Автор: n******************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:21, реферат
Новгородское боярство, в отличие от боярства других княжеств, являлось не дружиной князя, а крупными землевладельцами и владельцами крупных капиталов. Боярство стояло во главе всего новгородского общества. Оно сложилось из военной старшины, управлявшей Новгородом до появления Рюрика. По разным обстоятельствам эта знать не утратила своего привилегированного положения и при князьях. Уже в XI в. князья, правившие Новгородом, назначали на местные правительственные должности людей из местного же общества. Таким образом, новгородская администрация по личному составу своему сделалась туземной еще прежде, чем сделалась выборной. Боярство являлось основной политической силой Новгорода
Глава 1. Феодальная республика Новгород. 3
§1.1. Общественный строй Новгорода. 3
§1.2. Государственный строй Новгорода. 7
Глава 2. Феодальная республика Псков. 10
§ 2.1 Общественный строй Пскова. 10
§ 2.2 Государственный строй Пскова. 13
Литература. 16
Федеральное агентство по образованию и науке
Стерлитамакский филиал
ГОУ
ВПО «Башкирский
Государственный
Университет»
Юридический
факультет
По дисциплине:
«История отечественного государства
и права »
На
тему: Феодальные республики на Руси.
Выполнил: студент I курса (ОДО)
Файзуллина А.С.
Группа 12
Глава 1. Феодальная республика Новгород. 3
§1.1. Общественный
строй Новгорода.
§1.2. Государственный
строй Новгорода.
Глава 2.
Феодальная республика
Псков.
§ 2.1 Общественный
строй Пскова.
§ 2.2 Государственный
строй Пскова.
Литература. 16
Глава 1. Феодальная республика Новгород.
§1.1.
Общественный строй
Новгорода.
Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению. Неравенство фактическое при полном равенстве юридическом стало причиной многочисленных новгородских бунтов.
Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, т.е. купцы и своеземцы, низший – черные люди.
Новгородское
боярство, в отличие от боярства
других княжеств, являлось не дружиной
князя, а крупными землевладельцами
и владельцами крупных
Средний класс новгородского общества в основном представлялся житьими людьми. Житьи люди – это население среднего достатка. Они представляли собой род акционеров, вкладывающих деньги в развитие международной торговли. Получая со своих земель доходы, житьи люди вкладывали их в купеческие предприятия, с чего и получали прибыль. В политической жизни города этот класс исполнял судебные и дипломатические поручения Совета господ, являлся представителем концов, в которых проживал.
В
отличие от других русских княжеств,
в Новгороде сохранился класс
мелких землевладельцев – своеземцев.
Но землевладение своеземцев несколько
отличалось от обычного боярского землевладения
- своеземцы очень редко владели
землями в одиночку. Обычно своеземцы
обрабатывали и приобретали землю
сообща – некоторое подобие
Купечество
было торговым классом, извлекающим
прибыль из выгодного географического
положения Новгорода. Купцы, в основном,
работали с помощью капиталов
бояр и житьих людей. Новгородское купечество
вело крупную транзитную торговлю и
имело собственные земельные
владения. Постепенно купечество начало
разделяться на "сотни". Каждая
сотня имела свой устав, свои привилегии.
Самое привилегированное
Не принадлежавшее к первым двум классам население называлось “черными людьми”. Разумеется, черные люди составляли большинство населения Новгородской республики. К ним принадлежали жившие в городах ремесленники и мелкие торговцы, сельское население: смерды и земцы. Они несли повинности по строительству и ремонту мостов и дорог, сооружению церквей и городских укреплений, в военное время призывались в ополчение. Черные люди, как и все свободное население Новгорода, имели право принимать участие в вечах.
Основная
масса сельского населения
Самой
бесправной группой населения в
Новгороде были земцы (холопы). Первоначально
земца нельзя было судить без его господина.
Договор новгородцев с князем Ярославом
Ярославичем 1270 г. постановил не верить
доносу холопов на своих господ. Так Земцы
постепенно с развитием боярского землевладения
теряли свои права.
§1.2. Государственный строй.
Вече. Вече — собрание части мужского населения города, обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя [4], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[5]. В результате второго похода (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родо-племенных советов.
Княжеская власть. Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем [4] из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли, были свои князья, см. статью Новгородская земля).
Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но возможно и в городе — «Ярославово Дворище».
Посадник
Исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного вече. В их функции входило: сношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вече). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.
Тысяцкий был
предводителем новгородского
Совет господ
Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:
Регулирование взаимоотношений Совета
господ, посадника и веча с князем
устанавливались особыми
С XV века фактическим главой Совета господ, а также республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины[6].
Вывод
по Главе 1. Феодальная
республика Новгород.
История Новгородской феодальной республики, как и вся Русская история, очень поучительна.
История Новгорода Великого говорит нам, что у России есть опыт построения демократического государства, насчитывающий, по крайней мере, три с половиной столетия. Разумеется, никто в Средние века не рассуждал о правах человека и свободе слова, но основной принцип, запечатленный в самом названии демократии (народовластие), был определяющим в новгородском государственном устройстве; новгородцы назывались вольными гражданами Новгорода.
Но
вот что интересно: за мнимым народовластием
скрывалась боярская олигархия. За полным
юридическим равенством скрывалось
неравенство экономическое и, как
следствие, фактическое неравенство
прав. И в этом еще один урок истории:
за провозглашаемыми демократическими
правами может стоять самая примитивная
финансовая олигархия. И если крупные
новгородские капиталисты – бояре
находили способ дурачить ”вольных граждан”
тогда, когда население небольшого,
по нынешним меркам, города могло непосредственно
общаться с предcтавителями власти,
то в наше время развития средств массовой
информации и населением в десятки миллионов
человек, когда претендентов во власть
иначе как по телевизору увидеть трудно,
у олигархии есть хорошие возможности
для процветания.