Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:10, реферат

Описание работы

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и какого их
строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Работа содержит 1 файл

Ajhvs ecnhjqcndf ujc-df.docx

— 29.10 Кб (Скачать)

 

       Форма правления        

Августин,Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев        

 Форма правления представляет  собой структуру высших органов  государственной власти, порядок  их образование и распределение  компетенции между ними.       

 Форма государственного правления  дает возможность уяснить:          

-    как создаются высшие органы государства и какого их

строение;          

-    как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;          

-    как строятся взаимоотношения между верховной государ-

ственной властью и населением страны;          

-    в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и  свободы гражданина. 

   По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :                 

-   монархические ( единоличные, наследственные)                 

-   республиканские ( коллегиальные, выборные)  

2.1 Монархия          

 Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.  

 Основными признаками классической монархической формы управления являются :          

-   существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно             

-   наследственный порядок преемственности верховной                      власти;                     

-   представительство государства монарха по своему усмо-

трению;                

-   юридическая безответственность монарха.

монархия делится на :              

-   абсолютистскую             

-   ограниченную                                     

-   конституционную   

  Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.    

 

 

     Ограниченная  монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.  

    

 Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.     

 

2.2   Республика 

 

 

     Республика  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.         

 Географические факторы, исторические  традиции, националь-ная психология, также как и соотношения классовых сил в некоторых государствах привели к возникновению другой формы правления - республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.    

 Общими признаками республиканской  формы правления являются:          

-   существование единоличного и коллегиального главы                

 государства;       

-  выборность на определенный срок главы государства и  дру-гих верховных органов государственной власти;         

-  осуществление государственной власти не по своему веле- нию, а по поручению народа;            

- юридическая ответственность  главы государства в случа- ях, предусмотренных законом;                

- обязатель решений верховной государственной власти.    

 Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась  в Афинском государстве. По  мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием. Республиканское  правление основано на принципе  разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею разделения властей разработал Монтескье (ХУIII век) в труде “О духе законов”.

Различные органы государства выполняют  различные функции по управлению государством:  Парламенты (народные собранияЮ национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовают их испонение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов. 

 Вся эта идея создавала  систему “сдержек и противовесов”,  обеспечивающую власть народа, сдерживающую  попытки одной из ветвей власти  стать индивидуальным или коллективным диктатором.   

 Насчитывается несколько основных  разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :                                                         

-  парламентарные                                                          

-  президентские   

  Парламентская республика  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.    

 В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную  ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается  до тех пор у власти, пока  в парламенте они обладают  большинством. В случае утраты  доверия большинство членов парламента  правительство либо уходит в  отставку, либо через главу государства  добивается роспуска парламента  и назначения досрочных парламентских  выборов.      

 Как правило, глава государства  в подобных республиках избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.  

 Глава государства в парламентарной  республике обладает полномочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.  

 Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен-тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.  

 Главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. 

 

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.      

 Наиболее характерные черты  президентской республики :     

-  внепарламентский метод избрания президента и формирова-ния  правительства;      

-   ответственность правительства перед президентом, а не пе-ред парламентом;    

-   более широкие, чем в парламентарной республике, полномо-чия главы государства.           

 Классической президентской  республикой являются Соеди-

ненные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.      

 Президентская форма правления  в различных странах имеет  свои особенности. Во Франции  президент избирается всеобщим  голосованием. Избранным считается  кандидат, получивший абсолютное  количество голосов. Такой же  порядок избрания президента  установлен в России в 1991 году.         

 Характерным для всех президентских  республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо  совмещает полномочия главы государства  и главы правительства и участвует  в формировании кабинета или  совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими  важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.  

       В цивилизованных странах президентскую республику отли-чает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.      

 В странах Латинской Америки  часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.   

 В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий  между формами не существует. Их сближают общие задачи и  цели. 

 

 

 

3. Форма государственного устройства    

 Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.      

 В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.      

 Форма государственного устройства  показывает :    

-  из каких частей состоит внутренняя структура государства;  

-  каково правовое положение этих частей и каковы взаимоот-ношения этих органов;     

-   как  строятся отношения между центральными и местными государственными органами;     

- в какой государственной форме  выражаются интересы каждой нации,  проживающей на этой территории.       

     

 По форме государственного  устройства все государства можно  подразделить на три основные  группы :                                    

-   унитарное;                                    

-   федеративное;                                    

-   конфедеративное. 

 

 

 

3.1 Унитарное государство                                      

      

 Унитарное государство  -  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.      

       

 Унитарное государство характеризуется  следующими признака-

ми :      

-  унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные                и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими  органами;    

-  на территории унитарного государства действует одна кон-ституция, единая система законодательства, одно гражданство;      

-    составные части унитарного государства (области,  департа-менты, округа, провинции, графства) государственным  суверени-етом не обладают;        

-  унитарное государство, на территории которого  проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;       

-  все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;         

Информация о работе Форма правления