Формационный и цивилиационный подходы к истории. «Школа Анналов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:17, контрольная работа

Описание работы

Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты.
Во-первых, история рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени. Он протекает в силу определенных причин. Эти причины, где бы их не находить (на земле или на небе), являются факторами, предопределяющими движение истории и ее направленность.

Работа содержит 1 файл

Ответы по экзамену по историии.docx

— 37.53 Кб (Скачать)

4Россия в мировой  цивилизации  

  Место России в  мировой цивилизации.

Мировая история – это  параллельное становление  двух типов цивилизаций: западной (возникшей  в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной). Проблема определения  русской цивилизации  была поставлена в 30-е  годы XIX века П.Я. Чаадаевым. Эти проблемы были поставлены в «Философских письмах», автор относит  Россию к культурной периферии, признавая  Запад культурным центром, идеализируя Запад он признает его чуждым русской культуре. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям. Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций. По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства.

5«Повесть временных  лет» об образовании Древнерусского  государства. Теории обраования государственности у славян

2. Теории образования  Древнерусского государства. 
Еще профессор Санкт-Петербургской Академии наук немец Т. З. Байер, не знавший русского языка, а тем более древнерусского, в 1735 г. в трактате на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово из летописей - «варяги» - это название скандинавов, давших государственность Руси. В поисках соответствующего термина в древнесеверных языках, Байер нашел, однако, лишь единственно приближенно напоминающее «варяг» слово «вэрингьяр» (veringjar, имен. падеж множ. числа); лингвисты до сих пор затрудняются хотя бы искусственно смоделировать именительный падеж единственного числа от этого термина. Больше того, «вэрингьяр» упоминается в древнесеверных источниках для обозначения «наемных телохранителей византийских императоров», как правило, называвших себя «русами» по происхождению, а не «норманнами» или «свеями», то есть прямо никак не свидетельствовали о своей причастности к Скандинавии.  
 
Тем не менее, именно Байер заложил основу так называемой норманской теории происхождения государственности на Руси. И в XVIII в., и в последующие два с половиной столетия гипотеза Байера нашла поддержку эрудитов как из числа германоязычных ученых (Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, И. Э.) в России и за рубежом, так и среди русскоязычных (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, А.А. Шахматов.). А патриотический запал М.В. Ломоносова, С.П. Крашенинникова и др., как и нестандартные по форме сочинения  Ю. Венелина дали повод норманистам обвинять этих и последующих антинорманистов в том, что их сочинения - всего лишь плод патриотических настроений или хуже того - фантазия дилетантов.          B итоге дискуссий сложились мощные, живые и поныне, «норманская» и «антинорманская»  школы.  При этом среди «антинорманистов», многие (например, И. П. Шаскольский) соглашаются с тем, что варяги - скандинавы, и одновременно утверждают, что они не принесли государственность на Русь, а лишь сыграли некоторую политическую роль как наемники при княжеских дворах и были ассимилированы славянами.
 Предпосылки образования Древнерусского государства

К вопросу образования  Русского государства обращалось и  обращается большое число представителей различных наук - от истории, археологии до лингвистики и географии. Положительным  является тою, что увеличивается  число публикаций, повышается комплексность  исследования вопроса о происхождении  Древнерусского государства. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории  возникновения Древнерусского государства.

В 30-60 гг. XVIII века немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в  своих научных трудах впервые  попытались доказать, что Древнерусское  государство было создано варягами (норманнами). Они и положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.

Против этой теории в то время решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица  Елизавета I поручила написать историю  России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Возникновение государства  на Руси хронологически вписывается  в процесс государствообразования, протекавший в 9-10 вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине 9 века образовалось Великоморавское княжество, на рубеже 9-10 вв. - Чешское. В середине 9 в. шло объединение польских племен, во второй половине 10 века было создано Древнепольское государство. В 9 в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. 9 век - время появления объединенного англо - саксонского королевства, а 10 век - Датского. 

7Жизнь и быт  восточных славян. 

Религиозные верования  древних славян представляли собой  поклонение явлениям природы, культ  предков. Главные языческие боги славян: Дажьбог - бог солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог - бог воздуха и ветра; Белее - покровитель скотоводства, Сварог - бог неба и огня и его сыновья Сварожичи. Природа представлялась населенной духами и душами умерших (лешие, русалки, водяные). Почитались также умершие предки, позднее покровитель рода - дедушка домовой. 
 
Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. 
 
Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет. 
 
Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет. 
 
Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии. 
 
Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.  
 
Образ жизни восточных славян до Киевской Руси имел ряд особенностей. Редкие, немногочисленные и недолговременные поселения славян были расположены «в необычных топографических условиях: в местах низких, зачастую ныне затопляемых во время половодий». Материальная культура славян раннего средневековья была чрезвычайно непритязательной даже для той сравнительно примитивной эпохи. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из бревен с печами-каменками, объединенных в селища, то есть поселения не были укрепленными и пригодными для обороны. При приближении неприятеля славяне, по-видимому, просто скрывались в лесах и водоемах своей страны, оставляя на разграбление свои небогатые дома. Керамика была ограничена горшками грубой лепкой работы, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.

7Принятие христианства  на Руси, его значение.

До половины IX в., т. е. до прихода варягов,  на обширном пространстве

нашей равнины, от Новгорода  до Киева по Днепру направо и  налево,  все  было

дико и пусто, покрыто  мраком: здесь жили люди,  но  без  правления,  подобно

зверям и птицам, наполнявшим их леса.  В эту  обширную  пустыню,  заселенную

бедными,  разбросано  жившими  дикарями,  славянами   и   финнами,   начатки

гражданственности  впервые  были  занесены   пришельцами   из   Скандинавии,

варягами, около половины IX в. Известная картина нравов  восточных славян,

как ее нарисовал  составитель Повести о начале Русской  земли,   по-видимому,

оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что  восточные  славяне  до  принятия

христианства жили «зверинским образом, скотски»  в лесах,  как все звери,

убивали друг друга,  ели все нечистое,  жили  уединенными,  разбросанными и

враждебными один другому  родами: «живяху кождо с  своим родом и на  своих

местех, владеюще кождо родом своим».

князь Владимир послал своих послов по разным странам, что  бы  те

узнали, как там  все  обстоит  на  деле.  Послы,  вернувшись,  с  презрением

отозвались обо  всех религиях, кроме греческой. Про католицизм  они сказали,

что религия их надменная, чопорная. А о  греческой  вере  говорили:  ”Мы  не

помнили, где мы находились на земле или на небе”.

      Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,

на что получил  ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел  на

Херсонес. Осушив городские  колодцы, он заставил сдаться  город.  Заняв  его,

Владимир послал послов к Василию и  Константину  с  предложением  отдать  их

сестру,  Анну,  ему  в  жены,  угрожая  в  противном  случае  подступить   к

Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то  Анну  за  него

отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру  дать  согласие,  послали

ее вместе со священниками  к  русскому  царю.  В  это  время,  по  преданию,

Владимир  внезапно  ослеп.  Царевна  сказала  ему,  если  он  крестится,  то

вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил  обряд крещения  и дал

ему имя Василия. По окончании  крещения  Владимир  тотчас  же  вылечился  от

слепоты.

      Киевскому  князю было лестно породниться  с могущественным императорским

домом, но Владимир понимал  и государственное значение этого  брака.  Если  бы

он рассматривал его просто как династический  союз,  вряд  ли  он  затеял  бы

такое сложное дело как крещение Руси, к которому его  никто не принуждал.

      Во  всяком случае, Владимир выполнил  свои обязательства и помог  Василию

II сохранить трон, однако император не торопился  отдавать  сестру  замуж  за

северного варвара. Владимир  решил  принудить  к  выполнению  соглашения  и,

захватив в Крыму  греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,

многие знатные  воины, подражая своему князю, перешли  в христианство.

      Спустя два года после  собственного  крещения,  Владимир  (в  крещении

Василий) решился  приступить  к  крещению  народа,  "обратить  всю  Землю  в

христианство".  Великого  князя  Владимира  побуждало  к  этому  не   только

религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и  государственными

соображениями, ибо  для русского народа христианизация означала приобщение  к

высокой культуре  христианских  народов  и  более  успешное  развитие  своей

культурной и государственной  жизни. Прежде чем делать это, он решился  войти

в сношения с  греками,  так  как  для  будущей  русской  церкви  нужна  была

иерархия. Для сей  цели надлежало отправить  посольство  с  просьбой.  Но  он

поступил иначе: отправился войной на греческий город  и  только  в  качестве

победителя завязал  с  греками  сношения.  По  возвращении  в  Киев  Владимир

приступил к крещению столичных жителей, а затем и  других своих подданных.

       Киевляне, среди которых было  много христиан, воспринимали обращение  в

христианство без  явного сопротивления.  Владимир  рассматривал  христианство

как  государственную  религию;  отказ  от  крещения  в  таких  условиях  был

равнозначен проявлению нелояльности, к чему  у киевлян не  было  серьезных

оснований.  Столь  же  спокойно  отнеслись  к  крещению  обитатели  южных  и

западных  городов  Руси,  часто  общавшиеся  с   иноверцами   и   жившие   в

многоязычной, многоплеменной среде.

      Куда  большее сопротивление  оказали   жители 

Информация о работе Формационный и цивилиационный подходы к истории. «Школа Анналов»