Формации и цивилизации в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:59, доклад

Описание работы

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели.

Работа содержит 1 файл

Формации и цивилизации в истории человечества.doc

— 56.00 Кб (Скачать)
p>4) выделение  определенных критериев развития  цивилизации позволяет историкам  оценить уровень достижений тех  или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный  подход отводит подобающую роль  в историческом процессе человеческому  духовно-нравственному и интеллектуальному  факторам. В этом подходе важное  значение, для характеристики и  оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода  состоит в аморфности критериев  выделения типов цивилизации. Это  выделение сторонниками данного  подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других — политическое, а третьих — религиозное, в четвертых — культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов  системы цивилизации. Однако характер этого доминирования носит трудно уловимый характер.

Еще большие  трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают  перед исследователем, когда главным  элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип  ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite’— мышление, психология) — это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности — творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Есть еще ряд  претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.

Все это вместе взятое позволяет нам сделать  вывод, что оба подхода — формационный и цивилизационный — дают возможность  рассмотреть исторический процесс  под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.

Информация о работе Формации и цивилизации в истории России