Форма правления и государственное устройство в различных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение элементов формы государства:
- форму правления;
- форму устройства;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
Глава I. Форма правления: монархия, республика………………
§ 1. Монархия – «власть одного»……………………………………….
§ 2. Республика как форма правления………………………………….
Глава II. Форма государственного устройства………………………………….....................................................
§ 1. Унитарное государство………………………
§ 2. Федеративное государство…………………………………………………………………….
§ 3. Конфедерация…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Библиография……………………

Работа содержит 1 файл

курсач маринеску.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов .

    Как правило, глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках  неодинакова.  В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

    Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

    Глава правительства ( премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед  парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет перспективы  развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого  общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию, Словакию и др. 

    Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая характеризуется тем, что  президент одновременно является и  главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.

    Наиболее  характерные черты президентской  республики:

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия  главы государства.

    Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в  основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

    Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

    Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

    В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей  нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

    Парламентарных  республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.

    В странах Латинской Америки часто  встречаются “суперпрезидентские  республики“. Эта форма правления - практически независимая, слабо  контролируемая законодательной и  судебной властью. Это особый конгломерат  традиционной формы с полудиктаторским управлением.

    Во  второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава государства  – президент, избирается народом  как и парламент. Он назначает  главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет  право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.

    В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами  не существует. Их сближают общие задачи и цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Форма государственного устройства.

    Форма государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное  строение государства, которое показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково их положение  и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

    Форма государственного устройства показывает:

    • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов;
    • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
    • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

    По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на  три основных группы:

     - унитарное;

     - федеративное;

     - конфедеративное.

§ 1. Унитарное государство

    Унитарное государство является преобладающим  в мире. К числу унитарных государств относится большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии.

    Унитарное государство - это единое цельное  государственное образование, состоящее  из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

      Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

    • унитарное устройство предполагает единые, общие для всей  страны высшие исполнительные, представительные и судебные  органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
    • на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
    • составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не  обладают;
    • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
    • все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на   международной арене;
    • имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

    Различия  в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.

    В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и, тем самым, с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

    Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Существует две ее разновидности – политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов, и т.д.                                       

§ 2. Федеративное государство

    Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство, части  которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

    Федеративное  государственное устройство неоднородно. В отличие от унитарии она сложна и многолика и в каждом случае обладает уникальными специфическими способностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

    Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

    Сейчас  эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).

    Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны  для большинства федеративных государств:

    1.  Территория федерации состоит  из территорий субъектов федерации (штатов, кантов, земель, республик и т.д.), которые в тоже время не обладают полным суверенитетом. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза).

  1. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
  2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, но она должна полностью соответствовать федеральной конституции.
  3. Субъекты федерации имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. Они имеют право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному закону.
  4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц (двойное гражданство).
  5. Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
  6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (Россия, США, Бразилия, Индия, Германия, Австралия, Венесуэла, Малайзия и др.).

Информация о работе Форма правления и государственное устройство в различных странах