Финансовая система страны в годы Великой Отечественной Войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

Великой Победе Союза Советских Социалистических Республик над фашистской Германией уже шестьдесят семь лет. Как отметил недавно Президент Российской Федерации В.В. Путин , если бы не было этой победы, не было бы нашей страны, не было бы нынешней Европы, мир был бы другим. И без сомнений, финансовая система СССР подверглась серьезному испытанию во время войны.

Содержание

Введение
1 Финансовая система СССР перед Великой Отечественной Войной
2 Финансовая система СССР во время Великой Отечественной Войны
Вывод
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовая система страны в годы ВОв.docx

— 34.63 Кб (Скачать)

    Количество бумажных денег в обращении в дореволюционной России увеличилось с 1,6 млрд. руб. накануне первой мировой войны до 23 млрд. руб. к исходу мировой войны. Следовательно, за три года первой мировой войны денежное обращение России увеличилось в 14 раз. В результате к 1917 году наступила денежная катастрофа, сопровождавшаяся кризисом всей дореволюционной экономики России. В СССР за три года Отечественной войны денежное обращение выросло в 2,4 раза и, хотя превышало размеры товарооборота в период военной экономики, всё же оставалось сравнительно устойчивым на протяжении всего периода Отечественной войны.

  Деньги и в период военной экономики СССР играли роль экономического инструмента, пользуясь которым Советское государство осуществляло контроль за общественным производством и распределением продуктов. Деньги как мерило издержек производства и обращения служат орудием учёта и контроля за себестоимостью, издержками производства и ценами. Деньги как средство обращения служат для сохранения устойчивых государственных розничных цен на  предметы первой необходимости. Деньги как средство платежа и накопления обслуживают мобилизацию сбережений трудящихся на нужды Отечественной войны. Таким образом, в период военной экономики СССР бюджет и кредит играли роль мощного рычага мобилизации средств населения и перераспределения материальных ресурсов в пользу Отечественной войны. Несмотря на увеличение выпуска денег в обращение, превышающее потребности товарооборота в период военной экономики, денежное хозяйство, опирающееся на твёрдые государственные цены, оставалось сравнительно устойчивым.

   Развитие военной финансовой системы СССР во время войны прошло два этапа. На первом этапе, в результате героического, титанического труда как рабочих и служащих, так и высшего руководства страны, вглубь страны было перебазировано 1360 крупных предприятий, оказавшихся под угрозой оккупации, при этом было перевезено почти 1,5 млн. вагонов с эвакуируемыми грузами и более 10 млн. человек. Многие предприятия через три недели после прибытия к новому месту дислокации уже начинали выпуск необходимой фронту продукции. На Урале и в Сибири в короткие сроки были построены крупные заводы и фабрики, запущены в серию новейшие образцы и системы вооружений.

 

   Была осуществлена перестройка всего народного хозяйства на военный лад. Женщины, старики, дети заменили у станков и доменных печей, у штурвалов тракторов и комбайнов ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они оснащали и кормили Красную Армию.

    На втором этапе решалась задача обеспечения слаженности военного хозяйства и роста военного производства. Перестройка народного хозяйства на военный лад, несмотря на колоссальные трудности, была проведена четко и заняла один год. В интересах отраслей, работавших непосредственно на нужды фронта, были перераспределены производственные мощности, оборотные фонды, рабочая сила. Капитальные вложения сосредоточивались на наиболее важных объектах. В соответствии с требованиями военного времени была перестроена система управления народным хозяйством.

    О масштабности преобразований финансовой системы СССР можно судить по следующим данным: в 1940 г. на нужды обороны расходовалось 15% национального дохода, в 1942 г. — 55%; в промышленном производстве доля военной продукции составила в 1940 г. — 26%, в 1942 г. - 68%. Продукция военной промышленности в 1942 г. превысила довоенный уровень на 86%. Уже в первый период Великой Отечественной войны Советскому государству удалось решить стратегически важную задачу — обеспечить численно возрастающую армию основными видами вооружений и свести на нет превосходство противника. Причем технические характеристики вооружения и военной техники постоянно улучшались.

   С первых дней войны финансовая служба приступила к финансированию потребностей военного времени в соответствии с заранее разработанными планами. Это позволило в начале войны оперативно и эффективно решать любые вопросы финансирования действующей армии. В ходе войны механизм этого финансирования совершенствовался исходя из складывающихся условий. Значимость труда военных финансистов подтверждается тем, что через финансовую службу Красной Армии обеспечивалось исполнение более 50% бюджета страны.

   Увеличение затрат на оборону обеспечивалось поступлением налогов и платежей от социалистического хозяйства (1940 г. - 90% всех доходов). В этот же период возрастал объем средств, вкладываемых в оборонную промышленность. В 1938 г. ее валовая продукция увеличилась против уровня 1937 г. на 36.4%, а в 1939 г. по сравнению с уровнем 1938 г. — на 46,5%. Резко возрастала численность Вооруженных Сил СССР.

    Наряду с увеличением расходов на оборону в предвоенные годы, Наркомфин большое внимание уделял и вопросам перевода финансовой системы СССР с мирных на военные рельсы. Благодаря заблаговременно принятым мерам войска с объявлением войны беспрепятственно получили в учреждениях Государственного банка СССР денежные средства, предназначенные для удовлетворения потребностей военного времени.

   Народным комиссариатом финансов СССР был оперативно организован прием от населения средств на приобретение вооружения, военной техники и на другие цели. Уникальный механизм сбора этих средств позволил получить: 13,0 кг платины, 130,7 кг золота, 9519.1кг серебра, драгоценностей, валюты и облигаций на 6,3 млрд. руб.

   В годы войны пересматривалась и структура расходов государственного бюджета в целях мобилизации дополнительных средств на военные нужды. Так, в начале войны были сокращены расходы на финансирование гражданских нужд и социально-культурные потребности, что позволило только за 1941— 1942 гг. дополнительно направить на оборону страны 40 млрд. руб.

       Важнейшей проблемой в период войны было финансирование расходов на оплату поставок вооружения; военной техники и имущества, объем которых резко возрастал. Однако на объем указанных расходов влияли не только количественные показатели поставок по их видам, но и цены на них. В отношении политики в области цен можно констатировать экономический феномен, выражавшийся в систематическом снижении цен на промышленную продукцию. В ходе войны, благодаря совершенствованию технологий и трудовому героизму трудящихся, значительно повысилась производительность труда. За 1942-45 гг. себестоимость продукции в государственной промышленности снизилась на 17,2%, в том числе большое снижение цен было достигнуто в военной промышленности.

   Большая работа была проведена по обеспечению стабильности денежного обращения и сохранению государственных розничных цен на товары народного потребления, поступлению денег в доход государства через размещение государственных займов. Наркомат финансов СССР держал под контролем и вопросы мобилизации и использования в войсках иностранной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

  В Великой Отечественной войне Советскому Союзу предстояло отражать агрессию Германии, экономика которой была усилена экономикой других государств и реально располагала промышленной базой всей Европы, в 1,5-2 раза превосходящей финансовую систему СССР. Преимуществом Германии был и двухлетний опыт ведения современных военных действий в Европе и Африке перед нападением на СССР, что не могло не сказаться на результатах начального периода Великой Отечественной войны.

   Потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили около 30% национального богатства. В ценах 1941 г. (без изменения масштаба иен) расходы Советского государства на войну с Германией, а также с Японией и потери доходов, которые в результате оккупации понесены государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением Советского Союза, составили не менее 1890 млрд. руб. Как минимум, 679 млрд. руб. составил ущерб, нанесённый нашему государству в результате огромных разрушений и разграбления государственного, кооперативного и личного имущества на территории, подвергшейся оккупации.

   Всего в период Отечественной войны наша страна потеряла около 27 млн. чел., из них 10,9 млн. чел. — на фронтах. Война оставила миллионы искалеченных людей, забота о которых на десятилетия легла на плечи государства.

    Великая Отечественная война явилась историческим противоборством двух диаметрально противоположных социальных систем и в корне различных идеологий, в ходе которого решалась судьба социализма, определялось общее направление мирового общественного развития. Советский народ во главе с партией коммунистов под руководством И. В. Сталина спас страну от тотального порабощения и уничтожения, вернул мир и свободу населению покоренной фашистами Европы. В годы суровых испытаний советские люди сражались за родную землю, защищая социалистический образ жизни. Вооруженная борьба Советского Союза стала битвой всех народов нашей страны.

   Без сильной экономики и устойчивой финансовой системы СССР эти задачи решить было бы невозможно. Финансовая система страны устояла и обеспечила ритмичное финансирование и Красной Армии, и народного хозяйства. Весомый вклад в эту победу внесли военные финансисты.

   С началом Великой Отечественной войны перед финансовой системой СССР были поставлены исключительно ответственные задачи. Требовалось мобилизовать крупные денежные средства и направить их на обеспечение нужд хозяйства, работавшего под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Анализ последних событий в мире показывает, что несмотря на все дипломатические успехи, главную угрозу России по-прежнему представляет политика США. которая направлена на превращение всего мира в зону своих экономических, политических и военных интересов. Это - открыто провозглашенный внешнеполитический курс Соединенных Штатов и их союзников, подтверждаемый высказываниями известных политических деятелей различных стран. Соответствующая направленность политики США проявляется и в отношении постсоветских государств, в которой четко прослеживается курс на военно-политическую изоляцию России. Это серьезная угроза независимости России, которая будет нарастать при ослаблении ее Вооруженных Сил.

   Вновь накапливаются огромные военные ресурсы вблизи границ России, наращивается военный потенциал. Чем может обернуться для мира такая политика? Исторически Россия не единожды ценой огромных собственных усилий и жертв защищала и спасала народы мира от порабощения. Видимо, из уроков истории рвущиеся к мировому господству государства сделали своеобразный вывод: только слабая Россия никого и никогда не защитит.     Действительность такова, что сегодня экономика нашей страны во многом воссоздается заново, в обществе крайне остро стоят социальные проблемы, наши Вооруженные Силы проходят мучительный этап мало кому понятных реформ. Россия потеряла не только бывших союзников по Варшавскому Договору. От нее отдаляются и многие бывшие советские республики - страны СНГ, образовавшиеся после развала СССР. Сегодня России действительно трудно. Однако вся сила наша - в нас самих и никто, кроме нас мам не поможет.

   Всегда необходимо помнить про специфику России, которая заключается в том, что России обладает огромной территорией с большими природными ресурсами. Сегодня она не имеет достаточных людских, материальных и финансовых ресурсов, чтобы их осваивать. Но это не снимает ни с общества, ни с правительства ответственность за сохранение территориальной целостности страны, её суверенитета, национальных богатств, национальной общности. Мировой экономический кризис только обострил стоящие перед нашей страной вызовы времени.

   Благодаря Советскому Союзу многие освобожденные от порабощении страны и народы 67 лет живут и развиваются в мирных условиях и процветают экономически. Между тем приходится признавать, победители в основной массе живут хуже побежденных. И это притом, что в международной практике принято возвращать долги. Вот почему сегодня представляется актуальной и целесообразной постановка вопроса о пересмотре долгов России, как правопреемницы СССР по долгам за освобождение народов Европы.

   Пусть героическое прошлое нашей страны, боевые подвиги фронтовиков явятся живым примером беззаветной преданности воинскому долгу и любви к своей Родине, послужит неисчерпаемым источником сил грядущему поколению во имя будущего России.

Список используемой литературы:

 

1. Павленко Н.И. Краткое пособие  по истории России.- ;М.: Высшая  школа, 1993.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Наумов  Н.В., Сивохина Т.А. Пособие по  Истории СССР для подготовительных  отделений вузов.-

М.: Высшая школа, 1987.

3. Маршал советского союза Г.К.  Жуков воспоминания и размышления/  под ред. Миркина А. Д. .- М:  Издательство агентства печати  новости, 1971

4. СССР в великой отечественной  войне 1941-1945/ под ред. Минасян  М. М. .-М: Военное издательство  Министерства Обороны СССР, 1970

 


Информация о работе Финансовая система страны в годы Великой Отечественной Войны