Деревья подрубались,
засыхали на корню и сжигались. После этого
пни выкорчевывались, земля удобрялась
золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась
до истощения. На ранее использованный
участок земледельцы возвращались через
25-30 лет.
Переложное земледелие практиковалось
в лесостепной полосе. Трава выжигалась,
полученной золой удобрялась земля, рыхлилась
и использовалась до истощения. Поскольку
сжигание травяного покрова давало меньше
золы, нежели сжигание леса, участки приходилось
менять чаще - через 6 -8 лет.
Славяне занимались животноводством,
но имело подсобное значение. Важную роль
в хозяйстве славян играла охота, но не
ради мяса, а только ради пушнины. Охотились
на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством
- собиранием меда диких пчел. Торговали
мехами, медом, воском, обменивая их на
ткани и драгоценности, главным образом
в Византии.
Основной торговой дорогой Древней Руси
стал путь "Из Варяг в Греки": Нева
- Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро
- р. Ловать - волоки до притоков Днепра
- Днепр - Черное море.
Образ жизни восточных славян до Киевской
Руси имел ряд особенностей. Редкие, немногочисленные
и недолговременные поселения славян
были расположены «в необычных топографических
условиях: в местах низких, зачастую ныне
затопляемых во время половодий». Материальная
культура славян раннего средневековья
была чрезвычайно непритязательной даже
для той сравнительно примитивной эпохи.
Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках
из бревен с печами-каменками, объединенных
в селища, то есть поселения не были укрепленными
и пригодными для обороны. При приближении
неприятеля славяне, по-видимому, просто
скрывались в лесах и водоемах своей страны,
оставляя на разграбление свои небогатые
дома. Керамика была ограничена горшками
грубой лепкой работы, металлических изделий
было мало, и их практически никогда не
клали в могилы.
7Принятие христианства на Руси, его значение.
До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве
нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было
дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно
зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную
бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки
гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии,
варягами, около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян,
как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому,
оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия
христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери,
убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и
враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих
местех, владеюще кождо родом своим».
князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те
узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением
отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали,
что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: ”Мы не
помнили, где мы находились на земле или на небе”.
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,
на что получил ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на
Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его,
Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать их
сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то
вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал
ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от
слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы
он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы
такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию
II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за
северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,
захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,
многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство.
Спустя два года после собственного крещения, Владимир (в крещении
Василий) решился приступить к крещению народа, "обратить всю Землю в
христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только
религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными
соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к
высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей
культурной и государственной жизни. Прежде чем делать это, он решился войти
в сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна была
иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он
поступил иначе: отправился войной на греческий город и только в качестве
победителя завязал с греками сношения. По возвращении в Киев Владимир
приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство
как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был
равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных
оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и
западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в
многоязычной, многоплеменной среде.
Куда
большее сопротивление
Информация о работе Формационный и цивилиационный подходы к истории. «Школа Анналов»